Чтение – праздник души.
Детство – пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.
Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном языке, его красоте, выразительности, многообразии.
В наше время в каждом доме есть телевизор, а у некоторых еще и компьютер. Многие родители приобретают видеозаписи детских стихов и сказок в исполнении артистов, художников, музыкантов. Особенно любимы мультфильмы и телефильмы.
Смотреть телевизор легче, чем читать, и ребенок, предоставленный самому себе, предпочитает «видики», а не книги, поэтому необходимо руководство, обеспечивающее разумное сочетание экранной и словесной детской литературы. Тем не менее, телевидение способно и привлечь ребенка к книге. Надо только суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению – предложить ребенку прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. Через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, можно получить оперативную информацию по любому вопросу. Существует и «Детская сетевая библиотека» в виде каталога, содержащего имена авторов, названия произведений, ориентированных на возраст, с указанием местоположения книг, изданных в России за последние 5 лет. Упомянем и «Библиотеку Максима Машкова» - самую известную полнотекстовую библиотеку, открытую в 1994 году. В ней собрана по жанрам художественная литература, которой может пользоваться школьник.
Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако это не так – сегодня, как никогда для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Главная задача взрослого– родителя, учителя, библиотекаря – помочь детям найти путь к Книге, Чтению и Творчеству.
Семья, школа, библиотека – это то окружение, которое формирует Человека Читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом. Ведь если до 10-12 лет ребенок не научился читать творчески, рождая образы, то далее следует так называемое учебное поражение. Знания усваиваются самым простым и самым непродуктивным способом – зубрежкой.
Как же сделать, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не бал отстающим в среде сверстников. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению. Для этого рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Можно привести примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
Особое значение чтения заключается в развитии воображения – основы творчества. Старайтесь развивать воображение вашего ребенка на основе прочитанного. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное.
Нельзя забывать и о том, какое значение имеет не только как, но и что читает ваш ребенок. В настоящее время в круге детского чтения появляется огромное количество литературы сомнительного характера, в которой пропагандируется насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых и т.д. Чтение подобных книг усиливает предрасположенность читателей к агрессии и неадекватному поведению.
Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям. Сейчас существует много изданий, в которых можно найти рекомендации по возрастному детскому чтению, но с ними не может сравниться живая рекомендация родителя, учителя, библиотекаря. Обращение ребенка и его родителей в детскую или школьную библиотеку – лучший путь к чтению правильной литературы. Поэтому поощряйте ребенка в посещении библиотеки. Берите его с собой, когда идете в библиотеку. Учите пользоваться фондами и справочным аппаратом.
Не менее важна и домашняя библиотека. Цицерон говорил: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Детские книжные полки во многом отличаются от собраний книг для взрослых. Здесь нет полных или многотомных сочинений. Для детей, особенно до 10 лет, предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Тем не менее, они должны быть рассчитаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.
Критериями удачной покупки книги для ребенка определенного возраста или класса являются:
1. доступность для данного возраста;
2. проверка качества издания временем;
3. способность книги быть помощником в обучении;
4. наличие иллюстрированного материала;
5. гуманное содержание;
6. образный язык.
Помимо книг в круг чтения ребенка необходимо включать и детскую периодику – журналы и газеты. Замечательно, если ребенок вместе с взрослым выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
Надеюсь, что советы, подготовленные по материалам статьи И.И.Тихомировой из книги «Родительское собрание» и по материалам журнала «Семейное чтение» помогут вам, дорогие взрослые, указать правильный путь вашему ребенку к творческому чтению.