Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
Рабочая программа по ИЗО составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5-9 классы. Авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, В.И.Колякина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО 5 класс | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»
РАССМОТРЕНО: Руководитель кафедры _______________ /______________________/ «___» _____________________ 2014г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора школы ________________ «___» _____________________ 2014г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ____________________ «____» __________________ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2014-2015 учебный год
Название предмета искусство (изобразительное искусство)
Класс 5 класс
Учитель Волкова Наталья Александровна
Общее количество часов на предмет по учебному плану 35
Из них на:
I четверть _8__
II четверть __8__
III четверть _9__
IV четверть _10__
По __1_ часу в неделю. Всего учебных недель 35
на практические работы ____ часов
контрольные работы ____ часа
Предусмотрено 3 часа самостоятельной работы обучающихся
Составлен в соответствии с программой общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5-9 классы. Авторы программы Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, В.И.Колякина, Г.А.Поровская. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2010 год.
Учебник: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. «Изобразительное искусство 5 класс». Москва, издательство «Просвещение»,2011 год.
Рассмотрен на заседании кафедры (протокол № ____ от ____________ 2014г.
Рекомендован к использованию в образовательном процессе научно-методическим советом школы (протокол №_____ от ________2014 г.
Председатель НМС__________________ /___________________________/
Пояснительная записка
к рабочей программе по «Изобразительному искусству» 5 класс
1.Рабочая программа разработана на основе:
1.1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 года.
1.2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом МО и науки РФ Приказ от 31 марта 2014 г. №253
1.3. Примерной программы основного общего образования. Искусство. 5-9 классы. Москва. «Просвещение», 2010 год.
1.4.Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5-9 классы. Авторы программы Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, В.И.Колякина, Г.А.Поровская. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2010 год.
2. Цели, задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:
- формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Задачи программы:
- воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса взаимодействия культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего государства;
- воспитывать интерес к искусствам народов мира;
- формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения знаний о положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства; умение анализировать произведения различных видов и жанров искусства;
- развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;
- развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в рамках культурной жизни семьи, школы, района;
- развивать умения создавать художественные проекты - импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов.
Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
- содержательно – деятельностный подход (учащиеся включены в активную учебную и художественно-творческую деятельность, ориентированную на положительный результат);
- системно - комплексный подход, который реализуется в процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися;
- личностно-ориентированный подход (программа построена с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности);
- региональный подход (учитываются художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России).
В программу включены основные виды художественно-творческой деятельности:
- ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
- изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура;
- декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
- художественно-конструкторская деятельность;
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
В преподавании материала по изобразительному искусству особая роль отводится современным мультимедийным технологиям обучения (виртуальные экскурсии, последовательность выполнения работы, мастер-классы, видеопоказы и т.д.). В работу внедряются инновации: использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, здоровьесберегающие, проектные технологии.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Каждая четверть рабочей программы имеет своё название. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
3. Рабочая программа по «Изобразительному искусству» ориентирована на использование учебно-методических и дополнительных пособий:
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. «Изобразительное искусство 5 класс». Допущено Министерством образования РФ. Москва, издательство «Просвещение»,2011 год.
- В.Д.Дроздова «Поурочные планы по изобразительному искусству» 5 класс. Издательство «Учитель». Волгоград, 2009 год;
- О.А.Павлова «Изобразительное искусство 5-7 класс. Обучение основам изобразительной грамотности» Издательство «Учитель», Волгоград,2009 год;
- «Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом»: практический курс. – Москва,2009 год;
- «Рисуем костюм»/ Авт. – сост. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов., Харвест, 2005 год;
- Сокольникова В.С. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 частях: Рисунок. Композиция. Живопись. Краткий словарь художественных терминов/ В.С.Сокольникова, В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – Обнинск: издательство «Титул», 2006 год;
- «Цветочные узоры Полхов-Майдана». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2009 год;
- «Дымковская игрушка». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;
- «Хохломская роспись». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;
- «Жостовский букет». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;
- «Сказочная гжель». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;
Наглядно – дидактические пособия:
- «Дымковская игрушка». Наглядно-дидактическое пособие – мир в картинках. Москва, издательство «Мозаика синтез», 2011 год;
- «Хохлома – изделия народных мастеров». Наглядно-дидактическое пособие – мир в картинках. Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;
- «Городецкая роспись по дереву». Наглядно-дидактическое пособие – мир в картинках. Москва, издательство «Мозаика синтез», 2011 год;
Электронные пособия:
- «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». «Новый диск». Москва, 2008 год;
- «Эрмитаж. Искусство западной Европы». Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт». Москва, 2005 год;
- Мировая художественная культура. Библиотека электронных пособий. ЗАО «Инфостудия ЭКОН», 2005 год;
- «История искусства» Министерство образования РФ. ГУРЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий», 2005 год;
- «Шедевры русской живописи» издательство «Кирилл и Мефодий», 2005 год.
4. Программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год. В соответствии с базисным учебным планом школы в 2014 - 2015 учебном году на изучение изобразительного искусства в 5 классе выделено 35 часов в год, 1 час в неделю, предусмотренного программой. Все разделы авторской программы для 5 класса сохранены, но внесены следующие изменения в количество часов для изучения отдельных тем и включены в разделы рабочей программы.
Наименование раздела, темы. | Количество часов по плану | Фактическое количество часов |
Блок 9. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа Тема «Братья наши меньшие в твоей жизни» | 2 часа 1 час | 3 часа 2 часа |
Таким образом, вся программа по изобразительному искусству в 5 классе составляет 35 часов в год.
5. Формы организации учебного процесса и их сочетание:
индивидуальные, групповые, работа в парах, коллективная, индивидуально-групповые, фронтальные.
Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления знаний, урок закрепления новых знаний и выработки умений, урок обобщения знаний, комбинированный урок, урок – игра, урок – практикум, урок- путешествие, интегрированные уроки.
6. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Текущий, самостоятельная практическая работа, самоконтроль, взаимоконтроль, наблюдение, контроль выполнения упражнений и практической работы, ответы на вопросы.
Формами контроля на уроке являются устный опрос, творческие и практические работы.
7.Результаты обучения:
В результате изучения изобразительного искусства, обучающиеся должны знать:
- жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический);
- виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
- имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их произведения;
- выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция );
- проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников (Масленица, Троица), классической оперы, образа положительного героя былин и сказок народов России и мира).
Уметь:
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
- применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;
- применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;
- изображать с натуры, по памяти и представлению фигуру человека, животных с натуры, по памяти и представлению с передачей движения и пропорций;
- создавать эскизы декоративных композиций;
- изображать с натуры, по памяти и представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;
- создавать эскизы декоративных композиций;
- сравнивать предметы по форме, размеру, фактуре материала изображаемых с натуры предметов;
- самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенности традиций искусства родного края;
- создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;
- работать в творческих группах.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эстетической оценки явлений окружающего мира;
- восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
- участия в культурной жизни семьи, школы, родного края;
- сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.
Карта программно-методического обеспечения предмета «Изобразительное искусство» в МОСШ п.Верхнеказымский на 2014 - 2015 учебный год
Учитель | Класс | Предмет | Программа (автор, составитель, сайт МОиН РФ; название; год издания) | Гриф МОиН РФ | Учебник (автор, название, год издания) | Кол-во недост. | Методическое пособие (автор, название, год издания) |
Волкова Н.А. | 5 | Изобразительное искусство | «Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство 5-9 классы». Автор Т.Я.Шпикалова. Допущено Министерством образования и науки РФ. Москва.«Просвещение», 2010 год. | Допущено | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. «Изобразительное искусство 5 класс». Рекомендовано министерством образования РФ. Москва, издательство «Просвещение»,2011 год. | В.Д.Дроздова «Поурочные планы по изобразительному искусству». 5 класс. Издательство «Учитель». Волгоград, 2010 год. |
Системно–деятельностная основа календарно-тематического плана по «Изобразительному искусству» 5 класс
№ п/п | Наименование раздела и тематического блока курса | Кол-во часов | Виды учебной деятельности учащихся на уроке | Формы контроля достижения целей | Материальное обеспечение |
1 | Образ матери-земли в искусстве | 8 | Беседы,дисскусии, поисковая работа, просмотр слайд-презентаций, работа с книгой, художественно-конструкторская и творческая деятельность. Индивидуальная работа. | Наблюдение. Контроль выполнения практической работы. Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы | Акварель, гуашь, альбом, простые и цветные карандаши, Кисти. Фломастеры, учебные плакаты, книги по ИЗО, иллюстрации. ЦОР, ПО. |
2 | Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве | 8 | Беседы, дискусии поисковая работа, просмотр слайд-презентаций, работа с книгой. Работа в парах, индивидуальная работа. | Наблюдение. Контроль выполнения практической работы. Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы | Акварель, гуашь, альбом, простые и цветные карандаши, кисти, цветная бумага, клей, ножницы, учебные плакаты, книги по ИЗО, иллюстрации. ЦОР, ПО. |
3 | Лад народной жизни и образы его в искусстве | 10 | Беседы, поисковая работа, просмотр слайд-презентаций, работа с книгой, художественно-конструкторская и творческая деятельность. Работа в парах, индивидуальная работа. | Наблюдение. Контроль выполнения практической работы. Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы | Акварель, альбом, простые и цветные карандаши, кисти, пластилин, Фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, учебные плакаты, книги по ИЗО, иллюстрации. ЦОР, ПО. |
4 | Образ единения человека с природой в искусстве | 9 | Поисковая работа, просмотр слайд-презентаций, работа с книгой, художественно-конструкторская и творческая деятельность. Работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. | Наблюдение. Контроль выполнения практической работы. Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы | Акварель, альбом, простые и цветные карандаши. Кисти, пластилин, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, учебные плакаты, книги по ИЗО, иллюстрации. ЦОР, ПО. |
Календарно-тематический план по «Изобразительному искусству» 5 класс
№ п/п | Дата | Корректировка | Тема урока | Номер и наименование практической и контрольной части программы | Домашнее задание: - репродуктивный уровень (для всех); - конструктивный уровень; - продуктивный (творческий) уровень. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 четверть (9 часов) | |||||
Образ матери-земли в искусстве (8 часов) | |||||
Блок 1. Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве ( 3 часа) | |||||
1 | 03.09. | Красота осеннего пейзажа. | Осенний пейзаж в технике монотипии. | Сбор информации по теме. | |
2 | 10.09. | Осенние мотивы. | «Осень в парке» | Найти стихи о природе. | |
3 | 17.09. | Осеннее настроение. | Иллюстрация к лирическим стихам русских поэтов. | Найти определение понятия «натюрморт». | |
Блок 2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве (5 часов) | |||||
4 | 24.09. | Дары осени. | Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов. | Подобрать загадки про фрукты, овощи. | |
5 | 01.10. | Богатый урожай. | Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. | Найти определение понятия «коллаж». | |
6 | 08.10. | Осень в твоем натюрморте. | Декоративная композиция натюрморта «Яблоки и рябина» в технике коллажа. | Подобрать изображения натюрморта. | |
7 | 15.10. | Осень в твоем натюрморте. | Декоративная композиция натюрморта «Букет цветов и фрукты» в технике коллажа. | Оформление творческих работ. | |
8 | 22.10 | Чудо-дерево. | Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево». Стилизация. | Подобрать изображения набросков человека. | |
Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве (8 часов) | |||||
Блок 3. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 часа) | |||||
9 | 29.10. | Человек и земля-кормилица. | Зарисовка фигуры человека с натуры по описанию. | Подобрать пословицы о труде и отдыхе. | |
2 четверть (7 часов) | |||||
10 | 12.11. | Делу - время, потехе – час. | Эскиз композиции на тему «Осенние посиделки». | Сбор информации по теме. | |
11 | 19.11. | Осенние посиделки. | Композиции на тему «Осенние посиделки». | Подобрать потешки, шутки,прибаутки. | |
12 | 26.11. | Осенние посиделки. | Композиции на тему «Осенние посиделки». | Подобрать иллюстрации о зиме. | |
Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека (2 часа) | |||||
13 | 03.12. | Зимняя пора. | Рисование по памяти пейзажа «Зимние причуды». | Подобрать загадки о зиме. | |
14 | 10.12. | Зимняя пора. | Рисование по памяти пейзажа «Зимние причуды». | ||
Блок 5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев ( 2 часа) | |||||
15 | 17.12. | Портрет героев сказок и былин для школьной новогодней галереи. | Портреты былинно-сказочных героев (по выбору). | Составить кроссворд о сказочных героях. | |
16 | 24.12. | Портрет героев сказок и былин для школьной новогодней галереи. | Портреты былинно-сказочных героев (по выбору). | Подобрать иллюстрации деревянных построек. | |
3 четверть ( 10 часов) | |||||
Лад народной жизни и образы его в искусстве (10 часов) | |||||
Блок 6. Польза и красота в образах деревянного зодчества ( 5 часов) | |||||
17 | 14.01. | Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. | Зарисовки деревянных построек своего города. | ||
18 | 21.01. | Изба как модель мироздания. | Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома. | Сбор информации по теме. | |
19 | 28.01. | Изба- произведение русских древоделов. | Конструирование из бумаги крестьянского подворья. | Сообщение «Деревянное зодчество». | |
20 | 04.02. | Фасад – лицо избы, окна – ее глаза. | Конструирование из бумаги крестьянского подворья. | ||
21 | 11.02. | Фасад – лицо избы, окна – ее глаза | Украшение готового макета крестьянской избы. | Прочитать сказку «Снегурочка». | |
Блок 7. Образ народной жизни в опере - сказке «Снегурочка» ( 2 часа) | |||||
22 | 18.02. | Декорации к опере-сказке «Снегурочка». | Эскиз декорации к сказке. | ||
23 | 25.02. | Герои сказки в оперной постановке. | Выполнение эскизов костюмов персонажей к опере-сказке «Снегурочка». | Оформление творческих работ. | |
Блок 8. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры ( 3 часа) | |||||
24 | 04.03. | Масленица – праздник конца зимы и начала весны. | Зарисовки по памяти людей в народных костюмах. | Сообщение «Широкая Масленица». | |
25 | 11.03. | Гулянье на широкую Масленицу. | Выполнение фигур людей в цвете. | Подобрать пословицы о блинах. | |
26 | 18.03. | Гулянье на широкую Масленицу | Составление панно «Широкая Масленица». | Оформление творческих работ. | |
4 четверть ( 9 часов) | |||||
Образ единения человека с природой в искусстве (9 часов) | |||||
Блок 9. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (3 ч.) | |||||
27 | 01.04. | Братья наши меньшие в твоей жизни. | Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению. | Загадки о животных. | |
28 | 08.04. | Братья наши меньшие в твоей жизни | Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению. | Пластилин | |
29 | 15.04. | Животное и его повадки в творчестве анималистов. | Лепка с натуры, по памяти и представлению животного с использованием разных приемов лепки. | Найти определение понятия «экология». | |
Блок 10. Тема защиты природы в искусстве ( 2 часа) | |||||
30 | 22.04. | Экологическая тема в плакате. | Плакат «Экология в картинках». | ||
31 | 29.04. | Экологическая тема в плакате. | Плакат «Пусть поют птицы». | Оформление творческих работ. | |
Блок 11. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве ( 4 часа) | |||||
32 | 06.05. | Обрядовая кукла троицыной недели. | Конструирование Троицкой куклы в образе лесной девы. | Сообщение «Праздник Троица». | |
33 | 13.05. | Обрядовая кукла троицыной недели. | Конструирование Троицкой куклы в образе лесной девы. | Сбор информации по теме. | |
34 | 20.05. | В Троицын день. | Композиция «Хоровод». | Подобрать иллюстрации – народные гуляния. | |
35 | 27.05. | В Троицын день | Композиция «Хоровод». |