Практические задания по математике
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ В ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ШКОЛЕ. МОДУЛЬ ГЕОМЕТРИЯ.
Назипов Рифнур Гафиятович, учитель математики
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа» Кукморского муниципального района
Республики Татарстан
1. В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта одной из целью изучения математики в вечерней школе является:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки.
Одной из проблем преподавания математики в вечерних (сменных) школах является ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по разделам школьного курса математики. Эту проблему усугубляет и то, что те преобразования, которые сейчас происходят в школах, направлены для сильных, одарённых и способных учащихся. А обучающиеся в вечерней школе имеют негативный предыдущий опыт обучения, у них очень низкий уровень знаний. Большинство из них, хотя и не имеют отклонений в умственном развитии, не способны усваивать изучаемый материал. Если раньше в вечерней школе обучались подростки 15-17 лет, то за последние годы к нам приходят учиться и дети 11-15 лет. Сейчас вечерняя (сменная) школа постепенно превращается в школу для «трудных» подростков.
В соответствии с новыми образовательными стандартами на сегодняшний день проблема развития познавательной активности учащихся и их творческих способностей являются наиболее актуальными. Для поддержания познавательного интереса учащихся к предмету надо выработать такие направления и методы, которые помогут им освоить учебную программу.
Наиболее актуальные проблемы в преподавании математики:
- Отсутствие мотивации и интереса к изучению предмета и, вследствие этого – пассивность учащихся на уроках.
- Учащиеся осваивают знания неосознанно, непрочно.
- Отсутствие точной, совершенной системы контроля и оценки знаний учащихся.
Для решения этих насущных проблем учитель должен ставить перед собой вопросы:
«Как?» и постараться найти ответы на них:
- Как повысить мотивацию?
- Как вызвать интерес к учёбе?
- Как вызвать интерес к своему предмету?
- Как добиться осознанного освоения знаний?
- Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?
Главным направлением учебной работы вечерней (сменной) школы является подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
При подготовке учащихся к ОГЭ возникают следующие проблемы:
- низкий уровень знаний учащихся;
- негативное отношение к предмету у некоторых учащихся;
- психологическая подготовка учащихся;
- учащиеся не умеют применять знания на практике;
- проблема общения ученик – учитель. Учащимся трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за их индивидуальных особенностей;
- возрастающая сложность и насыщенность школьной программы и неспособность большинства учащихся освоить весь объём предлагаемых ему знаний, информации и сведений.
2. Психологические рекомендации для учителей при подготовке к ОГЭ:
- Спокойно относитесь к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения
процедуры ОГЭ.
- Обменивайтесь положительным опытом с коллегами по подготовке ваших учащихся
к ОГЭ.
- Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к
ОГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы.
- Помогайте подростку поверить в себя и в свои способности.
- Учите детей правильно распределять своё время в процессе подготовки к ОГЭ,
ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребёнка.
- Приложите усилия, чтобы родители ознакомились с правилами для выпускников и
оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
- Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена психологические и
физиологические особенности выпускников.
- Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это снижает уровень тревожности
и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт.
- Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ОГЭ. Следует обратить внимание на
составление карточек по наиболее сложным темам, которые могут содержать определения, схемы, таблицы, ключевые моменты теоретических положений.
- Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками можно
пользоваться с целью подготовки и успешной сдачи ОГЭ.
- Деловое обсуждение вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры
ОГЭ.
3. В связи с введением в ОГЭ по математике заданий по геометрии, меняются формы и методы работы учителя. Содержание образования практически не изменилось, но изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, и на их применение на практике. Учащимся предлагаются нестандартные задания. В некоторых заданиях от учащихся требуется выбор правильного утверждения из нескольких предложенных, анализ условия задачи. Вопросы ставятся не прямо, а формулируются в косвенной форме. Выполнение заданий предполагает использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни и на практике, умение переводить задачи с реальными ситуациями на язык геометрии. В геометрических задачах требуется выполнять расчёты, используя основные формулы тригонометрии. В экзаменационные работы ОГЭ по математике также включены практические задачи, связанные с нахождением различных геометрических величин.
Преподавание математики в вечерней (сменной) школе отличается от преподавания математики в дневной школе. Здесь учебный процесс увеличен на 1 год. Особенно это отличие заметно в заочных классах, где изложение основных, узловых вопросов осуществляется на групповых занятиях и индивидуальных консультациях.
Учебный процесс в вечерней (сменной) школе организуется особенным образом. В ней предусматриваются такие меры, которые:
- Учитывают внутренний стимул обучающихся;
- Реальные возможности учащихся;
- Их подготовленность к обучению;
- Обеспечивают качественное обучение и усвоение учащимися пропущенного материала;
- Стимулируют их сознательное и систематическое обучение.
Проблемы преподавания математике в вечерней (сменной) школе:
- Контингент учащихся весьма разнородный по вариантам дидактической запущенности
и социальному опыту, по социальному и возрастному составу, с преобладанием «трудных» подростков и безработной молодёжи.
- Ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по различным разделам
школьного курса математики.
- Низкий уровень мотивации к учению.
- Деформация на уровне познавательной сферы личности (невнимательность, не
достаточно развитая память, дефект мыслительных и логических операций (сравнения, абстрагирования, анализа, синтеза, обобщения.
- Низкий уровень коммуникативной культуры.
Одним из способов повышения мотивации к учению является практическая
направленность курса математики. Умение применять полученные теоретические знания на практике служит критерием оценки уровня культурного развития человека. Практическая направленность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебным планом, учебной программой, организуемая с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере обучения, приобретения опыта самостоятельной работы на уроках математики.
Основные задачи использования межпредметных связей и практической направленности на уроках математики:
- Осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.
- Использование при изучении одного предмета знаний, умений и навыков, приобретённых
учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.
- Проведение практических работ, используя факты, жизненный опыт, исторический и
занимательный материал.
- Воспитание у учащихся убеждённости в необходимости математических знаний для
человека.
- Формирование у них первоначальных навыков применения теоретических знаний в
определённой области.
Обучая учащихся применению математики, их можно подвести к новым идеям, ставить перед ними проблемы, решаемые в ходе урока. Практическая направленность обучения способствует реализации практических целей и задач обучения и имеет очень большое значение в совершенствовании математической подготовки учащихся.
Практические задачи позволяют:
- Прививать учащимся навыки самостоятельной работы.
- Сознательно применять имеющиеся знания в жизни.
- Усваивать новые приёмы решения задач.
- Развивать математическое мышление и практическую смекалку.
- Усилить практическую направленность изучения школьного курса геометрии.
- Выработать необходимые навыки решения практических задач, умения оценивать
различные величины и находить их приближённые значения.
- Сформировать представления о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с
ними геометрических величин.
- Повысить интерес и мотивацию к учению.
- Повысить эффективность и качество изучения геометрии.
Я на уроках геометрии практические задачи сопровождаю рисунками. Они позволяют учащимся вникнуть в суть задачи, лучше понять условие задачи, наметить план её решения, представить ясную геометрическую ситуацию, при необходимости провести дополнительные построения и вычисления.
Практическое содержание задач даёт возможность выйти за рамки одной учебной дисциплины и наглядно показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения алгебры и геометрии. При проведении уроков с задачами практической направленности необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, межличностные отношения в классе. Учащиеся должны уважать и ценить мнение друг друга, а учитель обязан поддерживать благоприятный морально-психологический климат в классе.
В связи с изменением содержания ОГЭ по математике в сторону практического применения математических знаний на практике, в повседневной жизни, необходимо изменить систему подготовки к экзамену. Поэтому на уроках и во время самостоятельных и контрольных работ, при подготовке к ОГЭ я использую задачи с практическим содержанием. На дом учащимся даю задание самим придумать задачи практического содержания.
Самостоятельные и контрольные работы с практическим содержанием разрабатываю на нескольких вариантах с заранее приготовленными ответами. Это позволяет сделать быструю проверку работ и разобрать решения заданий, вызвавшие затруднения у большинства учащихся.
Приведу примеры самостоятельных работ с практическим содержанием
Самостоятельная работа по теме: «Расстояние. Теорема Пифагора».
Вариант 1
- На одной прямой на равном расстоянии друг от друга стоят три телеграфных столба. Крайние находятся от дороги на расстояниях 16 м и 42 м. Найдите расстояние, на котором находится от дороги средний столб.
16 м ? 42 м
2. Девочка прошла от дома по направлению на запад 250 м. Затем повернула на север и прошла 150 м. После этого она повернула на восток и прошла ещё 50 м. На каком расстоянии от дома оказалась девочка?
50 м
150 м
3. На каком расстоянии следует отодвинуть от стены дома нижний конец лестницы, длина которой 15 м, чтобы верхний её конец оказался на высоте 9 м?
15 м 9 м
- Отношение высоты к ширине экрана телевизора равно 0,75. Диагональ равна 60 см. Найдите ширину экрана.
6660 см
Вариант 2
- Мальчик прошёл от дома по направлению на восток 400 м. Затем повернул на север и прошёл 300 м. На каком расстоянии от дома оказался мальчик?
?
300 м
400 м
- Лестница длиной 10 м приставлена к стенке так, что расстояние от её нижнего конца до стенки равно 6 м. На какой высоте от земли находится верхний конец лестницы?
10 м
?
6м
- Из круглого бревна нужно вырезать брус с поперечным сечением 5 см и 12 см. Какой наименьший диаметр должно иметь бревно?
- Мальчик и девочка, расставшись на перекрестке, пошли по взаимно перпендикулярным дорогам, мальчик со скоростью 8 км/ч, а девочка 6 км/ч. Какое расстояние (в км) будет между ними через 45 мин?
6 км/ч
8 км/ч
Самостоятельная работа по теме «Подобие»
Вариант 1
- Человек ростом 3,4 м стоит на расстоянии 16 шагов от столба, на котором висит фонарь. Тень человека равна 8 шагам. На какой высоте расположен фонарь?
?
3,4 м
8 16
- Короткое плечо шлагбаума имеет длину 0,5 м, а длинное плечо – 2 м. На какую высоту поднимается конец длинного плеча, когда конец короткого плеча опускается на 0,25 м?
2 м
?
0,25 м 0,25 м
- Диаметр Луны приближенно равен 3400 км, и она находится на расстоянии 408 000 км от Земли. На какое расстояние ( в сантиметрах) от наблюдателя нужно удалить монету диаметра 1 см, чтобы она казалась ему такой же величины, как Луна? В ответе укажите целое число сантиметров.
Вариант 2
- Используя данные на рисунке, найдите высоту мачты
2 м
- м 16 м
- Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1,5 м, а длинное плечо – 4,5 м. На какую высоту опускается конец короткого плеча, когда конец длинного плеча поднимается на 2,25 м? Ответ дайте в метрах.
2,25м
4,5 м
?
1,5 м
- Апельсин в три раза больше мандарина. Мандарин весит 45 г. Считая их форму шарообразной и удельный вес одинаковым, найдите вес апельсина
Самостоятельная работа по теме «Площадь»
Вариант 1
- Площадь земельного участка, имеющего форму прямоугольника, равна 12 га, ширина участка равна 80 м. Найдите длину этого участка.
80 м
?
- Пол комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 6 м и8 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 15 см и 20 см. Сколько потребуется таких дощечек?
- Найдите площадь земельного участка, изображенного на рисунке.
10 м
42 м
21 м
25 м
- Сколько коробок в форме прямоугольного параллелепипеда размерами 30 *40*100 (см) можно поместить в кузов машины размерами 2,1*4*2,8 (м)?
Вариант 2
- Найдите периметр прямоугольного участка земли, площадь которого равна 7500 м2 и одна сторона в 4 раза больше другой.
- Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 7 см, чтобы облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 4 м и 3,5 м?
3,5 м
4 м
- Участок между двумя параллельными улицами имеет вид четырехугольника ABCD (AD\\BC) AB=14м, ВС=10м, AD=40м, угол В=1120. Найдите площадь этого участка. В ответе укажите приближенное значение, равное целому числу квадратных метров. B 10 м C
14 м
A D
40 м
- Зрачок человеческого глаза, имеющий форму круга, может изменять свой диаметр в зависимости от освещения от 1,3 мм до 6,5 мм. Во сколько раз при этом увеличивается площадь поверхности зрачка?
Самостоятельная работа по теме: «Окружность, углы»
Вариант 1
- Какой угол описывает часовая стрелка за 1 час 30 минут?
- Сколько спиц в колесе, если углы между соседними спицами равны 360?
- Длина окружности равна 40 см. Найдите длину дуги этой окружности , содержащую 450.
- Какое наибольшее число людей можно рассадить за круглым столом радиуса 1,5 м так, чтобы на каждого человека приходилось не менее 90 см длины дуги окружности стола? (примите π≈3).
Вариант 2
- Какой угол описывает часовая стрелка за 2 часа 45 минут?
- Угол в 1,5° рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины кажется угол?
- Поезд едет со скоростью 81 км/ч. Диаметр его колеса равен 120 см. Сколько оборотов в минуту делает колесо поезда?
- Длина минутной стрелки часов на Спасской башне Московского кремля приблизительно равно 3,5 м. За сколько минут ее конец пройдет путь длиной 210 см? (π≈3)
Список литературы и электронные ресурсы
- Смирнова И.М., Смирнова В.А. Геометрические задачи с практическим содержанием. – М.:МЦНМО, 2010. – 136 с.
- Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
3. http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в 2014 году (в новой форме) по математике.
4 . http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2014 году (в новой форме) по математике. Открытый банк заданий по математике.
5. http://idppo.kubannet.ru/ru/preparation Материалы Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования по подготовке к государственной итоговой аттестации