Пояснительная записка
Опорно-двигательная система выполняет важные для организма функции. Скелет обеспечивает опору, а мышцы - движения. Состояние данной системы влияет на общее состояние человека, на определенные органы и системы. В наше время, когда развивается техника и наука, большая часть людей страдает гиподинамией. Отсюда увеличение числа заболеваний, особенно связанных с ОДС. Поэтому перед человеком стоит задача: сохранить ОДС в хорошем рабочем состоянии. Кроме того, мой вопрос актуален для изучения, т.к. чтобы оказать помощь человеку нужно знать его строение. Установлено, что большинство нарушений ОДС происходит в дошкольный и школьный период. Статистика показывает, что среди нарушений преобладают сколиоз и плоскостопие. Нарушений ОДС с каждым годом всё больше. Большими темпами прогрессирует нарушение осанки. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание здоровью школьников, ведь многие последствия нарушений ОДС – необратимы.
Цель методической разработки: 1.Обратить внимание учащихся на проблемы сохранения и сбережения здоровья. 2.Познакомить с основными методами самоконтроля и коррекции ОДС. 3.Способствовать формированию у учащихся здорового образа жизни.
Задачи методической разработки:
Образовательная: - Познакомить учащихся со значением опорно-двигательного аппарата, особенностями строения и функциями, исследовать взаимосвязь строения и выполняемых функций;
Развивающая: - Развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление: умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы; распознавать часть опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле (модели, скелете) основные части скелета; применять полученные знания в жизни.
Воспитательная: - Воспитывать у учащихся бережного отношения к своему здоровью;
раскрыть влияния занятий спортом и физическим трудом на формирование и развитие организма подростка.
Методы и формы организации деятельности учащихся
При подготовке к урокам биологии я работаю углубленно над внедрением инновационных технологий и различных методов и форм организации деятельности учащихся. Прежде всего, я стараюсь использовать компьютерные технологии, которые открывают широкие возможности для развития принципиально нового обучения. Внедрение информационных технологий может содействовать реорганизации обучения, существенному повышению его эффективности. С помощью этих систем можно давать успешно работающим учащимся дополнительный или факультативный материал, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Практика показывает, что изучение биологии с использованием компьютерных технологий имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Предлагаемые разработки уроков на основе методики развивающего обучения с применением компьютерных технологий, делают урок современным, научным, насыщенным. Это, несомненно, повышает интерес к предмету. Создание здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей ребёнка.
Использование основных критерий рациональной организации урока: - Чередование видов учебной деятельности
- Использование эмоциональных разрядок
- Следить за посадкой учащихся
- Проведение физкультминутки в середине урока.
Качественное поощрение учащихся за всю деятельность на уроке
2) Работа с интерактивной доской. С помощью интерактивной доски можно: - демонстрировать презентации;
- создавать модели;
- активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала;
- улучшать темп и течение занятия;
- на ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.
3) Работа с учебником. Урок биологии – возможность для формирования умений работы с учебником. Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.
Характер и формы работы с учебником Репродуктивно-поисковая | Сравнительно-аналитическая | Творческая | Комментированное чтение | Таблицы и схемы
| Вопросы к прочитанному | Ответы на вопросы | Анализ рисунков
| Тексты с ошибками | Заполнение таблиц |
| Тексты с пропущенными словами | Работа с терминами |
| Рассказ по заданным словам | Составление схем |
| Составление тестов | Опорные конспекты |
| Кроссворды | Составление планов |
| Опережающие домашние задания | Составление конспектов |
|
| Комментированное чтение
| Таблицы и схемы | Вопросы к прочитанному |
Домашние задания предполагают различные виды деятельности учеников, способствующие творческому развитию детей и успешному процессу обучения, воспитания и развития: - творческие задания (сочинение, рисунок, доклад, реферат, составление тестов, разработка проектов и др.); - подготовка презентаций; -задания по работе с учебником (его текстом, иллюстрациями), которые не перегружают учеников, а помогают им лучше разобраться в изучаемом материале, легче его запомнить, воспитывают в них тщательность, аккуратность, систематичность в работе. Они способствуют не только усвоению знаний, но и формированию умений по работе с учебником, а также некоторых интеллектуальных умений; - составление кроссвордов. Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого рода задания способствует росту мастерства, интереса предмета и качества знаний, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы. Кроссворды составляются дома после изучения какой-либо темы. Они могут быть тематическими, включающими любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы; - опережающие домашние задания. Суть состоит в том, что ученикам для самостоятельного изучения дают материал, который на уроке не объясняется. Учитель указывает страницы учебника и дополнительной литературы и отмечает главную особенность домашней работы – понять материал, а не запомнить его. Дома ученики знакомятся с содержанием, обдумывают ответы на вопросы учебника. Многое могут понять самостоятельно, часть материала рождает вопросы к учителю. С этим ученик приходит в школу. Он готов к общению с учителем для более глубокого изучения данного материала.
На данный раздел по программе отводится 8 часов.
Планирование раздела «Опорно-двигательная система» Урок 1. Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости». | Урок 2. Скелет человека. Осевой скелет. | Урок 3. Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. | Урок 4.Строение мышц. Практическая работа «Мышцы человеческого тела | Урок 5.Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа «Утомление при статической работе». | Урок 6.Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа «Осанка и плоскостопие». | Урок 7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Урок 8. Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система».
|
Весь теоретический и практический материал изучается на семи уроках. На 8-м уроке систематизируются и обобщаются знания по теме, проводится обобщающий урок с использованием компьютера и интерактивной доски по выявлению уровня усвоения основных понятий темы, установлению причинно-следственных связей. На первом уроке ставится проблема: «Какие особенности скелета отличают человека от млекопитающих животных?»; обсуждается план изучения материала, определяются темы индивидуальных и групповых исследовательских работ восьмиклассников. Формы организации учебной деятельности на первых трех уроках: самостоятельная поисковая работа с моделями, таблицами, текстом и рисунками учебника по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью; организация лабораторной работы по изучению строения и химического состава костей. Вашему вниманию предлагаются презентации всех уроков данной темы, которые включают в себя необходимые знания учащихся, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья, и формирования проблемно-исследовательских навыков работы. В теме «Опорно-двигательная система» очень важным, на мой взгляд, является обобщающий урок, где происходит обобщение знаний о связи между строением и функциями скелета и мышц, а также осуществляется контроль за уровнем усвоения темы. Целесообразно на данном уроке применение различных форм обучения. Кроме того, при изучении данного раздела программы нужно применять задания:
- способствующие развитию логического мышления; - на соответствие; - задания дифференцированного характера; - цифровой диктант. Ожидаемые результаты освоения раздела программы: - повышение качества образования учащихся,
- формирование проблемно-исследовательских навыков работы,
- увеличение познавательного интереса по вопросам здоровьесбережения.
Результативность работы: - уроки нравятся детям
- наблюдается положительная динамика качества знаний
- рост творческих способностей учащихся
- развитие коммуникативных умений
- дети заботятся о своем здоровье, понимая, что любое заболевание легче предупредить, чем его лечить.
Заключение Основной целью деятельности системы образования всегда считалось создание условий для получения знаний, умений, навыков и формирование личностных качеств учащихся. Главной целью образования является создание условий для подготовки учащихся к жизни в обществе. К ним следует отнести владение актуальными знаниями с учетом современных достижений науки, умение систематизировать, анализировать и активно использовать на практике полученную информацию, умение пользоваться информационно-коммуникационными возможностями общества. Повышение эффективности и качества знаний – главная задача учителя. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов. Нужно создавать такую обстановку на уроке, чтобы все ученики работали с интересом в течение всего отведенного времени. Описанные в работе формы и методы работы помогут привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия нового материала. Эффективность работы в данном случае достигается сочетанием различных приёмов работы. Итак, для достижения желаемого результата необходимо, чтобы самостоятельная работа учащихся проходила под руководством и контролем учителя и носила систематический и целенаправленный характер. При этом по мере развития учащихся, помощь со стороны учителя должна уменьшаться, а требования к самостоятельности – возрастать. Методы и формы работы на уроках биологии, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, стимулируют интерес к предмету, содействуют развитию интеллектуальных и практических умений, углубляют теоретические знания, оказывают воспитывающее воздействие. В результате повышается качество знаний учащихся, их успеваемость.
Источники информации: 1.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010 2. Колесов Д.В.Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев.- М.:Дрофа, 2009 3. Рохлов В.С.Биология. Человек и его здоровье.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов /под ред.Д.И.Трайтака.-М.:Мнемозина, 2010 4. Федорова М.З.Экология человека: культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина. - М.:Вентана-Граф, 2013 5.Воронина Г.А.Экология здоровья:8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Г.А.Воронина, М.З.Федорова.-М.:Вентана-Граф,2013 6.Колесов Д.В.Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.:дрофа,2010 7.Колесов Д.В.Биология. Человек. 8 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс»/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.:Дрофа, 2010 8. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; - ВАКО, 2005 9. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2003 10. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. Дрофа. 11.Электронное пособие «Кирилла и Мефодия» Человек. 8 класс. |