Воспитательный аспект в условиях реализации требований ФГОС
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
(Ст. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 683.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы для самоконтроля Дайте определения понятиям «воспитание», «воспитательный процесс», «социализация» из нормативно-правовых, методических документов. Дайте характеристику базовым национальным ценностям согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Охарактеризуйте портрет выпускника начальной, основной и старшей школы . Опишите структуру Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся НОО, структуру Программы воспитания и социализации обучающихся ООО. Опишите планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся. Представьте современные воспитательные технологии, позволяющие реализовать ФГОС.
Определение образования Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов . ( Ст. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
О воспитании в нормативных документах Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. ( Ст. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
О воспитании в нормативных документах Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в ФГОС, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждой общеобразовательной организации. Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательной организации становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д . (Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях )
Основные определения Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений; Развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.; Воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России - высоконравственный , творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом Духовно-нравственное воспитание личности педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носители ценностей: многонациональный народ РФ, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество
Портреты выпускников Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный , активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный , умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портреты выпускников Основная школа любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества , народа , человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством ; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Портреты выпускников Выпускник школы любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, народа , человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок , осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии ; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни .
Требования к структуре основных ООП: НОО и ООО Компоненты ООП НОО Компоненты и разделы ООП ООО Целевой Содержательный Организационный Пояснительная записка; Планируемые результаты; Учебный план; Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся; Программы отдельных учебных предметов, курсов; Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы; Система оценки достижения планируемых результатов. Пояснительная записка; Планируемые результаты; Система оценки достижения планируемых результатов. Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование ИКТ-компетенций обучающихся, учебно-исследовательской и проектной деятельности; Программы отдельных учебных предметов, курсов; Программа воспитания и социализации обучающихся, включающую направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы. Учебный план; Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа воспитания и социализации на уровне основного общего образования должна быть направлена на формирование уклада школьной жизни , обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся , включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий , культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Структура Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся НОО цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; основные направления духовно-нравственного развития и воспитания; принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания; содержание духовно-нравственного развития и воспитания; виды деятельности и формы занятий; условия совместной деятельности ОО с семьями обучающихся, с общественными институтами ; принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей обучающихся; планируемые воспитательные результаты. Структура Программы воспитания и социализации обучающихся ООО цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры; содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися; формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации; этапы организации работы ОО совместной деятельности с другими организациями; основные формы организации педагогической поддержки социализации; модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни ; деятельность ОО в области непрерывного экологического и здоровьесберегающего образования; система поощрения социальной успешности обучающихся; критерии, показатели эффективности деятельности ОО по воспитанию; методика и инструментарий мониторинга воспитания и социализации; планируемые результаты.
Планируемые результаты воспитания Воспитательный результат – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде воспитательной деятельности. Воспитательный эффект – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся : 1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении. 3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии , по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический). Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический); Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся .
Надежность диагностирования воспитания Это оценка достигнутого в воспитании: формирования знаний и понятий, формирования убеждений и формирования чувств, перехода через предыдущие этапы в конечный результат – поведение.
Направления воспитания и социализации Ценности (критерии) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов Когнитивный (знаю) Планируемые результаты:
воспитание социальной ответственности и компетентности правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны Планируемые результаты:
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности Планируемые результаты:
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой Планируемые результаты:
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии Планируемые результаты:
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности Планируемые результаты:
Определение «воспитательная технология» Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития .
ПРИЗНАКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ - Воспитание приобретает целостный (комплексный ) характер; - Привлечение к воспитательной деятельности лиц, владеющих технологическими операциями; - Четкое соблюдение воспитательных этапов.
Компоненты воспитательных технологий - Наличие четко сформулированной цели ; - Наличие определенной концепции ; - Поэтапная, пошаговая структура деятельности ( алгоритм ); - Совокупность воспитательных ситуаций , в которые вовлекаются учащиеся; - У словия , в которых реализуется технология (организационно- деятельностный компонент); - Критерии и механизм оценивания воспитательных результатов и достижений обучающихся .
Содержание воспитательных технологий Научно обоснованные социализированные требования, Передача социального опыта, Постановка цели и анализ сложившейся ситуации, Социализированная оценка ученика, Организация творческого дела, Создание ситуации успеха.
Воспитательные технологии, используемые в образовательной организации : коллективное творческое дело шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН) групповая проблемная работа (разработка проектов) диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты) тренинг общения « информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды ) и др.
Примеры современных воспитательных технологий Выделяют шесть стадий организации и проведения КТД: 1) предварительная работа или стартовая беседа воспитателя, создание положительной мотивации; 2) коллективное планирование, разработка КТД; выбор совета дела; 3) коллективная подготовка КТД (уточнение программы, распределение поручений, подготовка оформления, творческих сюрпризов); 4) проведение КТД. Выделяют следующие схемы форм проведения КТД: бой, защита, эстафета, путешествие, ролевая игра и др. 5) коллективный анализ (разговор по кругу); 6) ближайшее последействие (выработка дальнейших действий, педагогический анализ отношений в коллективе).
Примеры современных воспитательных технологий Технология организации и проведения группового воспитательного дела Н. Е. Щурковой Алгоритм занятия включает следующие этапы: 1) постановка вопроса, имеющего жизненное значение для человека и актуального для детей (например, роль одежды и ее место в жизни человека); 2) осмысливание и фиксация в точных формулировках значения основного понятия (определение одежды из толкового словаря); 3) подбор иллюстративных примеров реального воплощения понятия в действительности (функции тех или иных предметов одежды); 4) подбор особых ситуаций, благодаря которым поставленный вопрос принимает проблематичный характер и иллюстрирует проблему жизни, т.е. становится философским (проблема формы и содержания, например, на свадьбу человек пришел в траурной одежде);
5) изучение того, как данная проблема решается в философии (Гегель: форма – то же содержание), формулировка решения проблемы; 6 ) проведение ролевой игры, иллюстрирующей данную проблему; 7) организация рефлексии для осмысления каждым участником своих духовных усилий и личностных выводов. При проведении такого рода занятий необходимо учитывать следующие требования: предоставлять каждому право на свободу мнений и высказываний; обращаться к непосредственному опыту детей, организовывать наглядно-иллюстративную обеспеченность; опираться на игровые ситуации.
Шоу - технологии 1. Подготовка «Сцена», Ведущий, «Зал», Оценивание, Оформление . 2. Основные механизмы: Эмоциональное заражение, Общие символы, Соревновательность , Импровизация. Исходное условие - наличие группы организаторов 3. Реализация Запуск, Задание-оценивание, Финал. 4. Диагностика результатов зафиксировать факт совершившегося, выявить отношение зрителей и выступающих к этому опыту.
Определение интерактивных технологий Интерактивное технологии в воспитании – это: Взаимодействие обучающихся и взрослых с организованной обратной связью субъектов и объектов воспитательного процесса, с двусторонним обменом информации между ними. Такая организация процесса воспитания , в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников воспитательном процессе .
Интерактивные условия
Основные требования успешной работы в интерактивной технологии
Формы интерактивных технологий Социально-педагогические и психологические игры, Социально-педагогический тренинг, Социально-значимые проекты, Интерактивные КТД, Дебаты.
Спасибо за внимание!
Комментарии
Спасибо за очень
Спасибо за очень своевременную работу. Для крымчан данный вопрос изучения воспитательного аспекта в условиях реализации требований ФГОС сейчас приобретает важную роль, а для меня особенно, т.к. работаю воспитателем в специальной школе-интернате.