Практические задания по математике

Назипов Рифнур Гафиятович

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ В ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ШКОЛЕ. МОДУЛЬ ГЕОМЕТРИЯ.

               Назипов Рифнур Гафиятович, учитель математики

                                               Муниципальное бюджетное образовательное

                           учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная

                                              школа» Кукморского муниципального района

Республики Татарстан

                      nazipov.rifnur@mail.ru

   1. В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта одной из целью изучения математики в вечерней школе является:

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки.

   Одной из проблем преподавания математики в вечерних (сменных) школах является ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по разделам школьного курса математики. Эту проблему усугубляет и то, что те преобразования, которые сейчас происходят в школах, направлены для сильных, одарённых и способных учащихся. А обучающиеся в вечерней школе имеют негативный предыдущий опыт обучения, у них очень низкий уровень знаний. Большинство из них, хотя и не имеют отклонений в умственном развитии, не способны усваивать изучаемый материал. Если раньше в вечерней школе обучались подростки 15-17 лет, то за последние годы к нам приходят учиться и дети 11-15 лет. Сейчас вечерняя (сменная) школа постепенно превращается в школу для «трудных» подростков.

   В соответствии с новыми образовательными стандартами на сегодняшний день проблема развития познавательной активности учащихся и их творческих способностей являются наиболее актуальными. Для поддержания познавательного интереса учащихся к предмету надо выработать такие направления и методы, которые помогут им освоить учебную программу.

   Наиболее актуальные проблемы в преподавании математики:

  1. Отсутствие мотивации и интереса к изучению предмета и, вследствие этого – пассивность учащихся на уроках.
  2. Учащиеся осваивают знания неосознанно, непрочно.
  3. Отсутствие точной, совершенной системы контроля и оценки знаний учащихся.

Для решения этих насущных проблем учитель должен ставить перед собой вопросы:

«Как?» и постараться найти ответы на них:

- Как повысить мотивацию?

- Как вызвать интерес к учёбе?

- Как вызвать интерес к своему предмету?

- Как добиться осознанного освоения знаний?

- Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

   Главным направлением учебной работы вечерней (сменной) школы является подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

   При подготовке учащихся к ОГЭ возникают следующие проблемы:

- низкий уровень знаний учащихся;

- негативное отношение к предмету у некоторых учащихся;

- психологическая подготовка учащихся;

- учащиеся не умеют применять знания на практике;

- проблема общения ученик – учитель. Учащимся трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за их индивидуальных особенностей;

- возрастающая сложность и насыщенность школьной программы и неспособность большинства учащихся освоить весь объём предлагаемых ему знаний, информации и сведений.

2. Психологические рекомендации для учителей при подготовке к ОГЭ:

  1. Спокойно относитесь к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения

процедуры ОГЭ.

  1. Обменивайтесь положительным опытом с коллегами по подготовке ваших учащихся

к ОГЭ.

  1. Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к

ОГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы.

  1. Помогайте подростку поверить в себя и в свои способности.
  2. Учите детей правильно распределять своё время в процессе подготовки к ОГЭ,

ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребёнка.

  1. Приложите усилия, чтобы родители ознакомились с правилами для выпускников и

оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

  1. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена психологические и

физиологические особенности выпускников.

  1. Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это снижает уровень тревожности

и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт.

  1. Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ОГЭ. Следует обратить внимание на

составление карточек по наиболее сложным темам, которые могут содержать определения, схемы, таблицы, ключевые моменты теоретических положений.

  1. Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками можно

пользоваться с целью  подготовки и успешной сдачи ОГЭ.

  1. Деловое обсуждение вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры

ОГЭ.

3.  В связи с введением в ОГЭ по математике заданий по геометрии, меняются формы и методы работы учителя. Содержание образования практически не изменилось, но изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, и на их применение на практике. Учащимся предлагаются нестандартные задания. В некоторых заданиях от учащихся требуется выбор правильного утверждения из нескольких предложенных, анализ условия задачи. Вопросы ставятся не прямо, а формулируются в косвенной форме. Выполнение заданий предполагает использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни и на практике, умение переводить задачи с реальными ситуациями на язык геометрии. В геометрических задачах требуется выполнять расчёты, используя основные формулы тригонометрии. В экзаменационные работы ОГЭ по математике также включены практические задачи, связанные с нахождением различных геометрических величин.

   Преподавание математики в вечерней (сменной) школе отличается от преподавания математики в дневной школе. Здесь учебный процесс увеличен на 1 год. Особенно это отличие заметно в заочных классах, где изложение основных, узловых вопросов осуществляется на групповых занятиях и индивидуальных консультациях.

   Учебный процесс в вечерней (сменной) школе организуется особенным образом. В ней предусматриваются такие меры, которые:

  1. Учитывают внутренний стимул обучающихся;
  2. Реальные возможности учащихся;
  3. Их подготовленность к обучению;
  4. Обеспечивают качественное обучение и усвоение учащимися пропущенного материала;
  5. Стимулируют их сознательное и систематическое обучение.

   Проблемы преподавания математике в вечерней (сменной) школе:

  1. Контингент учащихся весьма разнородный по вариантам дидактической запущенности

и социальному опыту, по социальному и возрастному составу, с преобладанием «трудных» подростков и безработной молодёжи.

  1. Ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по различным разделам

школьного курса математики.

  1. Низкий уровень мотивации к учению.
  2. Деформация на уровне познавательной сферы личности (невнимательность, не

достаточно развитая память, дефект мыслительных и логических операций (сравнения, абстрагирования, анализа, синтеза, обобщения.

  1. Низкий уровень коммуникативной культуры.

Одним из способов повышения мотивации к учению является практическая

направленность курса математики. Умение применять полученные теоретические знания на практике служит критерием оценки уровня культурного развития человека. Практическая направленность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебным планом, учебной программой, организуемая с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере обучения, приобретения опыта самостоятельной работы на уроках математики.

   Основные задачи использования межпредметных связей и практической направленности на уроках математики:

  1. Осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.
  2. Использование при изучении одного предмета знаний, умений и навыков, приобретённых

учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.

  1. Проведение практических работ, используя факты, жизненный опыт, исторический и

занимательный материал.

  1. Воспитание у учащихся убеждённости в необходимости математических знаний для

человека.

  1. Формирование у них первоначальных навыков применения теоретических знаний в

определённой области.

   Обучая учащихся применению математики, их можно подвести к новым идеям, ставить перед ними проблемы, решаемые в ходе урока. Практическая направленность обучения способствует реализации практических целей и задач обучения и имеет очень большое значение в совершенствовании математической подготовки учащихся.

   Практические задачи позволяют:

  1. Прививать учащимся навыки самостоятельной работы.
  2. Сознательно применять имеющиеся знания в жизни.
  3. Усваивать новые приёмы решения задач.
  4. Развивать математическое мышление и практическую смекалку.
  5. Усилить практическую направленность изучения школьного курса геометрии.
  6. Выработать необходимые навыки решения практических задач, умения оценивать

различные величины и находить их приближённые значения.

  1. Сформировать представления о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с

ними геометрических величин.

  1. Повысить интерес и мотивацию к учению.
  2. Повысить эффективность и качество изучения геометрии.

   Я на уроках геометрии практические задачи сопровождаю рисунками. Они позволяют учащимся  вникнуть в суть задачи, лучше понять условие задачи, наметить план её решения, представить ясную геометрическую ситуацию, при необходимости провести дополнительные построения и вычисления.

   Практическое содержание задач даёт возможность выйти за рамки одной учебной дисциплины и наглядно показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения алгебры и геометрии. При проведении уроков с задачами практической направленности необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, межличностные отношения в классе. Учащиеся должны уважать и ценить мнение друг друга, а учитель обязан поддерживать благоприятный морально-психологический климат в классе.

   В связи с изменением содержания ОГЭ по математике в сторону практического применения математических знаний на практике, в повседневной жизни, необходимо изменить систему подготовки к экзамену. Поэтому на уроках и во время самостоятельных и контрольных работ, при подготовке к ОГЭ я использую задачи с практическим содержанием. На дом учащимся даю задание самим придумать задачи практического содержания.

   Самостоятельные и контрольные работы с практическим содержанием разрабатываю на нескольких вариантах с заранее приготовленными ответами. Это позволяет сделать быструю проверку работ и разобрать решения заданий, вызвавшие затруднения у большинства учащихся.  

   Приведу примеры самостоятельных работ с практическим содержанием

Самостоятельная работа по теме: «Расстояние. Теорема Пифагора».

Вариант 1

  1. На одной прямой на равном расстоянии друг от друга стоят три телеграфных столба. Крайние находятся от дороги на расстояниях 16 м и 42 м. Найдите расстояние, на котором находится от дороги средний столб.

 

 
 image

 

imageimageimageimageimage      16 м                                          ?                                    42 м

 2.  Девочка прошла от дома по направлению на запад 250 м. Затем повернула на север и прошла 150 м. После этого она повернула на восток и прошла ещё 50 м.  На каком расстоянии от дома оказалась девочка?

imageimageimageimage                                                    50 м

 

                                150 м     

                                                                                                   

 

 

 

  1.  

 3.  На каком расстоянии следует отодвинуть от стены дома нижний конец лестницы, длина которой 15 м, чтобы верхний  её конец оказался на высоте 9 м?

 

 
 image

 

                                                                                    15 м                 9 м

imageimage

  1. Отношение высоты к ширине экрана телевизора равно 0,75. Диагональ равна 60 см. Найдите ширину экрана.

 

 
 image

 

 

 


                                                                                               6660 см

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

  1. Мальчик прошёл от дома по направлению на восток 400 м. Затем повернул на север и прошёл 300 м. На каком расстоянии от дома оказался мальчик?

 

 
 image

 

 


                                                                           ?

                                                                                                                    300 м

 

 

image


400 м

 

  1. Лестница длиной 10 м приставлена к стенке так, что расстояние от её нижнего конца до стенки равно 6 м. На какой высоте от земли находится верхний конец лестницы?

 

 
 image

 

                                                        10 м

 

 

                                                                                     ?

 

 
 image

 

                                                             6м         

  1. Из круглого бревна нужно вырезать брус с поперечным сечением 5 см и 12 см. Какой наименьший диаметр должно иметь бревно?

image

  1. Мальчик и девочка, расставшись на перекрестке, пошли по взаимно перпендикулярным дорогам, мальчик со скоростью 8 км/ч, а девочка 6 км/ч. Какое расстояние (в км) будет между ними через 45 мин?

 

      
 image image
  image
 

 

 


imageimage                                                        

image                                                       6 км/ч

                                                 8 км/ч

 

 
 image

 

Самостоятельная работа по теме «Подобие»

Вариант 1

  1. Человек ростом 3,4 м стоит на расстоянии 16 шагов от столба, на котором висит фонарь. Тень человека равна 8 шагам. На какой высоте расположен фонарь?

 

 
 image

 

 

 


image                                                                                                                                 ?

                                                                               3,4 м                                        

 

image                                    

                                        8                                                     16

  1. Короткое плечо шлагбаума имеет длину 0,5 м, а длинное плечо – 2 м. На какую высоту поднимается конец длинного плеча, когда конец короткого плеча опускается на 0,25 м?

 

 
 image

 

 


 2 м

                                                                                        ?

 

 

 
 image

 

             0,25 м                          0,25 м

         

  1. Диаметр Луны приближенно равен 3400 км, и она находится на расстоянии 408 000 км от Земли. На какое расстояние ( в сантиметрах) от наблюдателя нужно удалить монету диаметра 1 см, чтобы она казалась ему такой же величины, как Луна? В ответе укажите целое число сантиметров.

Вариант 2

  1.  Используя данные на рисунке, найдите высоту мачты

image

 

 


                                                                                2 м

 

  1. imageм                                                                   16 м

 

 

  1. Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1,5 м, а длинное плечо – 4,5 м. На какую высоту опускается конец короткого плеча, когда конец длинного плеча поднимается на 2,25 м? Ответ дайте в метрах.

 

 
 image

 

 


                                                                                                                                                    2,25м

 

 

4,5 м

 

 

 
 image

 

                                     ?                        

                                                         1,5 м    

 

  1. Апельсин в три раза больше мандарина. Мандарин весит 45 г. Считая их форму шарообразной и удельный вес одинаковым, найдите вес апельсина

image

Самостоятельная работа по теме «Площадь»

Вариант 1

  1. Площадь земельного участка, имеющего форму прямоугольника, равна 12 га, ширина участка равна 80 м. Найдите длину этого участка.

 

 
 Подпись: 12 га

 

                                                80 м

 

     ?

  1. Пол комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 6 м и8 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 15 см и 20 см. Сколько потребуется таких дощечек?
  2. Найдите площадь земельного участка, изображенного на рисунке.

 

 
 image

 

                   10 м

imageimage                                                        42 м

                                                                          21 м                       

 

 

image                                                                                                   25 м

  1. Сколько коробок в форме прямоугольного параллелепипеда размерами 30 *40*100  (см) можно поместить в кузов машины размерами 2,1*4*2,8 (м)?

Вариант 2

  1. Найдите периметр прямоугольного участка земли, площадь которого равна 7500 м2 и одна сторона в 4 раза больше другой.
  2. Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 7 см, чтобы облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 4 м и 3,5 м?

 

 
 image

 

                           3,5 м

 

 

 

 

                                                                      4 м

  1. Участок между двумя параллельными улицами имеет вид четырехугольника ABCD (AD\\BC)  AB=14м, ВС=10м, AD=40м, угол В=1120. Найдите площадь этого участка. В ответе укажите приближенное значение, равное целому числу квадратных метров.         B                 10 м                C  

Трапеция: 112°

                                           

                            14 м

 

 

                                           A                                                                              D   

                                                                                          40 м 

  1. Зрачок человеческого глаза, имеющий форму круга, может изменять свой диаметр в зависимости от освещения от 1,3 мм до 6,5 мм. Во сколько раз при этом увеличивается площадь поверхности зрачка?

image

Самостоятельная работа по теме: «Окружность, углы»

Вариант 1

  1. Какой угол описывает часовая стрелка за 1 час 30 минут?
  2. Сколько спиц в колесе, если углы между соседними спицами равны 360?

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 


  1. Длина окружности равна 40 см. Найдите длину дуги этой окружности  , содержащую 450.
  2. Какое наибольшее число людей можно рассадить за круглым столом радиуса 1,5 м так, чтобы на каждого человека приходилось не менее 90 см длины дуги окружности стола? (примите π≈3).

Вариант 2

  1. Какой угол описывает часовая стрелка за 2 часа 45 минут?
  2. Угол в 1,5° рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины кажется угол?
  3. Овал: 120 смПоезд едет со скоростью 81 км/ч. Диаметр его колеса равен 120 см. Сколько оборотов в минуту делает колесо поезда?

 

 

    
  image
 
 image

 

 

 

 

 


  1. Длина минутной стрелки часов на Спасской башне Московского кремля приблизительно равно 3,5 м. За сколько минут ее конец пройдет путь длиной 210 см? (π≈3)

 

 

 

 

Список литературы и электронные ресурсы

  1. Смирнова И.М., Смирнова В.А. Геометрические задачи с практическим содержанием. – М.:МЦНМО, 2010. – 136 с.
  2. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

      3.  http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX  классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации  в 2014 году (в новой форме) по математике.

       4 . http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы  для проведения к государственной итоговой аттестации  выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2014 году (в новой форме) по математике. Открытый банк заданий по математике.

      5. http://idppo.kubannet.ru/ru/preparation Материалы Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования по подготовке к государственной итоговой аттестации