О воспитании культуры произношения в школе.
Привитие культуры произношения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О воспитании культуры произношения в школе. | 13.89 КБ |
Предварительный просмотр:
О воспитании культуры произношения в школе.
Более полувека назад, характеризуя состояние работы над произносительной культурой учащихся, Л. Богоявленский писал: «Мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да ещё редкая гостья, парадная, так сказать».
Что же изменилось за прошедшие годы? Стала ли забота о произносительной культуре детей полноправной хозяйкой в стенах нашей школы? Очень хотелось бы ответить на данный вопрос утвердительно. Но в настоящее время положение с культурой произношения младших школьников поистине бедственное.
По-прежнему, как и десятки лет назад, учитель начальных классов все усилия тратит на становления письменной речи детей, забота о звучащей речи, о культуре произношения отодвинута на задний план. Письмо, а точнее, даже одна её сфера – орфография, но совсем не произношение, не орфоэпия волнует сердце каждого учителя. Да, термин орфоэпия введен в современные программы по русскому языку для начальных классов. Однако одного этого мало, чтобы коренным образом изменить отношение педагогов к воспитанию учеников, умеющих говорить и читать в соответствии с нормами литературного произношения.
Орфоэпия и орфография в школьной практике по-прежнему не только неравноправны, но зачастую и вовсе разъединены. До тех пор, пока наша школа не соединит на своих уроках эти две стороны литературного языка, она не решит и проблем орфографии. До тех пор, пока наша школа не начнёт заниматься развитием произносительно-слуховой культуры детей, она будет напоминать известную «Птичью школу» Б. Заходера:
-Второй урок – родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!
Современный урок русского языка описан в забавном стихотворении очень достоверно: всё внимание детей - к слову написанному, а слово сказанное никого не беспокоит: говорите, как хотите, как привыкли!
Правило произносить «кто как привык», бытующее в практике, должно уступить место правилу произносить грамотно, литературно. И если первым правилом дети овладевают в семье, то второе осваивают в школе.