Отчет по инновационной деятельности в школе
Этот материал можно использовать для создании площадки по экологии в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniya_posvyashchennye_godu_ekologii.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИМТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64
Доклад на тему
«Непрерывное экологическое образование и воспитание
учащихся в образовательном пространстве школы»
Автор: учитель биологии и
экологии Авезова О.Г.
Нижний Новгород
2013 г
Есть две вещи достойные
подлинного удивления и
восхищения: звездное небо над нами
и нравственный закон внутри нас
Иммануил Кант.
Цель современного экологического образования — научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену потребительскому мировоззрению.
В настоящее время стал очевидным разрыв между индивидуальными образовательными потребностями учащихся и возможностью их удовлетворения. В данных условиях всё более осознаётся экологическая недостаточность традиционного школьного образования, необходимость формирования современной образовательной системы, которая способствовала бы выходу из кризисного состояния.
Экологическое образование в нашей школе рассматривается как общекультурное образование, построенное на экологизации учебных дисциплин в начальной, средней, в перспективе и в старшей школе; интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов; на тесном взаимодействии урочной и внеурочной деятельности, на единстве теории и практики.
Базовыми принципами являются:
1) принцип научности и фундаментальности, обеспечивающий познавательное отношение к окружающей среде;
2) гуманистический принцип, формирующий нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, направляющий становление системы ценностей у учащихся, в которой экологические идеалы имеют первостепенное значение;
3) деятельностный принцип, формирующий познавательные и практические умения экологического плана, развивающий волевые и творческие качества учащихся.
Исходя из вышеперечисленного мы ставим следующие цели обучения: учиться мыслить (постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее); учиться делать (применение знаний в практической деятельности); учиться быть самостоятельным (уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса); учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, принятия решения и т.д.).
Мы стремимся создать условия для формирования совершенствующейся социально-успешной личности, ведущей здоровый и безопасный образ жизни.
Получения знаний в области естественнонаучных дисциплин, приобретения моральных общечеловеческих качеств, наличие опытно-экспериментальной работы, реализация проектной деятельности - это то обязательное и необходимое условие, с помощью которого мы будим продолжать обеспечивать экологическое воспитание и образование обучающихся нашей школы.
Жизнь в условиях современного мегаполиса, к сожалению, ограничивает возможность детей в контакте с живой природой. Без общения с природой очень сложно донести те истины, без которых существование человека становится не просто проблематичным, а в перспективе невозможным.
Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.) и Ф.З.№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 года.
Экологическое образование в интересах устойчивого развития – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир и (обществознание и естествознание») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемой познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития.
Следует подчеркнуть, что экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Человек взаимодействует со своей окружающей средой и оказывает на нее влияние в течение всей своей жизни. Поэтому и экологическое воспитание - это обучение на протяжении всей жизни, и, таким образом, касается не только детей и молодежи.
Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс. В зависимости от целевой группы и ее возраста, экологическое воспитание осуществляется различными методами, в разной среде деятельности и, учитывая разных учащихся. Экологическое воспитание затрагивает человека во всех сферах жизни - как в его увлечениях, так и дома, на работе и в свободном времяпрепровождении.
Таким образом, система непрерывного экологического образования для устойчивого развития, должна включать обобщающий мировоззренческий курс на каждой ступени обучения (начальная 1-4 класс), основная (5-9 класс) и старшая школа (10-11 класс), образовательный экологический модуль для устойчивого развития (с 1 по 11 класс), дополнительное образование детей, и внеурочную деятельность по следующим направлениям (социализация учащихся в условиях общественно-значимой деятельности, направленной на решение экологических проблем; учебно-исследовательская и проектная деятельность по выявлению и поиску решения экологических проблем; формирование экологической культуры и здоровья).
Главная цель нашей экологической площадки
Способствовать развитию экологической культуры личности, вовлекая в исследовательскую деятельность, воспитывать творческую, социально-активную личность, понимающую законы природы и бережно к ней относящуюся.
Конечная цель программы:
Повышение качества образования на основе формирования единого экологического пространства школы и создание условий для формирования социально-успешной личности, ведущей здоровый и безопасный образ жизни.
Объектом исследования является процесс урочной и внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование экологического воспитания, экологического образования школьника в условиях устойчивого личностного развития на базе МБОУ СОШ № 64.
Предметом исследования являются условия, способы и механизмы, обеспечивающие непрерывность получения теоретического и практического экологического знания, а также процесс устойчивого личностного развития учащегося в условиях образовательного учреждения, определяемые целенаправленной системной разработкой и реализацией экологического образования в связи с уточнением его целей и задач. Основой разработки нового содержания образования - выделение ведущих компетенций, которые способствуют развитию личности, а также поиск, апробация и адаптация современных технологий, позволяющих наиболее эффективно осуществлять последовательный процесс формирования личности, ее способностей, потребностей и своей индивидуальности.
Гипотеза: внедрение экологических аспектов в процесс обучения позволит создать условия для реализации стратегии устойчивого личностного развития и формирования ее, как постоянно совершенствующейся социально-успешной, ведущей здоровый и безопасный образ жизни, повысить эффективность развития универсальных учебных навыков и экологической компетентности учащихся и педагогов, создать модель непрерывного экологического образования.
Основные задачи программы
Обучающие:
- Формирование знаний об экосистемах Земли и границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей и природной среды, здоровья населения;
- Ознакомление с понятиями экологии как науки с учетом возрастных и психологических особенностей детей;
- Расширение экологических представлений, их конкретизация, иллюстрирование яркими доступными примерами окружающей и природной среды, опытно-экспериментальной деятельностью;
Воспитывающие:
- Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового и безопасного образа жизни и улучшение состояния окружающей и природной среды;
- Воспитание ответственности, чуткости, доброты, отзывчивости, заботы и бережного отношения к природе и людям, стремление внести свой вклад в сохранение и улучшение природной среды.
- Ориентация детей на бережное отношение к природной среде, активное участие в ее улучшении и сохранении в различных формах теоретической и практической: природоохранной, просветительской, познавательной, поисково-исследовательской, экспериментальной - совместно с педагогами и родителями;
Развивающие:
- Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.
- Формирование экологического мышления на основе ознакомления их с разнообразием природы родного края и изучения комплекса экологических проблем;
- Формирование представлений о морально-этических нормах взаимодействия человека и природы.
- Формирование навыков исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся;
Здоровьесберегающие:
- Возможность сотворчества;
- Эмоционально – положительное восприятие учебной деятельности;
- Возможность саморегуляции текущего эмоционального состояния, с целью достижения оптимальной работоспособности (релаксация, чередование видов деятельности, работа в индивидуально приемлемом режиме, выбор формы отдыха и т.д.)
- Создание предпосылок для укрепления физического и духовного здоровья учащихся;
- Проведение оздоровления учащихся через взаимодействие с природой (проведение Дней Здоровья в природной среде, экскурсии, комбинированные маршруты, походы, экспедиции и т.д.).
Временные рамки эксперимента:
- Этап первый (01.09.2013-30.05.2014) –информационно - подготовительный, обучающий.
- Этап второй (01.09.2014-30.05.2015) –внедренческий, экспериментальный.
- Этап третий (01.09.2015-30.05.2016) – аналитико - прогнозирующий, оценочный.
Финансирование:
- бюджет;
- внебюджет
Экологическое образование и воспитание учащихся состоит в осознании ими взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.
Особая роль в решении этой задачи принадлежит основному среднему и дополнительному образованию в школе, потому что структура дополнительного образования, формы и методы его работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания.
Основные принципы концептуальных основ формирования экологической культуры учащихся:
- интеграция естественнонаучных и гуманитарных предметов с региональными компонентами;
- нахождение в учебных программах тем и разделов с близким содержаниеминтересных для учащихся, т.е. переход от близкого - к далекому, неизвестному, от родного порога - к другим регионам и странам;
- способствоватьдуховному развитию национальной культуры ученика и его готовности к восприятию общероссийской культуры;
- учет родного языка как основы развития интеллекта ребенка, формирования эмоциональной сферы и становления творческой личности;
- учет национальных и общечеловеческих культурных ценностей.
Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников в поликультурном образовательном и экологическом пространстве, содержащие следующие положения:
- педагог, умеющей вооружать учащихся этнопедагогическими знаниями и умениями, формирующий их экологическую культуру, выступает как наставник, с помощью которого школьники сознательно осуществляют облагораживание природно-социальной среды;
-экологический стиль мышления ученика является интеллектуальной формой экологического сознания, высшим уровнем осознания природно-социальной среды, когнитивным фундаментальным компонентом экологической культуры молодого поколения;
-экологические игры имеют тесную взаимосвязь с этнопедагогикой, способствуют развитию у детей ответственности и самостоятельности в отношении к окружающей среде и используются в целях формирования экологической культуры школьника;
- трудовая и исследовательская деятельность ученика в природно-социальной среде входит в его духовную жизнь, становится фактором воспитания, формирует основы экологического мировоззрения, культуры и нравственности, вследствие чего школьник своим деятельностно-практическим отношением облагораживает окружающую среду;
-личность, способная переживать за состояние природно-социальной среды, интеллектуально-нравственно, духовно-чувственно, ответственно охраняет и приумножает ценности окружающей среды;
- средства этнопедагогики, традиции, обряды и обычаи народа своим экологическим содержанием устанавливают стабильные нормы и правила поведения детей в природе, способствуют формированию у них экологической культуры;
Основными элементами развития экологической культуры учащихся является:
-приобщение детей к национальной культуре происходит с опорой на экологические компоненты в традициях, праздниках, обычаях и обрядах народа, его духовных и нравственно-эстетических ценностях, основанных на принципах педагогики;
- экологические знания и умения русского и других этносов края помогают укреплению дружбы между народами и связи их национальных культур;
- воспитание нового поколения через толерантность к разным народам и их культурам.
Механизмы формирования экологической культуры учащихся в процессе изучения учебных предметов:
- учащиеся через наблюдения и проведение исследований в природе лучше усваивают экологические знания, получают практические умения и навыки, и на этой основе у них поэтапно формируется экологическое сознание;
- основой экологического сознания является система убеждений, порождающая бережное отношение к родной природе, стремление защитить ее;
- природные материалы, используемые на уроках естественнонаучных дисциплин, ориентированы на формирование у детей экологической культуры;
- систематическое проведение нетрадиционных типов уроков естественнонаучных дисциплин, содержащих инновационные идеи, способствует изучению нового экологического материала в гораздо большем объеме, чем это дают учебные программы;
-педагогические инновации на основе педагогики, реализуемые на уроках естественнонаучных дисциплин, способствуют формированию у детей экологической культуры;
- интегрированные уроки по естественнонаучным дисциплинам способствуют развитию творческого мышления учащихся и содействуют формированию у них экологической культуры.
Виды деятельности в условиях дополнительного образования, которые развивают экологические знания и умения школьников и формируют у них экологическую культуру. В качестве таковых выступают:
- создание экологической тропы и организация экологических экскурсий, экспедиций и походов;
-приобщение учащихся к научно-исследовательской работе на базе учебно-опытного пришкольного участка или в других условиях локальной природно-социальной среды родного края;
-организация центров приобщения к природе, музеев под открытым небом, естественных заповедников, парков;
- проведение различных конкурсов, акций, мероприятий по экологической тематике;
- сотрудничество с экологическими организациями города Нижнего Новгорода.
Высокий уровень экологического образования и воспитания школьников в системе дополнительного образования возможен при соблюдении следующих условий:
- ориентации экологического образования и воспитания на формирование эколого-мировоззренческой позиции, проявляющейся в активной творческой деятельности по охране природы, на основе принципов гуманизации, прогностичности, природосообразности и непрерывности;
- организации процесса экологического образования и воспитания по принципу взаимосвязи и взаимодействия его компонентов: мировоззрения, отношений, ценностей, поведения, обеспечивающих более глубокое использование опыта обучающегося в становлении его мировоззрения;
- реализации педагогического потенциала системы дополнительного образования в тесной связи с базовым образованием;
- использования разработанных критериев экологической воспитанности, которые определяют эколого-мировоззренческую позицию обучающегося к природе, что позволяет отслеживать динамику уровней и результативность экологической воспитанности;
- совершенствования и обновления форм организации экологического образования и воспитания с использованием соответствующих современных технологий;
- повышение качества подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования школьников, обладающими высокой экологической культурой и педагогической компетентностью в области экологического воспитания.
В нашей инновационной деятельности будут использоваться следующие методики:
- Диагностика входящая и итоговая всех групп планируемых результатов.
- Системно-деятельностный и культурно-исторический подходы ФГОС, методика ситуационного обучения.
3.Исследовательская и проектная деятельность педагогов и учащихся.
4.Курсы и научно-практические семинары для педагогов.
5.Комплексное консультирование родителей по проблемам обучения
и воспитания учащихся.
Организационное и научно - методическое обеспечение
экспериментальной деятельности:
- Проектная и исследовательская деятельность педагогов и обучающихся.
- Организации внеурочной деятельности.
- Партнерство школы с родителями.
- Формирования экологической грамотности и экологической культуры учащихся во внедрении ФГОС.
- Технические средства обучения, Интернет связь, сайт образовательного учреждения.
Принципы реализации программы:
Реализация программы строится на следующих принципах:
1.Эколого-профессиональная подготовка (ЭПП) педагогов. Она имеет несколько путей развития: а) как экологическая подготовка; б) как педагогическая подготовка; в) как эколого-педагогическая подготовка. Достигнуть равновесия в развитии всех ее компонентов невозможно, так как в каждый момент времени преимущество складывается для одного из них.
2.Принцип сопричастности устойчивому развитию выведен из положения о том, что человечество и человек обладают свободой выбора. И они должны, используя свою свободу, распознать пути, ведущие к гибели, определить верную линию своего отношения к природе, руководствуясь нравственными и эстетическими ориентирами.
3.Принцип опоры на основные принципы устойчивого развития определен как наиболее значимый необходимостью неукоснительного выполнения ключевых принципов концепции устойчивого развития.
4. Принцип современного подхода продиктован всем ходом эко-социальных процессов, необходимостью обновления содержания экологического образования в области окружающей среды, исходя из концепции устойчивого развития, требованиями соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человека с биосферой.
5.Принцип динамического баланса проявляется в стремлении системы, с одной стороны, достичь гармонического состояния, с другой стороны, сместить «точку равновесия» при изменении внешней среды. Динамический баланс между всеми компонентами образовательного процесса ЭПП характеризуется: оптимальным наполнением содержания компонентов системы (целей, методов, средств и форм образования); стремлением находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет использования как традиционных, так и новых педагогических ресурсов.
6. Принципом равновесия в целостности, который систему взглядов и действий, базирующихся на благоговейном отношении к миру и природе где действительность рассматривается как интегрированное целое, и равновесие - фундаментальное экологическое понятие, отражающее представления о идеале, к осуществлению которого должны стремиться педагоги, оптимальный вариант отношений между людьми, человеком и природой.
7.Принцип интеграции на содержание естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов эколого-педагогических взаимодействий, обеспечивающего взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания, и различных видов деятельности.
8.Принцип творческого участия педагогов в образовательном процессе.
9.Принцип межведомственного эколого-педагогического взаимодействия раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений в период развития общества, стремящегося к устойчивому развитию на формирование экологической культуры населения, обладание которой позволит выстроить гармоничные взаимоотношения между обществом и природой.
Управление программой:
Для управления реализацией программы создается творческая группа, и расширяются обязанности учителей - предметников и педагогов дополнительного образования.
Контроль исполнения программы развития будет обеспечен следующими организационно – управленческими действиями:
- Организационная деятельность педагогического коллектива по реализации основных задач программы;
- Анализ результатов этапов программы, коррекция задач и основных направлений программы через текущие и ежегодное планирование;
- Коррекция программных мероприятий на всех уровнях внутришкольного управления;
- Ежегодное подведение итогов реализации этапов программы;
- Определение уровня соответствия реального и нормативного состояния деятельности школы.
Механизм реализации
Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие направления деятельности, связанные с дальнейшим развитием школы.
Можно выделить основные направления деятельности инновационной площадки:
I блок -экологическое образование в начальной школе.
IIблок - экологическое образование учащихся в средних и старшихклассов.
III блок - внеклассной экологической работа.
IV блок - экологическая деятельность в школьной библиотеке.
V блок –экологическое воспитание в семье.
VI блок - экологическая деятельность на пришкольном участке.
VIII блок - сотрудничество с экологическими центрами.
Этапы реализации программы:
Этапы начало-окончание | Цели и задачи | Ответственные лица |
I этап информационно - подготовительный обучающий 01.09.2013- 30.05.2014 | Цель: Переход к непрерывному экологическому образованию и воспитанию МБОУ СОШ № 64- проведение первичного мониторинга. Содержание деятельности педагогического коллектива:
Работа с родителями:
Работа с учащимися:
олимпиады, презентации, творческие работы, буклеты, конференции).
деятельности (НОУ, учебные проекты, экологические конкурсы, викторины, КВН, экологические тропы, озеленение классов, школы, участка).
Анализ и регулирование выполнения программы:
| Координационная группа Заместители директора Педагоги доп. образования Группа педагогической поддержки Координационная группа Классные руководители Координационная группа Группа педагогической поддержки Классные руководители Группа мониторинга Группа социально-психологической поддержки |
II этап внедренренческий 01.09.2014-30.05.2015 | Цель: Повышение качества образования на основе формирования единого экологического пространства школы и создание условий для формирования социально-успешной личности, ведущей здоровый и безопасный образ жизни. Содержание деятельности педагогического коллектива:
Работа с родителями:
Работа с учащимися:
Анализ и регулирование выполнения программы:
| Координационная группа Заместители директора Группа педагогической поддержки Заместители директора Классные руководители Координационная группа Классные руководители Группа социально-психологической поддержки Классные руководители Координационная группа Привлеченные специалисты Группа мониторинга |
III этап Оценочный 01.09.2015- 30.05.2016 | Цель: Оценка эффективности форм и содержания экологизации воспитания и обучения. Содержание деятельности педагогического коллектива:
Работа с родителями:
Работа с учащимися:
Ознакомление участников программы с результатами диагностических исследований, обеспечение методическими рекомендациями, информационного обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам непрерывного экологического образования и воспитания в учебно-воспитательном процессе школы). | Координационная группа Координаторы образовательных программ Группа мониторинга Группа социально-психологической поддержки Классные руководители Группа мониторинга Координационная группа |
Предполагаемые результаты.
Педагог:
- включение в эколого-образовательную практику, апробация технологии развивающего экологического образования, связанной с реализацией системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, конструированием содержания на основе учебных задач с их критериальным оцениванием;
- расширение профессионального педагогического партнерства.
Ученик:
- повышение уровня достижения метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения, как результат формирования экологического мышления и экологического сознания обучающихся;
- опыт проектирования экологически безопасной развивающей образовательной среды;
- повышение уровня экологической грамотности, экологической культуры.
Родители:
- повышение включенности в образовательный процесс: помощь в оформлении школы при проведении экологически-ориентированных мероприятий, подготовка проектов на экологизированную тему, участие в волонтерских акциях по охране природных территорий, участие в разработке и проведении практико-ориентированных мероприятий и т.д.
Социум
- социальное партнерство школы с окружающим социумом – родителями, учреждениями дополнительного образования и др.;
- усиление в содержании экологического образования и воспитания направленности на успешную социализацию личности учащихся в среде города.
Список литературы:
1. Ф.З.№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 года
2. Борсук О А Изучение этнокультуры составная часть экологического образования // Региональные системы экологического образования. -М.:Тобол, 1998
3. Винокурова Н.Ф., Глуздов В.А. и другие. Региональная программа непрерывного экологического образования. Нижний Новгород, 1992
4. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя / Под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой.- М.: Тобол, 1997
5. Гапанович Н. Е. Концепция непрерывного экологического образования. // Экологическое образование в Голландии и России.- М., 1994
6. Добрецова Н.В. Новые подходы к экологическому образованию школьников // Региональные системы экологического образования. М.: Тобол,1998
7. Лавриненко Л.Я. Теоретические аспекты развития непрерывного экологического образования подрастающего поколения. // Развитие непрерывного экологического образования. М.:1995
8. Мамедов Н. М. Экологическая культура и образование. // Экологическое образование: концепции и методические подходы. М.: Агентство «Технотрон», 1996
9. Пономарева И.Н. Концептуальные подходы к проблеме непрерывного экологического образования и воспитания // Материалы II Международного форума «Наша общая окружающая среда», 14-16 сентября 1998 г. С.-Пб: Крисмас+, 1998
10. Суравегина И. Т. Концептуальные идеи экологического образования и новая учебная дисциплина «Экология» // Экологическое образование в Голландии и России. М., 1994
11. Устойчивое развитие: к истории концепции // Вестник «Зеленое спасение». 1995. -№ 3
12. Чернова Н.М. О содержании школьного экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования. М.: МНЭПУ, 1995
13. Чижова В.П., Добров АВ., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. -М.: Агропромиздат, 1989
14. Ягодин Г.А Некоторые аспекты экологического образования в школе // Развитие непрерывного экологического образования. М.: МНЭПУ, 1995