«Деятельностный способ обучения»

Анциферова  Ольга Владимировна

Из опыта работы

 

      Все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу, обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика. При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для ребенка несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему учителем. А это в свою очередь создает дополнительно предпосылки для успешного упорядочивания накопленного фактического материала, осмысления его места в общей системе знаний. Такие занятия позволяют учащимся не только формировать знания, умения и навыки, но и решать гораздо более важную задачу, стоящую перед обучением. Развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы; отстаивать свою точку зрения без негативизма и агрессии, помогают понять, что каждый человек уникален; учат учащихся применять полученные на уроках знания в жизненных ситуациях.

    А теперь рассмотрим по этапам урока.

      При проверке домашнего задания я частенько делаю так. Чтобы была накопляемость оценок, нужно опросить как можно больше учащихся. Я опрашиваю самого сильного учащегося. Потом мы вдвоем опрашиваем двух других и ставим оценки. Затем уже вчетвером опрашиваем еще 4 других учащихся и так далее. Таким образом, по цепочке опрашиваем всех. А когда оценки заносим в журнал, диктуют учителя. Если у меня возникает сомнение на счет оценок, я проверяю сама. В случае завышения оценки, этот учитель больше не привлекается к опросу. Этот метод хорош тем, что задействованы все учащиеся.

      Деятельностный способ обучения часто применяю при изучении нового материала. Например,  по теме решения иррациональных уравнений. Сначала рассматриваем на доске решение 2-3 примеров, учащиеся делятся на группы по 4 человека, затем раздаются карточки с примерами. В группе  все учащиеся работают индивидуально, преподаватель проверяет у сильного учащегося (лидера класса) решение задач, а у остальных проверяет сам и в конце урока ставит оценки.

            Учебно-практическое занятие строится из этапов: организационного, постановки цели и актуализации знаний инструктажа, оформление практических работ, оформление результатов наблюдения. Оно преследует цель – на основе ранее полученных знаний включить учащихся в различные действия для формирования у них умений и навыков. Эта форма наиболее полно реализует развивающие задачи обучения. Она способствует формированию умений и навыков, развивает способности учеников, учит их планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, эффективно формирует познавательные интересы, вооружает разнообразными способами деятельности. В течение всей работы я внимательно слежу за учащимися с низкими учебными возможностями. В необходимых случаях прихожу к ним на помощь. Так как эти учащиеся с робостью берутся за выполнение заданий, и у них нет полной уверенности в том, что они сумеют это сделать, постоянно подбадриваю и поддерживаю их.

      Уроки-соревнования – это прием введения в учебные занятия по математике элементов игры. Они основываются, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть и их роль в учебном процессе. Я расскажу об одном из видов урока-соревнования, который я провожу.

          В конце учебного года, когда учащиеся уже устали, провожу уроки-конкурсы, посвященные рассказам об ученых. Они проходят очень интересно и надолго запоминаются учащимися. Класс  разбиваю на две группы и объявляю, что через две недели будет занятие – урок-конкурс: будем соревноваться – какая группа больше и лучше знает о жизни и деятельности ученых-математиков, какая группа интереснее придумает кроссворд и выпустит математическую газету. Победители - вся группа без исключения - получают по «пятерке». Указываю литературу,  иногда называю примерный перечень фамилий ученых: Ковалевская, Ферма, Паскаль,  Лейбниц,  Ньютон, Архимед, Пифагор, Чебышев, Лобачевский, Эйлер.  Конкурс начинается с рассказа о правилах его проведения.

          Желающие ответить должны поднимать руку. Тот, кто сделает первым, начинает рассказывать (например, про Рене Декарта), и другие его слушают. Рассказ можно дополнять: сначала это право дается учащимся из этой же группы, а потом из другой. За каждый ответ начисляются баллы. Все в классе всегда работают дружно, переживая за свою группу, а дома тщательно готовятся, ходят в библиотеку, ищут книги и статьи про ученых-математиков. По желанию групп оформляются презентации о каком-нибудь ученом и сдаются в кабинет математики. Так же смотрим изготовленные кроссворды, учитывая количество слов, качество изготовления и внешнее оформление. За интересные, по мнению учащихся, кроссворды, ставится отличная оценка. В заключении замечу, что так как все учащиеся класса  получают по «пятерке», то это является для слабых ее членов, мало участвующих в работе, большой радостью. Эта редкая для них и, в общем, незаслуженная удача превращается в стимул к занятиям. Уже на следующем уроке такие учащиеся стараются подтвердить свою оценку, например, подготовив еще какой-нибудь материал об ученом-математике.

         Выполнение домашних заданий – составная часть самостоятельной учебной работы учащихся, выполняемая по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Например, по теме «Производная и ее применение» дается задание: составить 15 примеров всех видов на вычисление производных и решить их. Сложные, интересные примеры оцениваются по высокой системе. Для сильных учащихся дается карточка-задание исследовательского характера. Для выполнения этого задания даю неделю. По теме «Многогранники» дается задание «Изготовить призму, параллелепипед или пирамиду и вычислить V и S со всеми объяснениями» или тема «Тела вращения» задание «Изготовить цилиндр или конус и вычислить V и S».

           Целью моей работы чаще всего было повышение успеваемости, зачастую также улучшение отношения учащихся к данному предмету. Для этого я использую различные формы учебной работы: фронтальная, дифференцированно-групповая,  индивидуальная и индивидуализированная (самостоятельная работа, домашние задания, творческая  работа, тесты, зачеты). В своей работе также использую конференции, семинары, математические лекции. Чаще всего в своей работе использую комбинированные уроки, которые строятся на совокупности логических не обусловленных звеньев процесса обучения. Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствует повышению успеваемости (в особенности за счет уменьшения неудовлетворительных оценок и увеличения количества хороших оценок). Такая работа нравится и мне и учащимся: сильным ученикам особенно нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию, слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Повышается интерес к предмету. 

 

Комментарии

Анциферова  Ольга Владимировна

консультации по математике.