Использование национального регионального компонента в преподавании географии и внеурочная работа по предмету.
Капсаргина Дина Сергеевна,
учитель географии первой категории, замдиректора по воспитательной работе, психолог дала мастер-класс по теме «Использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы»
Цель: использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы
Задачи:
1. изучить литературу по данной теме;
2. использовать НРК в преподавании географии;
3. обмен опытом.
Оборудование: ватман, маркеры, бумага, клей, цвет бумага, ножницы, циркуль, презентация.
I Введение
Тема выступления «Использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы»
Цель: использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы
Задачи:
1. изучить литературу по данной теме;
2. использовать НРК в преподавании географии;
3. обмен опытом на разных уровнях.
Актуальность темы: повысить мотивацию обучающихся к предмету географии через использование НРК, а также развивать знания о своей малой родине, воспитать любознательность и приобщение учащихся к исследовательской деятельности своей местности.
Методики и технологии используемые: теоретические (изучение литературы), практические, проблемно-поисковый метод, метод проектов, ИКТ и другие.
II Гл. Использование НРК в преподавании географии в курсе средней школы
1 часть: теоретическая
Национально-культурная основа воспитания создаётся систематическим приобщением подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям народа. НРК государственного стандарта общего образования Республики Хакасия – часть государственного стандарта общего образования. Основной целью НРК является: воспитание личности, способной к самоопределению, готовой к самореализации в специфической для РХ-я природно-климатической, экономической, исторической и социокультурной среде, посредством освоения основ национальной культуры, национального языка и национальной литературы, изучения природных, историко-культурных, экономических, социально-экологических особенностей родного края. Содержание НРК основного общего образования формирует систему знаний о родном крае, его истории, культуре, природе, литературе, позволяющей обучающемуся самоопределиться в социокультурном пространстве.
Содержание НРК среднего (полного) общего образования формирует у обучающихся представления о человеке как культуросообразной и творческой личности, понимание значения народных традиций и искусства для современного человека, знания для решения актуальных республиканских проблем, в том числе экологических, основанных на стратегии сохранения экологии РХ, систему прикладных знаний, умений и навыков.
Содержание учебного предмета «География» в пределах национально-регионального компонента направлено на формирование у обучающихся географической культуры и мышления, комплекса знаний о природных, экономических и социальных объектах, явлениях и процессах местности, региона. Содержание учебного предмета «География» в пределах НРК отражает:
- преемственность по всем ступеням общего образования, реализующуюся через изучение географических особенностей природы, населения, организацию хозяйственной деятельности народов, проживающих на территории Хакасии;
- конкретизацию базового географического содержания, определенного федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
- формирование основ экологической культуры;
- интеграцию знаний различных образовательных областей в изучении особенностей географического ландшафта и исторических памятников РХ, знакомство со сведениями из истории названий, связанных с ними легенд, преданий;
- целостность региональной составляющей как комплекса знаний о природных ресурсах Хакасии и их роли в развитии экономического потенциала, об основных промышленных предприятиях, истории географического и геологического изучения региона, экономических факторах динамики численности населения и миграций.
2 часть: опыт использования НРК.
Гипотеза: использование НРК может повысить мотивацию обучающихся к предмету география.
В 6 кл в теме «План местности. Карта» обучающимися изучается топонимика названий Аскизского района, РХ; определяют направления относительно юрты. В теме «Литосфера» знакомятся с рельефом своей местности. По теме «Гидросфера» изучают долину р. Абакан. В теме «Распределение солнечного света и тепла» сопоставляют день весеннего равноденствия и праздник Чыл пазы. Топонимы населенных пунктов рассматриваются в теме «Населенные пункты». На уроках через легенды и сказания можно объяснить значение некоторых названий.
В курсе географии 7 класса используется НРК при изучении тем «Развитие рельефа на материках и океанах» (образование гор Хакасии), «Евразия» (р.Енисей и легенды).
В курсе «География России» 8-9 классов идет более осознанное восприятие местных материалов, расширяются знания, полученные прежде, появляется интерес самостоятельного исследования. В теме «Географическое положение» рассматривается положение Хакасии близ центра Азии, а также Аскизского района как географического центра РХ. В теме «Климатообразующие факторы» узнают, что юрта ставилась с учетом преобладающих ветров в нашей местности. Тема «Внутренние воды России» учащиеся знакомятся с озерами Хакасии, их легендами, режимом рек, мелиорация Хакасии. В теме «Почвы» эрозия почв РХ, в «Природные зоны» заповедники, заказники, а также Красная книга Хакасии, разнообразие природных зон. В теме «Население России» рассматриваем НРК через ознакомление с административным, национальным составом РХ, отличительные особенности национальной одежды, традиций, обычаев, праздников, религий. В теме «Промышленность» используются примеры из своей республики: электроэнергетика, добывающая, машиностроение, легкая, пищевая, транспорт, сельское хозяйство.
В 10 классе при изучении темы «Население» рассказываем о религии хакасов, а также при изучении «Промышленности мира» вспоминаем отрасли своего региона.
3 часть: результат использования НРК в преподавании географии.
Через внеклассные мероприятия развиваю практические навыки, творческие способности и мотивирую их интерес к изучаемому предмету. Привлекаю детей к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях с целью, пробуждения желания самостоятельно работать с дополнительной литературой, а также повлиять на развитие личностных способностей учащихся. Готовим доклады, выступления с использованием местного краеведческого материала. Дети участвуют в НПК, занимают призовые места.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
можете использовать свой краеведческий материал. | 17.39 КБ |
master_klass_nrk.ppt | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по карте
Найти на карте и отметить (приклеить соответствующие значки)
1 . г.Карагош
2. п.Вершина Теи
3. Черногорское
4. Коммунар
Путешествие по карте
Найти на карте и отметить (приклеить соответствующие значки)
1 . г.Верхний Зуб
2. г.Абаза
3. Изыхские Копи
4. Приисковый
- с.Аскиз, с.Таштып, с.Бея, с.Тея
- сагайцы, урянхайцы, кызыльцы, койбальцы.
- р.Уйбат, р.Таштып, р.Аскиз, р.Чулым
- медь, мрамор, уголь, золото
- ибрис, дрофа, черный журавль, заяц-русак
- Абакан, Минусинск, Черногорск, Саяногорск
Найди лишнее
- с.Аскиз, с.Таштып, с.Бея, с.Тея
- сагайцы, урянхайцы, кызыльцы, койбальцы.
- р.Уйбат, р.Таштып, р.Аскиз, р.Чулым
- медь, мрамор, уголь, золото
- ибрис, дрофа, черный журавль, заяц-русак
- Абакан, Минусинск, Черногорск, Саяногорск
Вопрос-ответ
- Хакасский праздник 22 марта? (Чыл Пазы)
- Русский ранневесенний праздник? (Масленница)
- Немецкий зимний праздник? (Рождество)
- «Рыбная река» в Хакасии? (Балыксу)
- «Ветер, ветер, ты могуч..» Какая река при изменении одной буквы станет героем этих слов из сказки о мертвой царевне? (Енисей-Елисей)
- При добавлении одной буквы к названию реки получим название дерева, с которым связан ранневесенний праздник? (Ерба-верба)
- Молодой город Хакасии? (Саяногорск)
- Самая длинная река Хакасии7 (Абакан,512 км)
- Самое большое озеро? ( Беле)
- Самый национальный район Хакасии7 (Аскизский)
- Автор первого хакасского романа7 (Доможаков, «Вдалеком аале»)
- Первый композитор Хакасии? (Кенель)
- Самый большой район? ( Таштыпский)
- Самый маленький район? (Алтайский)
- Дата основания Аскиза? (1770)
- Женская национальная безрукавка? (Сигедек)
- Животное в центре герба? (снеж. барс)
- Площадь Хакасии? (61,9)
- Реки-местоимения? (Он-Она)
- Климат Хакасии? (резко континентальный)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Национально-культурная основа воспитания создаётся систематическим приобщением подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям народа
Основной целью НРК является: воспитание личности, способной к самоопределению, готовой к самореализации в специфической для РХ природно-климатической, экономической, исторической и социокультурной среде, посредством освоения основ национальной культуры, национального языка и национальной литературы, изучения природных, историко-культурных, экономических, социально-экологических особенностей родного края.
Результаты экзаменов итоговой аттестации за курс 9 и 11 классов по географии. Учебный год Класс (форма экзамена) Количество учащихся Оценки % качество % успеваемости «5» «4» «3» «2» 2008-2009 11 (ЕГЭ) 3 2 1 - - 100 100 2009-2010 9 (ГИА) 7 2 5 - - 100 100 2010-2011 11 (ЕГЭ) 1 - 1 - - 100 100 Всего: 11 4 7 - - 100 100%
Что это?
Тема : «Символика Республики Хакасия» Цель: познакомится с символикой РХ Задачи: 1. изучить литературу по данной теме; 2. познакомиться с символикой РХ; 3. распространение и обобщение опыта
Вспомните значение герба Хакасии
Государственный герб Республики Хакасия представляет собой овальный с выемкой в верхней части красный геральдический щит, на котором изображен крылатый снежный барс белого цвета с тёмными пятнами на спине и приподнятой передней правой лапой. Щит обрамлён березовыми ветвями с зелёными листьями. В основании обрамления в зелёном шестиугольнике надпись "ХАКАСИЯ", в верхней разомкнутой части обрамления - солярный знак. Надпись "ХАКАСИЯ" и солярный знак золотого цвета. Из приложенного к тексту закона цветного изображения следует, что Государственный герб Республики Хакасия представляет собой серебряный круглый щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение пого в виде сердцевидной овальной пластины с двойной узкой золотой каймой.
Определите гербы каких городов РХ изображены
Определите гербы и флаги каких районов РХ изображены
Герб Аскизского района В зеленом поле две золотые, скачущие, противообращенно-соединенные передние половины коней в таковых же уборах и с общим червленым (красным) с золотыми украшениями и стременами седлом и общей червленой подпругой; над седлом - золотая чаша с червленым пояском на подставке и дважды просеченным серебряно-червлено-серебряным пояском у края. На гербе поселения скачущие кони - символизирует основное занятие местного населения. Конь - символ устремленности в будущее, здоровья, физической силы, скорости, трудолюбия и выносливости. Кроме скотоводства местное население занималось добычей золота. Золотая чаша - символ богатств Аскизской земли, в которой найдены многочисленные залежи золота, железа, мрамора, угля, гипса, марганца, меди, молибдена и других полезных ископаемых. Горы, покрытые хвойными и лиственными деревьями (на гербе символически отражены зеленым цветом), леса богатые орехом, грибами и ягодами создают неповторимый, уникальный образ Аскизской земли. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду. Золото - символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая. Красный цвет - символ мужества, жизнеутверждающей силы и красоты, праздника, труда. Серебро - символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения.
ГЕРБ, ЭМБЛЕМА, СИМВОЛ: В ЧЕМ РАЗНИЦА? Геральдика , или гербоведение - дисциплина, посвященная изучению гербов. Геральдика является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Значение терминов “герб”, “эмблема”, а также “символ” имеет смысл рассмотреть во взаимной связи. Символ – знак, иносказательно указывающий на некое понятие или явление (так, скипетр – символ власти, пальмовая ветвь – мира, а также первенства, и т.д.). Эмблема – это символ, предметом обозначения которого является не абстрактное понятие, а индивидуальный или коллективный “обладатель” этой эмблемы, устойчиво ею пользующийся (так, скрещенные топоры – эмблема инженерных войск Российской империи, а также их генерал-инспектора)*. Наконец, герб – частный случай эмблемы, характеризующийся тем, что его строение, употребление, правовой статус соответствуют особым, исторически установившимся правилам.
http :// www.excurs.ru / ИСТОРИЯ ГЕРАЛЬДИКИ ПРАВИЛА ГЕРАЛЬДИКИ РОССИЙСКАЯ ГЕРАЛЬДИКА ЖИВОТНЫЙ МИР ГЕРАЛЬДИКИ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ АТЛАС ФЛАГИ ВАШ ГЕРБ GALLERY
Задание: Составить герб или эмблему «Сообщество учителей географии Республики Хакасия» Составить проект эмблемы. (10 мин ) Защитить свой проект (объяснить значение символов). (3 мин) Выбрать лучшую эмблему.
Эмблемы и гербы
Литература Проект «НРК государственных стандартов общего образования и учебные программы по предметам «Родной край – Хакасия» (1-9 кл), «Современная Хакасия» (10-11кл)» Абакан, 2006г НРК и музейная педагогика в образовательном процессе: Аскизский опыт. Сборник практических материалов для учителя. – Абакан: Хак.кн.изд.,2006г Хакасский детский праздник Тун пайрам: пособие для учителя. – Абакан: Хак.кн.изд.,2011г http://www.excurs.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/
спасибо за работу!