Решение задач компетентностного подхода к обучению посредством учебных исследовательских проектов.

Сергиенко Наталья Владимировна

Современная школа  решает одну из важных и нелёгких задач, связанных с

требованиями  нашего общества. Из-за роста объёма информации,  школа

должна   обеспечить выпускника  не только системой  знаний, но и подготовить

обучающихся  к жизни в современном обществе.   Решение задачи возможно посредством внедрения в образовательную среду

 инновационных методов, в том числе  проектной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     Сергиенко Наталья Владимировна

                                                                                     учитель биологии                            

                                                          МБОУ  СОШ №7  г.Выборга

                                                                                    Ленинградской области

                                                                                   

Решение задач компетентностного подхода к обучению посредством учебных исследовательских проектов

 Современная школа  решает одну из важных и нелёгких задач, связанных с

требованиями  нашего общества. Из-за роста объёма информации,  школа

должна   обеспечить выпускника  не только системой  знаний, но и подготовить

обучающихся  к жизни в современном обществе.

    Возникают противоречия между требованиями к уровню подготовки

 обучающихся, ориентированных на формировании  необходимых компетенций  

в условиях современного общества и средствами обучения. Следовательно

внедрение в образовательную среду таких средств, которые способствуют

формированию у обучающихся навыков самостоятельной познавательной

деятельности и овладение информационно- коммуникативной деятельностью

является  одной из задач современной школы.

   Решение задачи возможно посредством внедрения в образовательную среду

 инновационных методов, в том числе  проектной технологии.

Внедрение в образовательную среду исследовательских проектов  позволяет  

 приобрести  учащимся опыт  самостоятельной  познавательной деятельности и

способствует формированию ряда  ключевых  компетенций.Изменения в

содержании и организации учебного процесса, связанные с внедрением

учебных исследовательских проектов, приводят  в свою очередь к изменению

материально-технической базы  школьного кабинета.

   Необходимыми условиями внедрения в образовательную среду  метода

учебных исследовательских  проектов  являются:

-методическая компетентность педагога;

-готовность  преподавателя к изменению роли в образовательном процессе

( педагог становится не носителем необходимой предметной  информации, а

организатором процесса получения знаний и развития компетенций

обучающихся);

-умение педагога  организовывать различные формы работы (работа с

информационными источниками, оформление презентаций, проведение

исследований по теме, дискуссий, конференций);                          

-умение педагога диагностировать степень готовности обучающихся к

 выполнению проекта,  их интеллектуальные умения и  творческий потенциал;

- наличие материально-технической базы.

   Проектная деятельность включает несколько этапов, каждый из которых

способствует формированию и развитию определенных умений, навыков и

компетенций у  обучающихся.

   Работа над  исследовательским проектом  начинается с выбора темы. На этом

 этапе  педагогу необходимо учитывать психологические особенности ученика

и степень его готовности к выполнению работы В подборе темы исследования

важно также учитывать принцип доступности.Интерес к теме проекта вызывает

осмысление обучающимися практической значимости результатов работы.

    На следующем этапе исследования школьники собирают необходимую

 информацию. Анализируют её и оформляют работу. Работа с различными

источниками информации обеспечивает формирование информационной

компетенции школьников. Работа над исследовательским  проектом может

проводиться учащимися как самостоятельно, так и в группе. Классическим

вариантом выполнения исследовательских проектов является, когда класс

 разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по

 отдельным разделам определенной темы. учащимся предоставлено право

самим выбрать форму участия в проекте – индивидуальную или групповую.

Индивидуальная работа ориентирована на  личностные, индивидуальные

особенности ученика. Групповая работа способствует формированию

коммуникативных компетенций у школьников. Каждый из участников проекта

 выполняет определённую его часть, внося свой вклад в общее дело. Выводы

школьники формируют сообща, на основе результатов исследования.

Так,например, в процессе  работы над проектом  «Индивид и личность» одна

группа школьников находит информацию о инивиде и личности, их

 особенностях, видах характеров, условиях формирования личности. Другие

 участники проекта проводят исследовательские наблюдения отличительных

особенностей личности в той или иной ситуации. А третья группа

 обучающихся оформляет результаты деятельности.   На заключительном этапе

проводится анализ и оценка деятельности.

    Особой ценностью проектов можно считать усовершенствование базовых

знаний обучающихся по предмету. В процессе работы над проектом

 школьникам необходимо изучить  литературу по выбранной теме. Для

выполнения проекта школьники используют различные источники

информации, в том числе и материал энциклопедий, Интернет- ресурсы,

  публикации, научные журналы, справочники и собственные наблюдения.

 Полученная информация и использование её в практической деятельности

способствует расширению и углублению предметных  знаний обучающихся.

Например, при ознакомлениями  с изменениями погодных условий они узнают

 об особых приметах, которые позволяют ее предсказать, а также

немаловажную взаимосвязь этих примет с живыми и разнообразными

организмами.

   Развитию опыта самостоятельной познавательной деятельности у

обучающихся способствуют и такие виды деятельности, как сбор необходимой

 информации для  изучения объекта  исследования, поиск дополнительных

сведений о механизме изучаемого процесса и строении изучаемого объекта,

 поиск,  а затем выбор методов исследования, а также  постановка и проведение

экспериментальной части проекта.

   Результатом  внедрения  в образовательный процесс учебных

исследовательских проектов являются:

- формирование у обучающихся умения самостоятельно привлекать знания из

различных областей;

-умение самостоятельно находить информацию в информационном поле;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение планировать организацию своей деятельности;

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-освоение обучающимися методологии исследовательской деятельности;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

Важным моментом  в исследовательской деятельности обучающихся является  

признание результата их деятельности полезным, значимым для  других,

положительная оценка сверстниками.

   Применение  метода проектов способствует формированию самостоятельной

и активной позиции обучающихся в образовательном процессе.  

После выполнения проходит

защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования

одноклассникам.

Литература:

  1. «Обучение и развитие» Под ред. Л. В. Занкова.— М.: Педагогика, 1975.
  2. ГалееваН.Л:«Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии». –М.ООО « 5 за знания»,2006г.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с
  4. И.Ю.Алексашина,Н.И.Орещенко,А.А.Ульянова методика преподавания  «Естествознание с основами экологии»-М. Просвещение 2005г.
  5. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. -Минск, 2004.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации ; Народное образование. 2000, №9, с. 177-180.