Объективность на уроках истории и обществознания как важнейший фактор формирования личности современного школьника
Факт - упрямая вещь. Тобайас Смоллетт.
Факты порой говорят с иностранным акцентом. Станислав Ежи Лец.
Актуальность темы обусловлена прежде всего тем, что в современных быстро меняющихся исторических условиях, свидетелями которых являемся мы с вами, многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний, полученных в школе, оказывается в жизни недостаточно. Выпускник зачастую не может решить свои проблемы самостоятельно, а попытка "загуглить" жизненные вопросы приводит к понижению социальной активности личности, безразличию и социальной деградации. В этих условиях ФГОС ОО позволит сформировать социально активного ученика, умеющего учиться самостоятельно и готового к саморазвитию и непрерывному образованию. Общество и государство предъявляют к современному выпускнику ряд требований, соответствие которым позволит ему успешно социализироваться. Данные требования представлены в Федеральном государственном стандарте как критерии становления личностных характеристик выпускника, конкретные социально ожидаемые результаты, среди которых важнейшее место занимают:
- патриотизм, гражданская идентичность, толерантность, сформированность мировоззрения, информационно-коммуникационная компетентность, готовность и способность к образованию, в том числе и к самообразованию на протяжении всей жизни, эстетическое и здоровое отношение к жизни, профессиональная ориентация и многое другое.
Выпускника с такими показателями мы получим через 5-7 лет, но современная реальность и скоротечность событий уже от сегодняшних выпускников требует соответствующих личностных результатов, поэтому задача учителя работающего в старших классах усложняется в два раза. С одной стороны, необходимо постепенно переходить и перестраивать систему преподавания предмета на новые стандарты; с другой стороны, уже сейчас сделать преподавание предмета таким, чтобы сформировать у учащихся все необходимые для полноценного развития и успешной социализации личности компетенции, которые соответствовали бы стандартам ФГОС.
Целью моей деятельности является процесс обучения с применением объективного подхода и использованием мультимедийных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий.
Задачи работы:
1. Поиск, интерпретация и подача различных источников информации при изучении фактического материала для формирования объективной оценки изучаемых событий и явлений.
2. Активное применение ИКТ и вовлечение учащихся в процесс обучения и получения знаний.
Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон.
Эта целостность обеспечивается не только общей целью обучения, скрепляющей все его содержание, не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса.
Принцип объективности изучался такими известными педагогами, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, которые утверждали, что данный принцип требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук.
М.Н. Скаткин, сформулировавший дидактический принцип объективности как самостоятельный в 1980 г., указал на такие требования этого принципа, как научная достоверность сообщаемых учащимся сведений; вскрытие сущности описываемых явлений; показ явлений в их взаимосвязи; показ явлений в развитии; ознакомление учащихся с важнейшими теориями; создание у учащихся представлений о познаваемости мира; создание у них верных представлений об абсолютной и относительной истине.
При осуществлении педагогической деятельности учителю необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии решений. Последовательное осуществление принципа объективности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа.
Принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем. Принцип объективности сохраняет свою актуальность и в наши дни.
На встрече Владимира Путина с молодыми учёными и преподавателями истории ведущих высших учебных заведений страны и институтов Российской академии наук, неоднократно было подчеркнуто то, что необходимо стремиться к максимальной объективности при изучении истории, анализе исторических событий и фактов.
В интернете не утихает публичная дискуссия под названием "Образ истории: запрос власти и интересы общества". Инициаторами разговора выступают информационно-аналитический интернет-канал "Полит.ру" и Комитет гражданских инициатив. Проблема дискуссии - разработка единой исторической концепции и составление единого учебника истории для школьников в России, а также соблюдение важнейшего принципа преподавания общественных наук - объективности.
Однако проводимые дискуссии и полемики рассматривают преподавание "Обществознания" и "Истории" обособленно, вне связи отдельно взятой школы с общей образовательной системой и вне связи этих наук между собой. Также в большинстве исследований и публикаций наших ученых и преподавателей рассматриваются либо масштабные проблемы, характерные для истории и обществознания как научных дисциплин, либо оценка отдельных фактов и исторических событий. На фоне дискуссии по общим вопросам преподавания предметов каждому учителю важно в своей работе найти свои профессиональные способы подготовки к учебным занятиям, используемые в педагогической деятельности технологии, а также приёмы и средства достижения целей и реализации задач.
Главные требования к любому методу, применяемому учителем при изучении истории и обществознания, - способность давать объективный, достоверный, надёжный материал, свободный от искажений и субъективного толкования.
Объективное преподавание позволяет учащимся рассматривать изучаемые явления в виде проблемных вопросов, когда круг источников информации максимально расширяется, требуется поиск новых информационных ресурсов, проверяются в действии имеющиеся знания и умения. Объективность позволяет увидеть суть изучаемых процессов.
Преподавание истории и обществознания, построенные на объективном подходе к оценке фактов, способствуют развитию критического мышления учащихся старших классов, что позволяет ученику самостоятельно выстроить стратегию мыслительных действий, работать с различного рода информацией, взаимодействовать с окружающим миром и уметь её преподнести.
Ни один современный урок не обходится без применения учителем средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В целях мотивации учащихся к активной работе на уроке подбираю инфографики. Они в отличие от обычного графика объединяют в себе анимированные изображения, текст и числовые значения, что помогает легче воспринять информацию. Включаю фрагменты новостей и аналитических программ с ведущих телевизионных каналов "Россия 24", "1 канал" и интернет-ресурсов. Отобранный материал предоставляется учащимся как на интерактивной доске, так и на персональных электронных устройствах: планшетах, картридерах, ноутбуках.
ИКТ на уроках истории и обществознания обеспечивают такие формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме. Ведущей целью применения ИКТ является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение "погружения" в конкретную социокультурную среду. Они не только способны преподносить объективный материал, быть всегда под рукой, но и сохранять его в различном виде: таблицах, графиках, диаграммах, что является основой дальнейшей совместной работы учителя и ученика.
Учащиеся изучают программный учебный материал, анализируя инфографики, информационную аналитику, решая практические задания. Так, например, на уроках обществознания в 10 классе при изучении темы "Роль экономики в жизни общества", рассматривая инфляцию и её виды как макроэкономический процесс, учитель предлагает понять данное явление на микроуровне отдельно взятого населённого пункта и из этой пропорции как бы развернуть явление на масштабы региона или страны. С этой целью учащиеся на протяжении учебного года заполняют таблицу стоимости основных товаров и продуктов питания и рассчитывают объективные показатели уровня инфляции. Поэтому необходимым условием работы в старших классах считаю наличие электронных учебников, планшетов и других электронных средств.
Объективность является необходимым условием справедливого оценивания. Для реализации принципа объективности в практике обучения необходимо ввести представление об объективных отметках за самостоятельно выполненные учащимися работы. ИКТ и здесь приходит на помощь учителю. Интерактивная система Votum Web позволяет не только быстро обработать результаты теста, но и сделать процедуру его проверки прозрачной и, соответственно, объективной.
Подобная работа способствует социализации и формированию успешной личности современного школьника:
1. Учащиеся осваивают различные социальные и профессиональные роли (эксперт, аналитик, юрист, экономист, учитель и т.д.)
2. Возрастает активность участия молодёжи в общественной жизни (учащиеся старших классов принимают активное участие в общественной и культурной жизни школы, посёлка, района и края).
3. Развиваются умения аналитического и критического поиска информации с использованием различных источников (активное использование различных интернет-ресурсов, школьной медиатеки и библиотечного фонда).
Проведённый среди учащихся 9-11 классов опрос показал, что 95% учащихся интересуются и следят за мировыми новостями политики и экономики, из них 100 % учащихся анализируют события, происходящие в мире, и предвидят предстоящие в нем изменения.
4. Учащиеся овладевают правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе.
5. Старшеклассники учатся противостоять манипулированию, рационально обосновывать свою точку зрения.
6. Повышается уровень знаний учащихся о правовых механизмах защиты прав и свобод.
7. Умение работать с информацией, предоставленной в виде аналитического графика, развивает у школьников не только аналитическое мышление, но и учащиеся получают также практические навыки по составлению подобных графиков. Кроме того, выпускники формируют навык решения заданий при выполнении ЕГЭ по истории и обществознанию (задания типа А8, А11), что помогло выпускникам 11 класса в 2013 и 2014 годах успешно сдать итоговый экзамен по истории и обществознанию.
В 2012-2013 учебном году среди выпускников сдававших ЕГЭ по истории средний бал составил 32, по обществознанию средний бал - 45 баллов. В 2013-2014 году по истории средний бал составил 32 , по обществознанию - 48,3 балла.
8. Результатом активного применения мультимедиа на уроках истории и обществознания является то, что учащиеся имеют возможность быстрой обработки данных, перевода и трансформации полученной информации в любой удобный формат, например, составление таблиц, а это систематизация и закрепление данных с экономией времени, а также формирование информационно-коммуникационной грамотности учащихся старших классов и, как следствие, повышение уровня успеваемости и качества понимания усвоенного материала.
В 2012-2013 учебном году среди учащихся 10-11 классах процент качества и обученности по истории и обществознанию составил 100 %, а в 2013-2014 учебном году по истории и по обществознанию 100%.
"Плодотворным лучом солнца для молодой души" назвал учителя К.Д.Ушинский. Как учитель он предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь ещё твердые убеждения.
Я твердо убежден, что объективный подход в преподавании истории и обществознания в старших классах позволяет сформировать социально-коммуникативную компетенцию учащихся, помогает успешной социализации старшеклассников, приобщает их к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Всё это способствует не только демократизации российского общества, но и развитию правовой культуры, формированию социально-ответственной личности.
Считаю, что применяемые мной технологии и формы работы позволяют сформировать у учащихся все необходимые для полноценного развития и успешной социализации личности компетенции, которые уже сегодня соответствовали бы стандартам ФГОС.