О воспитании культуры произношения в школе.

Папанова Светлана Юрьевна

Привитие культуры произношения в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О воспитании  культуры произношения в школе.

Более полувека назад, характеризуя состояние работы над произносительной культурой учащихся, Л. Богоявленский писал: «Мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да ещё редкая гостья, парадная, так сказать».

Что же изменилось за прошедшие годы? Стала ли забота о произносительной культуре детей полноправной хозяйкой в стенах нашей школы? Очень хотелось бы ответить на данный вопрос утвердительно. Но  в настоящее время положение с культурой произношения младших школьников поистине бедственное.

По-прежнему, как и десятки лет назад, учитель начальных классов все усилия тратит на становления письменной речи детей, забота о звучащей речи, о культуре произношения отодвинута на задний план. Письмо, а точнее, даже одна её сфера – орфография, но совсем не произношение, не орфоэпия волнует сердце каждого учителя. Да, термин орфоэпия введен в современные программы по русскому языку для начальных классов. Однако одного этого мало, чтобы коренным образом изменить отношение педагогов к воспитанию учеников, умеющих говорить и читать в соответствии с нормами литературного произношения.

Орфоэпия и орфография в школьной практике по-прежнему не только неравноправны, но зачастую и вовсе разъединены. До тех пор, пока наша  школа не соединит на своих уроках эти две стороны литературного языка, она не решит и проблем орфографии. До тех пор, пока наша школа не начнёт заниматься развитием произносительно-слуховой культуры детей, она будет напоминать известную «Птичью школу» Б. Заходера:

-Второй урок – родной язык.

Запомним: пишется «чирик»,

А произносится «чивик»

Или «чилик», кто как привык!

Современный урок русского языка описан в забавном стихотворении очень достоверно: всё внимание детей  - к слову написанному, а  слово сказанное никого не беспокоит: говорите, как хотите, как привыкли!

Правило произносить «кто как привык», бытующее в практике, должно уступить место правилу произносить грамотно, литературно. И если первым правилом дети овладевают в семье, то второе осваивают в школе.