Решение задач компетентностного подхода к обучению посредством учебных исследовательских проектов.
Современная школа решает одну из важных и нелёгких задач, связанных с
требованиями нашего общества. Из-за роста объёма информации, школа
должна обеспечить выпускника не только системой знаний, но и подготовить
обучающихся к жизни в современном обществе. Решение задачи возможно посредством внедрения в образовательную среду
инновационных методов, в том числе проектной технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сергиенко Наталья Владимировна
учитель биологии
МБОУ СОШ №7 г.Выборга
Ленинградской области
Решение задач компетентностного подхода к обучению посредством учебных исследовательских проектов
Современная школа решает одну из важных и нелёгких задач, связанных с
требованиями нашего общества. Из-за роста объёма информации, школа
должна обеспечить выпускника не только системой знаний, но и подготовить
обучающихся к жизни в современном обществе.
Возникают противоречия между требованиями к уровню подготовки
обучающихся, ориентированных на формировании необходимых компетенций
в условиях современного общества и средствами обучения. Следовательно
внедрение в образовательную среду таких средств, которые способствуют
формированию у обучающихся навыков самостоятельной познавательной
деятельности и овладение информационно- коммуникативной деятельностью
является одной из задач современной школы.
Решение задачи возможно посредством внедрения в образовательную среду
инновационных методов, в том числе проектной технологии.
Внедрение в образовательную среду исследовательских проектов позволяет
приобрести учащимся опыт самостоятельной познавательной деятельности и
способствует формированию ряда ключевых компетенций.Изменения в
содержании и организации учебного процесса, связанные с внедрением
учебных исследовательских проектов, приводят в свою очередь к изменению
материально-технической базы школьного кабинета.
Необходимыми условиями внедрения в образовательную среду метода
учебных исследовательских проектов являются:
-методическая компетентность педагога;
-готовность преподавателя к изменению роли в образовательном процессе
( педагог становится не носителем необходимой предметной информации, а
организатором процесса получения знаний и развития компетенций
обучающихся);
-умение педагога организовывать различные формы работы (работа с
информационными источниками, оформление презентаций, проведение
исследований по теме, дискуссий, конференций);
-умение педагога диагностировать степень готовности обучающихся к
выполнению проекта, их интеллектуальные умения и творческий потенциал;
- наличие материально-технической базы.
Проектная деятельность включает несколько этапов, каждый из которых
способствует формированию и развитию определенных умений, навыков и
компетенций у обучающихся.
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. На этом
этапе педагогу необходимо учитывать психологические особенности ученика
и степень его готовности к выполнению работы В подборе темы исследования
важно также учитывать принцип доступности.Интерес к теме проекта вызывает
осмысление обучающимися практической значимости результатов работы.
На следующем этапе исследования школьники собирают необходимую
информацию. Анализируют её и оформляют работу. Работа с различными
источниками информации обеспечивает формирование информационной
компетенции школьников. Работа над исследовательским проектом может
проводиться учащимися как самостоятельно, так и в группе. Классическим
вариантом выполнения исследовательских проектов является, когда класс
разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по
отдельным разделам определенной темы. учащимся предоставлено право
самим выбрать форму участия в проекте – индивидуальную или групповую.
Индивидуальная работа ориентирована на личностные, индивидуальные
особенности ученика. Групповая работа способствует формированию
коммуникативных компетенций у школьников. Каждый из участников проекта
выполняет определённую его часть, внося свой вклад в общее дело. Выводы
школьники формируют сообща, на основе результатов исследования.
Так,например, в процессе работы над проектом «Индивид и личность» одна
группа школьников находит информацию о инивиде и личности, их
особенностях, видах характеров, условиях формирования личности. Другие
участники проекта проводят исследовательские наблюдения отличительных
особенностей личности в той или иной ситуации. А третья группа
обучающихся оформляет результаты деятельности. На заключительном этапе
проводится анализ и оценка деятельности.
Особой ценностью проектов можно считать усовершенствование базовых
знаний обучающихся по предмету. В процессе работы над проектом
школьникам необходимо изучить литературу по выбранной теме. Для
выполнения проекта школьники используют различные источники
информации, в том числе и материал энциклопедий, Интернет- ресурсы,
публикации, научные журналы, справочники и собственные наблюдения.
Полученная информация и использование её в практической деятельности
способствует расширению и углублению предметных знаний обучающихся.
Например, при ознакомлениями с изменениями погодных условий они узнают
об особых приметах, которые позволяют ее предсказать, а также
немаловажную взаимосвязь этих примет с живыми и разнообразными
организмами.
Развитию опыта самостоятельной познавательной деятельности у
обучающихся способствуют и такие виды деятельности, как сбор необходимой
информации для изучения объекта исследования, поиск дополнительных
сведений о механизме изучаемого процесса и строении изучаемого объекта,
поиск, а затем выбор методов исследования, а также постановка и проведение
экспериментальной части проекта.
Результатом внедрения в образовательный процесс учебных
исследовательских проектов являются:
- формирование у обучающихся умения самостоятельно привлекать знания из
различных областей;
-умение самостоятельно находить информацию в информационном поле;
-умение выдвигать гипотезы;
-умение планировать организацию своей деятельности;
-умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-освоение обучающимися методологии исследовательской деятельности;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Важным моментом в исследовательской деятельности обучающихся является
признание результата их деятельности полезным, значимым для других,
положительная оценка сверстниками.
Применение метода проектов способствует формированию самостоятельной
и активной позиции обучающихся в образовательном процессе.
После выполнения проходит
защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования
одноклассникам.
Литература:
- «Обучение и развитие» Под ред. Л. В. Занкова.— М.: Педагогика, 1975.
- ГалееваН.Л:«Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии». –М.ООО « 5 за знания»,2006г.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с
- И.Ю.Алексашина,Н.И.Орещенко,А.А.Ульянова методика преподавания «Естествознание с основами экологии»-М. Просвещение 2005г.
- Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. -Минск, 2004.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации ; Народное образование. 2000, №9, с. 177-180.