Отчет по инновационной деятельности в школе

Авезова Ольга Георгиевна

Этот материал можно использовать для создании площадки по экологии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_chteniya_posvyashchennye_godu_ekologii.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИМТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64

Доклад на тему

«Непрерывное экологическое образование и воспитание

учащихся в образовательном пространстве школы»

                                                                               Автор: учитель биологии и

                                                                                       экологии Авезова О.Г.

Нижний Новгород

2013 г

                                                                          Есть две вещи     достойные

                                                                       подлинного удивления и

                                                                       восхищения: звездное небо над нами

                                                                       и нравственный закон внутри нас    

                                                                                                   Иммануил Кант.

Цель современного экологического образования — научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену потребительскому мировоззрению.

     В настоящее время стал очевидным разрыв между индивидуальными образовательными потребностями учащихся и возможностью их удовлетворения. В данных условиях всё более осознаётся экологическая недостаточность традиционного школьного образования, необходимость формирования современной образовательной системы, которая способствовала бы выходу из кризисного состояния.

      Экологическое образование в нашей школе рассматривается как общекультурное образование, построенное на экологизации учебных дисциплин в начальной, средней, в перспективе и в старшей школе; интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов; на тесном взаимодействии урочной и внеурочной деятельности, на единстве теории и практики.

Базовыми принципами являются:

1) принцип научности и фундаментальности, обеспечивающий познавательное отношение к окружающей среде;

 2) гуманистический принцип, формирующий нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, направляющий становление системы ценностей у учащихся, в которой экологические идеалы имеют первостепенное значение;

3) деятельностный принцип, формирующий познавательные и практические умения экологического плана, развивающий волевые и творческие качества учащихся.

    Исходя из вышеперечисленного мы ставим следующие цели обучения: учиться мыслить (постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее); учиться делать (применение знаний в практической деятельности); учиться быть самостоятельным (уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса); учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, принятия решения и т.д.).

     Мы стремимся создать условия для формирования совершенствующейся социально-успешной личности, ведущей здоровый и безопасный образ жизни.

   Получения знаний в области естественнонаучных дисциплин, приобретения моральных общечеловеческих качеств, наличие опытно-экспериментальной работы, реализация проектной деятельности - это то обязательное и необходимое условие, с помощью которого мы будим продолжать обеспечивать экологическое воспитание и образование обучающихся нашей школы.

     Жизнь в условиях современного мегаполиса, к сожалению, ограничивает возможность детей в контакте с живой природой. Без общения с природой очень сложно донести те истины, без которых существование человека становится не просто проблематичным, а в перспективе невозможным.

Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.) и Ф.З.№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 года.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей. 

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир и (обществознание и естествознание») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
    В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемой познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития. 

Следует подчеркнуть, что экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности. 
Человек взаимодействует со своей окружающей средой и оказывает на нее влияние в течение всей своей жизни. Поэтому и экологическое воспитание - это обучение на протяжении всей жизни, и, таким образом, касается не только детей и молодежи.

Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс. В зависимости от целевой группы и ее возраста, экологическое воспитание осуществляется различными методами, в разной среде деятельности и, учитывая разных учащихся. Экологическое воспитание затрагивает человека во всех сферах жизни - как в его увлечениях, так и дома, на работе и в свободном времяпрепровождении.

Таким образом, система непрерывного экологического образования для устойчивого развития, должна включать обобщающий мировоззренческий курс на каждой ступени обучения (начальная 1-4 класс), основная (5-9 класс) и старшая школа (10-11 класс), образовательный экологический модуль для устойчивого развития (с 1 по 11 класс), дополнительное образование детей, и внеурочную деятельность по следующим направлениям (социализация учащихся в условиях общественно-значимой деятельности, направленной на решение экологических проблем; учебно-исследовательская и проектная деятельность по выявлению и поиску решения экологических проблем; формирование экологической культуры и здоровья). 

Главная цель нашей экологической площадки

Способствовать развитию экологической культуры личности, вовлекая в исследовательскую деятельность, воспитывать творческую, социально-активную личность, понимающую законы природы и бережно к ней относящуюся.

Конечная цель программы:

Повышение качества образования на основе формирования единого экологического пространства школы и создание условий для формирования социально-успешной личности, ведущей здоровый и безопасный образ жизни.

Объектом исследования является процесс урочной и внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование экологического воспитания, экологического образования школьника в условиях устойчивого личностного развития на базе МБОУ СОШ № 64.

Предметом исследования являются условия, способы и механизмы, обеспечивающие непрерывность получения теоретического и практического экологического знания, а также процесс устойчивого личностного развития учащегося в условиях образовательного учреждения, определяемые целенаправленной системной разработкой и реализацией экологического образования в связи с уточнением его целей и задач. Основой разработки нового содержания образования - выделение ведущих компетенций, которые способствуют развитию личности, а также поиск, апробация и адаптация современных технологий, позволяющих наиболее эффективно осуществлять последовательный процесс формирования личности, ее способностей, потребностей и своей индивидуальности.

Гипотеза: внедрение экологических аспектов в процесс обучения позволит создать условия для реализации стратегии устойчивого личностного развития и формирования ее, как постоянно совершенствующейся социально-успешной, ведущей здоровый и безопасный образ жизни, повысить эффективность развития универсальных учебных навыков и экологической компетентности учащихся и педагогов, создать модель непрерывного экологического образования.

Основные задачи программы

Обучающие:

-  Формирование знаний об экосистемах Земли и границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей и природной среды, здоровья населения;

- Ознакомление с понятиями экологии как науки с учетом возрастных и психологических особенностей детей;

- Расширение экологических представлений, их конкретизация, иллюстрирование яркими доступными примерами окружающей и природной среды, опытно-экспериментальной деятельностью;

Воспитывающие:

- Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового и безопасного образа жизни и улучшение состояния окружающей и природной среды;

- Воспитание ответственности, чуткости, доброты, отзывчивости, заботы и бережного отношения к природе и людям, стремление внести свой вклад в сохранение и улучшение природной среды.

- Ориентация детей на бережное отношение к природной среде, активное участие в ее улучшении и сохранении в   различных   формах теоретической и практической: природоохранной, просветительской, познавательной, поисково-исследовательской, экспериментальной - совместно с педагогами и родителями;

Развивающие:

- Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

- Формирование экологического мышления на основе ознакомления их с   разнообразием   природы родного края и   изучения   комплекса   экологических   проблем;

-  Формирование      представлений     о    морально-этических        нормах взаимодействия человека и природы.

- Формирование навыков исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся;

Здоровьесберегающие:

- Возможность сотворчества;

- Эмоционально – положительное восприятие учебной деятельности;

- Возможность саморегуляции текущего эмоционального состояния, с целью достижения оптимальной работоспособности (релаксация, чередование видов деятельности, работа в индивидуально приемлемом режиме, выбор формы отдыха и т.д.)

- Создание предпосылок для укрепления физического и духовного здоровья учащихся;

- Проведение оздоровления учащихся через взаимодействие с природой (проведение Дней Здоровья в природной среде, экскурсии, комбинированные маршруты, походы, экспедиции и т.д.).

Временные рамки эксперимента:

  • Этап первый (01.09.2013-30.05.2014) –информационно - подготовительный, обучающий.

  • Этап второй (01.09.2014-30.05.2015) –внедренческий, экспериментальный.

  • Этап третий (01.09.2015-30.05.2016) – аналитико - прогнозирующий, оценочный.

Финансирование:

  • бюджет;
  • внебюджет

Экологическое образование и воспитание учащихся состоит в осознании ими взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.

Особая роль в решении этой задачи принадлежит основному среднему и  дополнительному образованию в  школе, потому что структура дополнительного образования, формы и методы его работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания.

Основные принципы концептуальных основ формирования экологической культуры учащихся:

- интеграция естественнонаучных и гуманитарных предметов с региональными компонентами;

- нахождение в учебных программах тем и разделов с близким содержаниеминтересных для учащихся, т.е. переход от близкого - к далекому, неизвестному, от родного порога - к другим регионам и странам;

- способствоватьдуховному развитию национальной культуры ученика и его готовности к восприятию общероссийской культуры;

- учет родного языка как основы развития интеллекта ребенка, формирования эмоциональной сферы и становления творческой личности;

- учет национальных и общечеловеческих культурных ценностей.

 Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников в поликультурном образовательном и экологическом пространстве, содержащие следующие положения:

- педагог, умеющей вооружать учащихся этнопедагогическими знаниями и умениями, формирующий их экологическую культуру, выступает как наставник, с помощью которого школьники сознательно осуществляют облагораживание природно-социальной среды;

-экологический стиль мышления ученика является интеллектуальной формой экологического сознания, высшим уровнем осознания природно-социальной среды, когнитивным фундаментальным компонентом экологической культуры молодого поколения;

-экологические игры имеют тесную взаимосвязь с этнопедагогикой, способствуют развитию у детей ответственности и самостоятельности в отношении к окружающей среде и используются в целях формирования экологической культуры школьника;

- трудовая и исследовательская деятельность ученика в природно-социальной среде входит в его духовную жизнь, становится фактором воспитания, формирует основы экологического мировоззрения, культуры и нравственности, вследствие чего школьник своим деятельностно-практическим отношением облагораживает окружающую среду;

-личность, способная переживать за состояние природно-социальной среды, интеллектуально-нравственно, духовно-чувственно, ответственно охраняет и приумножает ценности окружающей среды;

- средства этнопедагогики, традиции, обряды и обычаи народа своим экологическим содержанием устанавливают стабильные нормы и правила поведения детей в природе, способствуют формированию у них экологической культуры;

Основными элементами развития экологической культуры учащихся является:

-приобщение детей к национальной культуре происходит с опорой на экологические компоненты в традициях, праздниках, обычаях и обрядах народа, его духовных и нравственно-эстетических ценностях, основанных на принципах педагогики;

- экологические знания и умения русского и других этносов края помогают укреплению дружбы между народами и связи их национальных культур;

- воспитание нового поколения через толерантность к разным народам и их культурам.

Механизмы формирования экологической культуры учащихся в процессе изучения учебных предметов:

- учащиеся через наблюдения и проведение исследований в природе лучше усваивают экологические знания, получают практические умения и навыки, и на этой основе у них поэтапно формируется экологическое сознание;

- основой экологического сознания является система убеждений, порождающая бережное отношение к родной природе, стремление защитить ее;

- природные материалы, используемые на уроках естественнонаучных дисциплин, ориентированы на формирование у детей экологической культуры;

- систематическое проведение нетрадиционных типов уроков естественнонаучных дисциплин, содержащих инновационные идеи, способствует изучению нового экологического материала в гораздо большем объеме, чем это дают учебные программы;

-педагогические инновации на основе педагогики, реализуемые на уроках естественнонаучных дисциплин, способствуют формированию у детей экологической культуры;

- интегрированные уроки по естественнонаучным дисциплинам способствуют развитию творческого мышления учащихся и содействуют формированию у них экологической культуры.

Виды деятельности в условиях дополнительного образования, которые развивают экологические знания и умения школьников и формируют у них экологическую культуру. В качестве таковых выступают:

- создание экологической тропы и организация экологических экскурсий, экспедиций и походов;

-приобщение учащихся к научно-исследовательской работе на базе учебно-опытного пришкольного участка или в других условиях локальной природно-социальной среды родного края;

-организация центров приобщения к природе, музеев под открытым небом, естественных заповедников, парков;

- проведение различных конкурсов, акций, мероприятий по экологической тематике;

- сотрудничество с экологическими организациями города Нижнего Новгорода.

Высокий уровень экологического образования и воспитания школьников в системе дополнительного образования  возможен при соблюдении следующих условий: 

- ориентации экологического образования и воспитания на формирование эколого-мировоззренческой позиции, проявляющейся в активной творческой деятельности по охране природы, на основе принципов гуманизации, прогностичности, природосообразности и непрерывности; 
- организации процесса экологического образования и воспитания по принципу взаимосвязи и взаимодействия его компонентов: мировоззрения, отношений, ценностей, поведения, обеспечивающих более глубокое использование опыта обучающегося в становлении его мировоззрения; 
- реализации педагогического потенциала системы дополнительного образования в тесной связи с базовым образованием; 
- использования разработанных критериев экологической воспитанности, которые определяют эколого-мировоззренческую позицию обучающегося к природе, что позволяет отслеживать динамику уровней и результативность экологической воспитанности; 
- совершенствования и обновления форм организации экологического образования и воспитания с использованием соответствующих современных технологий; 
- повышение качества подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования школьников, обладающими высокой экологической культурой и педагогической компетентностью в области экологического воспитания.

В нашей инновационной деятельности будут использоваться следующие методики:

  1. Диагностика входящая и итоговая всех групп планируемых результатов.
  2. Системно-деятельностный и культурно-исторический подходы ФГОС, методика ситуационного обучения.

3.Исследовательская и проектная деятельность педагогов и учащихся.

4.Курсы и научно-практические семинары для педагогов.

5.Комплексное консультирование родителей по проблемам обучения

и воспитания учащихся.

                   Организационное и научно - методическое обеспечение

                     экспериментальной   деятельности:

  • Проектная и исследовательская деятельность педагогов и обучающихся.
  • Организации внеурочной деятельности.
  • Партнерство школы с родителями.
  • Формирования экологической грамотности и экологической культуры учащихся  во внедрении ФГОС.
  • Технические средства обучения, Интернет связь, сайт образовательного учреждения.

Принципы реализации программы:

Реализация программы строится на следующих принципах:

1.Эколого-профессиональная подготовка (ЭПП) педагогов. Она имеет несколько путей развития: а) как экологическая подготовка; б) как педагогическая подготовка; в) как эколого-педагогическая подготовка. Достигнуть равновесия в развитии всех ее компонентов невозможно, так как в каждый момент времени преимущество складывается для одного из них.

2.Принцип сопричастности устойчивому развитию выведен из положения о том, что человечество и человек обладают свободой выбора. И они должны, используя свою свободу, распознать пути, ведущие к гибели, определить верную линию своего отношения к природе, руководствуясь нравственными и эстетическими ориентирами.

3.Принцип опоры на основные принципы устойчивого развития определен как наиболее значимый необходимостью неукоснительного выполнения ключевых принципов концепции устойчивого развития.

4. Принцип современного подхода продиктован всем ходом эко-социальных процессов, необходимостью обновления содержания экологического образования в области окружающей среды, исходя из концепции устойчивого развития, требованиями соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человека с биосферой.

5.Принцип динамического баланса проявляется в стремлении системы, с одной стороны, достичь гармонического состояния, с другой стороны, сместить «точку равновесия» при изменении внешней среды. Динамический баланс между всеми компонентами образовательного процесса ЭПП характеризуется: оптимальным наполнением содержания компонентов системы (целей, методов, средств и форм образования); стремлением находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет использования как традиционных, так и новых педагогических ресурсов.

6. Принципом равновесия в целостности, который систему взглядов и действий, базирующихся на благоговейном отношении к миру и природе где действительность рассматривается как интегрированное целое, и равновесие - фундаментальное экологическое понятие, отражающее представления о идеале, к осуществлению которого должны стремиться педагоги, оптимальный вариант отношений между людьми, человеком и природой.

7.Принцип интеграции на содержание естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов эколого-педагогических взаимодействий, обеспечивающего взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания, и различных видов деятельности.

8.Принцип творческого участия педагогов в образовательном процессе.

9.Принцип межведомственного эколого-педагогического взаимодействия раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений в период развития общества, стремящегося к устойчивому развитию на формирование экологической культуры населения, обладание которой позволит выстроить гармоничные взаимоотношения между обществом и природой.

Управление программой:

Для управления реализацией программы создается творческая группа, и расширяются обязанности учителей - предметников и педагогов дополнительного образования.

Контроль исполнения программы развития будет обеспечен следующими организационно – управленческими действиями:

  • Организационная деятельность педагогического коллектива по реализации основных задач программы;

  • Анализ результатов этапов программы, коррекция задач и основных направлений программы через текущие и ежегодное планирование;

  • Коррекция программных мероприятий на всех уровнях внутришкольного управления;

  • Ежегодное подведение итогов реализации этапов программы;

  • Определение уровня соответствия реального и нормативного состояния деятельности школы.

Механизм реализации

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие направления деятельности, связанные с дальнейшим развитием школы.

Можно выделить основные направления деятельности инновационной площадки:

I блок -экологическое образование в начальной школе.

IIблок - экологическое образование учащихся в средних и старшихклассов.

III блок - внеклассной экологической работа.

IV блок - экологическая деятельность в школьной библиотеке.

V блок –экологическое воспитание в семье.

VI блок - экологическая деятельность на пришкольном участке.

VIII блок - сотрудничество с экологическими центрами.

Этапы реализации программы:

Этапы

начало-окончание

Цели и задачи

Ответственные лица

I этап

информационно - подготовительный

обучающий

01.09.2013-

30.05.2014

Цель: Переход к непрерывному экологическому образованию и воспитанию МБОУ СОШ № 64- проведение первичного мониторинга.

Содержание деятельности педагогического коллектива:

  • Разработка и принятие перспективного и рабочего плана деятельности образовательного учреждения по проектированию и реализации системы базового и вариативного компонента экологического образования и просвещения.
  • Разработка мониторинга (входного, текущего и итогового) результатов экспериментальной деятельности.
  • Проведение и анализ уроков, внеклассных мероприятий с позиций  экологического образования и воспитания.
  • Посещение и анализ занятий дополнительного образования.
  • Подготовка статей в научные журналы об экологической культуре учащихся.
  • Отражение экспериментальной работы на сайте образовательного учреждения.
  • Повышение квалификации работников образовательного учреждения, приобретение необходимой научно - методической литературы, сотрудничество с учителями других школ, с различными экологическими организациями.

Работа с родителями:

  • Определение родительского запроса.
  • Определение организационных форм вовлечения родителей в разработку содержания внеурочной деятельности.
  • Разработка программы экологического просвещения родителей для повышения знаний родителей по проблемах сохранения и охраны природы (беседы, лекции, семинары, консультации, круглый стол).
  • Оформление на сайте рубрики для родителей – вопросы и ответы.

Работа с учащимися:

  • Входящая диагностика (анкетирование).
  • Вовлечение в экологическое образование (беседы,

 олимпиады, презентации, творческие работы, буклеты, конференции).

  • Организация научно-исследовательской и проектной

    деятельности (НОУ, учебные проекты, экологические конкурсы, викторины, КВН, экологические тропы, озеленение классов, школы, участка).

  • Вовлечение в социально-значимую деятельность (экологическое просвещение, экологические акции, конкурсы).

Анализ и регулирование выполнения программы:

  • Проведение предварительного мониторинга и выведение приоритетов в комплексе задач.
  • Составление информационно-аналитической справки и проблемного анализа деятельности школы по экологизации воспитания и обучения.
  • Оценка  эффективности  экологической деятельности и экологического обучения (тестирование 1,5,9 классов)

Координационная группа

Заместители директора

Педагоги доп. образования

Группа педагогической поддержки

Координационная группа

Классные руководители

Координационная группа

Группа педагогической поддержки

Классные руководители

Группа мониторинга

Группа социально-психологической поддержки

II этап

внедренренческий

01.09.2014-30.05.2015

Цель: Повышение качества образования на основе формирования единого экологического пространства школы и создание условий для формирования социально-успешной личности, ведущей здоровый и безопасный образ жизни.

Содержание деятельности педагогического коллектива:

  • Определение (уточнение) плана работы творческой группой педагогов, в т. ч. в ее расширенном варианте – с участием инициативных родителей.
  • Апробация имеющихся разработок.
  • Разработка программ, учебно-методических и контрольных материалов.
  • Открытые уроки, семинары, нетрадиционных форм проведения уроков брифингов, деловых игр, конференций, дискуссий) и  других внеклассные мероприятия;
  • Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих работу с учащимися
  • Подготовка статей в научные журналы. Увеличение объема научно-практических и проектно-исследовательских работ для раскрытия творческого потенциала учащихся;
  • Отражение работы экологической деятельности на сайте.
  • Повышение уровня мотивации учащихся к экологическим проблемам и качества самоподготовки учащимися, в том числе домашних заданий и рекомендаций учителей по предметам естественнонаучного цикла.
  • Оценка имеющихся инновационных разработок в области экологического образования обучающихся и просвещения родителей, и результатов их апробации с использованием определенных критериев.

Работа с родителями:

  • Уточнение родительского запроса.
  • Определение организационных форм  и системы мероприятий, направленных на вовлечения родителей в разработку содержания внеурочной деятельности.
  • Экологическое просвещение родителей (практические занятия, конференции лекции по экологическим проблемам).
  • Разработка психолого-педагогических тренингов.
  • Обратная связь с родителями на сайте образовательного учреждения.

Работа с учащимися:

  • Организация занятий внеурочной деятельности.
  • Вовлечение во внеклассные мероприятия в социуме, в социально- значимую деятельность.
  • Организация научно-исследовательской и проектной деятельности. Участие в конкурсах, соревнованиях, экологических акциях и сотрудничество с экологическими организациями («Зеленый Парус». «Дронт», «Эка» и т.д.).

Анализ и регулирование выполнения программы:

  • Обратная связь с родителями – с помощью сайта и взаимодействия с родительским комитетом.  
  • Текущий мониторинг, анализ результатов, их обсуждение в среде специалистов и общественности.
  • Коррекция хода эксперимента.
  • Мониторинг экологической деятельности школы.
  • Анкетирование учащихся и их родителей.
  • Осуществление контроля за состоянием единого экологического пространства школы и отражение работы экологической деятельности и достижений учащимися  на сайте.

Координационная группа

Заместители директора

Группа педагогической поддержки

Заместители директора

Классные руководители

Координационная группа

Классные руководители

Группа социально-психологической поддержки

Классные руководители

Координационная группа

Привлеченные специалисты

Группа мониторинга

III этап

Оценочный

01.09.2015-

30.05.2016

Цель: Оценка эффективности форм и содержания экологизации воспитания и обучения.

Содержание деятельности педагогического коллектива:

  • Инвентаризация разработок, определение нуждающихся в доработке.
  • Изучение и анализ апробируемых моделей содержания экологического образования, определение их роли в решении ключевых задач Концепции общего экологического образования для устойчивого развития.
  • Отражение результатов работы экспериментальной работы  на сайте школы.
  • Оценка имеющихся инновационных разработок в области экологического образования обучающихся и просвещения родителей с использованием определенных критериев.

Работа с родителями:

  • Уточнение организационных форм, методических приемов вовлечения родителей в экологическое образование обучающихся.
  • Проведение просветительской и психолого-педагогических работы с родителями (тренинги).
  • Обратная связь с родителями на сайте образовательного учреждения в виде отчета о проделанной работе.
  • Итоговое анкетирование.

Работа с учащимися:

  • Итоговая диагностика.
  • Вовлечение в экологическое образование (вариативный урочный и внеурочный компоненты).
  • Вовлечение в социально-значимые мероприятия.
  • Организация научно-исследовательской и проектной деятельности.
  • Создание для учащихся портфолио с достижениями в области экологии.
  • Участие в конкурсах, фестивалях, акциях и т. д.

Ознакомление участников программы с результатами диагностических исследований, обеспечение методическими рекомендациями, информационного обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам непрерывного экологического образования и воспитания в учебно-воспитательном процессе школы).

Координационная группа

Координаторы образовательных программ

Группа мониторинга

Группа социально-психологической поддержки

Классные руководители

Группа мониторинга

Координационная группа

Предполагаемые результаты.

Педагог:

  • включение в эколого-образовательную практику, апробация технологии развивающего экологического образования, связанной с реализацией системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, конструированием содержания на основе учебных задач с их критериальным оцениванием;
  • расширение профессионального педагогического партнерства.

Ученик:

  • повышение уровня достижения метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения, как результат формирования экологического мышления и экологического сознания обучающихся;  
  • опыт проектирования экологически безопасной развивающей образовательной среды;
  • повышение уровня экологической грамотности, экологической культуры.

Родители:

  • повышение включенности в образовательный процесс: помощь в оформлении школы при проведении экологически-ориентированных мероприятий, подготовка проектов на экологизированную тему, участие в волонтерских акциях по охране природных территорий, участие в разработке и проведении практико-ориентированных мероприятий и т.д.

Социум

  • социальное партнерство школы с окружающим социумом – родителями, учреждениями дополнительного образования и др.;
  • усиление в содержании экологического образования и воспитания направленности на успешную социализацию личности учащихся в среде города.

Список литературы:


1. Ф.З.№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 года

2. Борсук О А Изучение этнокультуры составная часть экологического образования // Региональные системы экологического образования. -М.:Тобол, 1998

3. Винокурова Н.Ф., Глуздов В.А. и другие. Региональная программа непрерывного экологического образования. Нижний Новгород, 1992

4. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя / Под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой.- М.: Тобол, 1997

5. Гапанович Н. Е. Концепция непрерывного экологического образования. // Экологическое образование в Голландии и России.- М., 1994

6. Добрецова Н.В. Новые подходы к экологическому образованию школьников // Региональные системы экологического образования. М.: Тобол,1998

7. Лавриненко Л.Я. Теоретические аспекты развития непрерывного экологического образования подрастающего поколения. // Развитие непрерывного экологического образования. М.:1995

8. Мамедов Н. М. Экологическая культура и образование. // Экологическое образование: концепции и методические подходы. М.: Агентство «Технотрон», 1996

9. Пономарева И.Н. Концептуальные подходы к проблеме непрерывного экологического образования и воспитания // Материалы II Международного форума «Наша общая окружающая среда», 14-16 сентября 1998 г. С.-Пб: Крисмас+, 1998

10. Суравегина И. Т. Концептуальные идеи экологического образования и новая учебная дисциплина «Экология» // Экологическое образование в Голландии и России. М., 1994

11. Устойчивое развитие: к истории концепции // Вестник «Зеленое спасение». 1995. -№ 3

12. Чернова Н.М. О содержании школьного экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования. М.: МНЭПУ, 1995

13. Чижова В.П., Добров АВ., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. -М.: Агропромиздат, 1989

14. Ягодин Г.А Некоторые аспекты экологического образования в школе // Развитие непрерывного экологического образования. М.: МНЭПУ, 1995