педагогическая этика
материал для обсуждения
Должны, должны.
Но что, если под учительской чушью
В нас нет души?
Евгений Евтушенко
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях рыночной экономики.
Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя является педагогическая этика.
Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Вспомните свои школьные годы, и чуть ли не каждый второй из нас может констатировать тот факт, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к биологии или астрономии объяснялась соответствующим отношением к биологичке или астрономичке. Некоторых учителей мы боялись настолько, что с трудом сосредоточивались на объяснении, других любили безоглядно и считали все сказанное ими истиной в последней инстанции.
Это очевидно – ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю.
Одним из старых педагогических мифов является миф о том, что школа учит, а семья воспитывает. Действительно, фундаментальные свойства личности закладываются родителями с детства, причем в основном стихийно, так как ребенок в ходе ежедневного общения с мамой и папой усваивает некоторые истины, нередко против их желания. Школа же существует для того, чтобы обеспечить систематическое усвоение знаний об окружающем мире. Однако как о многом ребенок узнает не только из учебника, так и воспитывает его вся окружающая действительность.
Именно поэтому говоря о личности учителя, надо понимать что он учит не только химии и физике, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.
Поэтому проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.
Миссию школы с точки зрения личностного подхода в образовании, можно понимать со следующих позиций:
А) ученик – не средство, а цель образования;
Б) ученик – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату;
В) воспитание без диалога с учеником, без уважения к нему – подавление;
Г) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку.
II.
Выводы:
1.Составляющие профессиональной культуры учителя:
- профессиональная квалификация,
- нравственная культура,
- педагогическая этика (правила поведения, внешний вид и.т.п.),
- коммуникативная культура,
- информационно-технологическая культура.
Если остановиться на такой составляющей как профессиональная этика, то конечно же, имеет место говорить и о правилах поведения учителя. Ведь правила поведения - это зеркало человека, в котором отображается его портрет. Правила поведения определяют формы взаимодействия людей в самых разных житейских ситуациях - дома, на работе, в театре.
Чтобы быть воспитанным, культурным человеком, недостаточно только знать существующие требования этикета и лежащие в их основе принципы. Знания, умения и привычка - вот три ступени восхождения к настоящей воспитанности, культурному поведению.
Воспитанный, культурный человек - не тот, кто долго думает, выбирает, как поступить, и, наконец, принимает правильное решение, а тот, кто по-другому поступить просто не может.
Также важным аспектом профессиональной этики и нравственной культуры учителя является педагогический такт.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
2. Основные качества личности учителя:
педагоги называю: ум, интеллектуальные способности, доброта, любовь к детям, выдержанность, терпение, открытость, коммуникабельность, юмор, ответственность, исполнительность и т.д.
Для успеха в деле воспитания и обучения учитель должен обладать определенными профессиональными способностями: педагогическими, дидактическими, экспрессивными, организаторскими, коммуникативными, научно-познавательными.
3. Учитель-профессионал не имеет права:
1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.
2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
3. Приказной , административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".
4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.
6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
7. Неумение выразить веру в ученика.
8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.
10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.