Успех приходит к тому, кто много трудится
«Успех приходит к тому, кто много трудится»
Уважаемые друзья! Вот и пришло время подводить итоги нашего конкурса. Признаться, неблагодарное это дело – выбирать лучшего из лучших. К тому же я убеждена, что буквально все учителя кем-то обязательно любимы. Просто о ком-то сегодня написали любящие ученики, а о ком-то напишут в следующий раз. И потом, по условиям конкурса «Любимым учителем» должен был стать тот педагог, на публикацию о котором последует наибольшее количество откликов. И вот здесь, как мне кажется, многие читатели откровенно поленились высказать своё мнение. Тем не менее, большее число «голосов» (42 отклика) пришло на письма паутовских школьников об учителе, преподавателе русского языка и литературы Валентине Ивановне Калининой.
С приятной новостью о победе в конкурсе районной газеты мы направляемся в Паутовскую школу, где за дверью класса нас уже ждут семиклассники, среди которых как раз и есть авторы писем о своём учителе и «признаний в любви» на сайте «Ударника». Класс небольшой – шесть мальчишек, семь девчонок. По всему видно – дружный. Почти все мальчишки играют в футбол, а девочки и танцуют, и поют, и просто умницы. Весть о том, что их Валентина Ивановна победила в конкурсе, они встретили бурными аплодисментами и нескрываемым восторгом. А о самой Валентине Ивановне можно узнать из интервью с ней.
- ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА, что вы чувствовали, когда читали «признания в любви» своих учеников?
- Признания всегда очень приятно читать. Эти письма ещё раз укрепили моё убеждение в том, что мне везёт на благодарных учеников. Приятно, когда твои ученики помнят, любят, ценят.
- Вы ожидали, что получите столько откликов на публикации о вас?
- Такое количество откликов я, конечно, не ожидала получить. И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто за меня «голосовал». И о победе в этом конкурсе я думала меньше всего. Целью моего участия в нём было желание рассказать о моих любимых учителях, потому что они давно на пенсии и о них теперь никто нигде не пишет. А они в нас столько вложили труда. Да и я стала учителем благодаря им. У меня на самом деле были замечательные учителя, и мне хотелось, чтобы о них узнали как можно больше людей, да и чтобы они сами прочитали о себе и, возможно, вспомнили школьные годы, как мы тогда жили.
- Что вы можете рассказать о себе?
- Родилась и выросла в Камышенке. Работать начала в Паутовской школе учителем музыки. У меня есть, правда не оконченное, музыкальное образование. Затем окончила пединститут, филологическое отделение. Стала преподавать русский язык и литературу. Теперь мой трудовой стаж в Паутовской школе 30 лет. Работаю, получаю удовольствие от общения с детьми. Мне интересно наблюдать, как из маленького человека вырастает самостоятельная личность. Но прежде, чем она повзрослеет, очень много нужно в неё вложить и учителям, и родителям. Да и самому ребёнку надо трудиться не покладая рук, чтобы чего-то достичь.
- А почему вы выбрали именно филфак?
- Вопрос о другом факультете даже не стоял. Только филфак и никакой другой. Филологический – один из трудных факультетов, но где трудно, там интересно.
- Должно быть, вы любите читать…
- Чтение – одно из моих любимых занятий. Но, к сожалению, времени на книги не хватает, и иногда даже испытываю «художественный голод», когда просто становится необходимо пообщаться с книгой. Это лучшее общение, лучше которого я представить ничего не могу. Самое любимое моё произведение – «Мастер и Маргарита». Помню, когда роман появился на прилавках, вокруг него был большой ажиотаж. И я как-то на учительской конференции купила эту книгу. С первого раза прочитать не удалось. Со второго – тоже не удалось. Но прошло время, и я прочитала. Теперь перечитываю из года в год. Ловлю себя на том, что открываю какую-то страницу и чуть ли ни наизусть знаю текст. Настолько поразил меня роман. Вне конкуренции только классика – Толстой, Достоевский. Но Булгаков – это что-то…
- Как думаете, почему учителя (это факт), точнее, многие из них перестали выписывать периодику, в том числе «Ударник»?
- Причины, наверное, у всех разные. Я же думаю, что учитель должен быть в курсе происходящего. А «Ударник» – это издание наше, родное. Как же его можно не читать?
- Удаётся ли привить любовь к книге ученикам? Что они читают?
- Чтобы ребёнок читал, надо чтобы семья была читающей. К сожалению, в наши дни это большая редкость. Но всё-таки приобщать детей к чтению – это моя профессиональная обязанность. Ребята читают, в основном, программные произведения. На мой взгляд, это уже хорошо. Дети ведь тоже очень загружены, а в сутках всего лишь 24 часа, поэтому всё нужно успеть сделать.
- Каковы ваши успехи в обучении детей русскому языку?
- Мои успехи напрямую зависят от успехов моих учеников. До сегодняшнего времени все учащиеся сдавали ЕГЭ по русскому языку, подтверждали свои знания при поступлении в вузы. По итогам ГИА в 2013 году качество знаний по предмету составило более 80 процентов. Это хороший результат.
- Валентина Ивановна, что вы делаете, когда дети на уроках плохо себя ведут?
- На моих уроках не бывает плохой дисциплины. Стараюсь построить урок так, чтобы все были заняты делом и ценили каждую минуту.
- А когда вы были школьницей, были прилежной ученицей?
- В школе любила пошалить. Мои учителя, наверное, помнят об этом.
- Что вам интересно в жизни?
- Самые сильные интересы – это музыка и автомобиль. Как-то меня спрашивали о мечте, я тогда сказала, что хочу водить автомобиль. В этом же году я села за руль. Когда есть мечта, стараюсь ей не изменять, иду к ней и прилагаю все усилия, чтобы мечта сбылась. И мечта у меня всегда есть, я всегда чего-то хочу, может, иногда слишком много. Что касается автомобиля, то, к примеру, я его люблю мыть больше, чем, скажем, посуду. Музыка нравится всякая – от попсы до классики. Играю на аккордеоне, пианино. Вот и в классе у нас стоит пианино. Правда, оно сильно расстроено и нет многих клавиш. Зато аккордеон мне пообещали подарить. У меня даже хранится старый проигрыватель с пластинками. Когда я работала учителем музыки, мы слушали на нём классику. К сожалению, сейчас на уроках музыки она не звучит. Моё любимое произведение из классических – «Лунная соната» Бетховена. Раньше мы её проходили в восьмых классах. Помню, поначалу дети не очень любили уроки классической музыки, невнимательно слушали, отвлекались. Но когда они узнали историю создания «Лунной сонаты», в классе стояла мёртвая тишина.
- Слышала, что ни один концерт на сельской сцене не обходится без вашего участия. Что там поёте?
- Всё поём. Но предпочитаю песни из репертуара Софии Ротару, Валерии…
- Без чего вы не можете представить свою жизнь?
- Конечно, без школы, без детей. Когда я чувствую их любовь – это невозможно передать, измерить в каких-то единицах: граммах, рублях. Любовь, признание – они либо есть, либо их нет. Я поняла, что какой бы предмет ты ни вёл, для ученика всегда на первом месте будет твоя личность. Сначала дети будут воспринимать тебя лично, а затем уже твой предмет. Если любят тебя, будут любить и предмет, даже если он трудный.
- Валентина Ивановна, скажите, пожалуйста, о чём мечтает учитель?
- Конечно, о том, чтобы каждый ребёнок нашёл своё место в этом мире, свой путь в жизни. А ещё хочется, чтобы каждый педагог имел возможность путешествовать, полноценно отдыхать, хотя бы раз в году. Ни для кого не секрет, учителя все измотаны работой. И только полноценный отдых возвращает человека к нормальному рабочему состоянию, когда хочется творить, любить, обнимать весь мир.
Виктория БЕБЕКИНА, с. Паутово.
Фото автора: Победитель конкурса «Любимый учитель, по мнению читателей «Ударника» Валентина Ивановна Калинина в окружении «своих» детей.
Экспресс- интервью
Любимый учитель о любимых вещах…
- Любимая песня?
- Группа «Иглз» с песней «Hotel Kalifornia»
- Любимое блюдо?
- Предпочтение отдаю морской рыбе и фруктам.
- Любимые цветы?
- Розы, тюльпаны, гладиолусы.
- Любимые люди?
- Это, конечно, моя семья: два Ивана – муж и сын, сноха Татьяна. Надеюсь, этот список будет продолжен; это любимые родственники, друзья и мои ребятишки.
- Кредо?
- Успех приходит к тому, кто много трудится, ведь труд – основа жизни. Хорошая оценка – тоже успех, но её нужно заработать. Вера в себя, в собственные силы и возможности – это уже половина успеха.