Возможно ли эффективное взаимодействие между учеником и учителем если учитель не уважает ученика (ученик не уважает учителя)?
Возможно ли эффективное взаимодействие между учеником и учителем если учитель не уважает ученика (ученик не уважает учителя)?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможно ли эффективное взаимодействие между учеником и учителем если учитель не уважает ученика (ученик не уважает учителя)?
Попробуем ответить на этот вопрос, рассуждая.
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие — цель, воспитание — средство ее достижения. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Взаимоуважение, вежливость, приветливость, внимательность друг к другу, – вот всё, что требуется от обеих сторон. Учителям нравится, когда ученики не опаздывают, приходят подготовленные, внимательно относятся к требованиям учителя. А ученикам нравятся те учителя, которые объясняют тему интересно и на доступном для ученика языке.
Чтобы не вступать в конфликт с учителем надо просто найти общие интересы и действовать. Если ученик не нарушает общественных норм, выполняет требования, то учитель не будет строго к нему относиться. Но и учитель не должен оскорблять ученика при всех. Надо видеть не только отрицательные стороны ученика, а найти изюминку.
Необходимо видеть не только отрицательные стороны ученика, но и положительные.
Что необходимо помнить, чтобы не допустить конфликтной ситуации между учителем и учеником?
1. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты. Приходите на урок хорошо подготовленными, если даже от детей нет отдачи, поверьте, когда-то отдача будет.
2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. Помните, что такие эмоции влияют на здоровье.
3. Помните о том, что несправедливо выставленная оценка тоже приводит к большому конфликту.
4. Не злоупотребляйте своим учительским авторитетом. Не используйте оценки как средство наказания за нарушение дисциплины.
5. Не предъявляйте завышенные требования к учащимся.
6. Помните, что и «трудные ученики» – это чьи-то дети!
В процессе формирования навыков общения в межличностных отношениях учителя и учащихся встречаются различные ситуации. Недостаточное владение учителем культурой педагогического общения или несоблюдение норм общения могут привести к возникновению определенных проблем. В силу этого иногда можно увидеть обострение отношений между учителем и учеником, учителем и учащимися. Эффективность разрешения (устранения) проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя, с его культурой. Основой отношений педагога с учащимся является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ученика, проявление доброты и сердечности к нему.
Психологическое восприятие и понимание учителем учащихся способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность учителю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние ученика, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания ученика.
Процесс восприятия, понимания ученика связан с умением и культурой внимательного его выслушивания.
К сожалению, большинство учителей в процессе общения не соблюдают культуру слушания ученика. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Учитель должен владеть умением слушать, так как слушание ученика это составная часть педагогической деятельности. Существует несколько видов слушания в педагогическом процессе. Активное слушание всего по порядку, невнимательное слушание и слушание с выражением чувств.
Основой активного слушания является выразительная информация. Для такого слушания нужно, чтобы информация была четкой и конкретной, поэтому в состав беседы входят уточняющие вопросы собеседнику.
Эффективными приемами активного слушания собеседника можно считать следующие:
- изложение мыслей собеседника своими словами, повторение мыслей собеседника с использованием дополнительных фраз. Например: «Если я вас правильно понял, …», «Понятно, что,…», «По вашему мнению, …», «Как вы понимаете, …». Основная цель такой беседы — обмен информацией и уточнение смысла. Для обмена мнением с собеседником выбирается наиболее важная часть информации. Введение же уточняющих фраз и реплик не должно противоречить этике общения. Важное значение имеет также то, как собеседник с другой стороны использует мысли первого для себя.
- выводы в процессе общения. Умение делать выводы по ходу беседы позволяет излагать мысли в более краткой форме, так как краткость изложения — это умение сконцентрироваться на главном. К примеру, выражения типа: «Если мы подытожим ваши мысли, …», «Основываясь на вашем высказывании, …», «По-вашему получается, что …» ориентируют собеседника на конкретное определение цели своего высказывания. Формулирование выводов в процессе беседы воздает возможность обсудить их, проанализировать возражения (если они будут), решить проблемы в определенное время. Вывод или обобщение важны также и потому что не позволяют «уходить в сторону» от основной мысли, «перескакивать» с одной темы на другую. С психологической точки зрения, для процесса общения необходимо создание благоприятной дружеской обстановки.
- прием развития идеи; использование данного приема в процессе общения имеет целью привести мысли собеседника к логическому заключению. Предварительно выдвигаются версии о причинах какого-либо услышанного события. С помощью названного приема конкретизируется сущность высказанной мысли, активизируется процесс общения, обеспечивается объективность информации и устраняется риск принятия необдуманного решения.
Итак, работая над взаимоотношениями с учеником , над самим собой воспитатель, учитель может исправить ситуацию и сделать их эффективными.