АКТИВИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи,
без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров
Для меня, как классного руководителя и руководителя МО классных руководителей, слово звезда ассоциируется со словом путеводная. Это значит, что звезда должна вести за собой. Путеводные звезды в моей практике классного руководителя – это лидеры родительского движения в классе, члены родительского комитета. Считаю невозможным говорить о работе родительского комитета отдельно, не упомянув сам классный коллектив учащихся, так как эти понятия, на мой взгляд, не разделимы. Годы общения с родителями и учащимися выявили и высветили лидеров родительского и молодёжного движения. Ничто так не воспитывает детей как положительный пример собственных родителей. Я имела возможность наблюдать это в течение семи лет работы с одним и тем же классом.
Совершенно очевидно, что современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалификационная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Поэтому считаю необходимым как можно шире вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс их детей. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Информированность родителей о школьной жизни ребёнка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребёнка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
С целью вовлечения родителей класса в активную деятельность по воспитанию детей совместно с родительским комитетом разработала подпрограмму «Родительский комитет».
Конечная цель подпрограммы: создать систему сотрудничества семьи и школы через активизацию работы родительского комитета, результатом реализации которой является творческая, гармонично развитая личность.
Задачи подпрограммы:
- Активизировать работу родительского комитета класса
- Повысить качество отношений семья – школа с целью создания благоприятных условий для формирования личности школьника
- Разработать и осуществить действенные меры по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности ребенка.
- Создать условия для повышения педагогической культуры родителей учащихся класса через лекторий активистов-родителей.
- Создать методическую копилку по оказанию психолого-педагогической помощи родителям учащихся.
Ожидаемые результаты
- Повышение активности родителей в сотрудничестве со школой
- Повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов и родителей
- Создание содружества в структуре «семья – класс – школа»;
- Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях
- Организация эффективного взаимодействия учителей и родителей учащихся.
Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Вот некоторые мероприятия по реализации подпрограммы «Родительский комитет».
- Встречи с администрацией, учителями-предметниками класса
- Организация взаимодействия с отцами детей
- Оказание помощи по работе с социальными паспортами класса
- Мониторинг семей и состояния воспитания в семьях
- Организация семейных посещений внеклассных мероприятий
- Участие в организации лектория для родителей
- Разработка буклетов для родителей с целью педагогического просвещения
- Социальный проект «Найти себя»
- Помощь в организации семейных мероприятий в школе.
- Участие в работе Попечительского Совета родительской общественности
- Родительские собрания совместно с детьми
- Малые родительские собрания по разрешению конфликтных ситуаций
- Директорский приём
- Построение генеалогического древа класса
- Создание «Портфолио» класса
- Социальный проект «В зелёном классе - здоровый дух»
- Организация участия детей и родителей в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях на разных уровнях.
На начальном этапе реализации подпрограммы были созданы рабочие группы родительского комитета.
- Группа «Творчество» оказывает помощь в разработке плана воспитательной работы, проведении учебно-воспитательных мероприятий, в обеспечении культурной программы в каникулярное время.
- Группа «Школа – наш дом». Это решение бытовых проблем класса и школы.
- Группа «Фонд класса». Её функция – финансовая деятельность в классе.
- «Информационный центр» занимается оказанием помощи в ведении летописи класса, методической информированности родителей. Оказывает техническую помощь в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Темы родительских собраний, подготовкой и организацией которых руководил родительский комитет класса на разных этапах развития детского и родительского коллектива.
- Семейные традиции.
- Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
- Профилактика вредных привычек.
- Конфликтная ситуация и пути её разрешения.
- Секретный мир наших детей.
- Роль семьи и школы в воспитании здорового коллектива.
- Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.
- Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.
- Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей.
- Твоё здоровье в твоих руках. Устный журнал для родителей и учащихся.
- Пути-дороги наших детей.
- Роль труда в формировании жизненных стратегий учащихся.
Ярмарка профессий.
Воспитание лидерских качеств – одно из главных направлений в учебно-воспитательном процессе сегодня. Новое время требует высоко организованную личность, способную повести за собой коллектив. Эту проблему мы решали сообща – родители, дети, классный руководитель и педагогический коллектив. В данном случае все стороны выступали в роли единомышленников, партнёров, друзей. Развивались лидерские качества как у родителей, так и у детей: цельность, потребность считаться с другими, проницательность, понимание других, смелость в отношениях, чувство юмора, интеллектуальная энергия и любознательность, понимание будущего и настоящего, уважение к прошлому, предсказуемость, широта мышления. Результатом всей нашей работы были участие и победы членов классного коллектива в городских олимпиадах, краевых конкурсах, федеральных конкурсах и фестивалях. А самое главное – родилась семья, крепкая, дружная, с её горестями и радостями, с мечтами и реалиями – впереди целая жизнь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_roditelskiy_komitet.ppt | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения» С. Экзюпери Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. Учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Равноправные партнеры, друзья, единомышленники Родители, Родительский комитет Классный руководитель Администрация, Совет школы дети
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров Родительский комитет призван хорошо ориентироваться в том, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.
Информированность родителей о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей.
Рабочие группы родительского комитета Группа «Творчество» оказывает помощь в разработке плана воспитательной работы, проведении учебно-воспитательных мероприятий, в обеспечении культурной программы в каникулярное время. Группа «Школа – наш дом». Это решение бытовых проблем класса и школы. Группа «Фонд класса». Её функция – финансовая деятельность в классе. «Информационный центр» занимается оказанием помощи в ведении летописи класса, методической информированности родителей. Оказывает техническую помощь в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Лидерские качества Цельность Потребность считаться с другими Проницательность Понимание других Смелость в отношениях Чувство юмора Интеллектуальная энергия и любознательность Уважение к будущему и настоящему, понимание прошлого Предсказуемость Широта мышления Комфортное существование в условиях неопределенности Самообладание и последовательность
Заповеди творческой личности Поль Вайнцвайг Будь хозяином своей судьбы. Достигни успеха в том, что ты любишь. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. Строй свои отношения с людьми на доверии. Развивай свои творческие способности. Культивируй в себе смелость. Заботься о своем здоровье. Не теряй веру в себя. Старайся мыслить позитивно. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Летопись классного детского и родительского коллектива хранит семейные реликвии Шаль, связанная руками прапрабабушки Саши Заболотной, живёт более 100 лет
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы детей, которые так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.
Некоторые темы родительских собраний, подготовкой и организацией которых руководил родительский комитет класса на разных этапах развития детского и родительского коллектива «Семейные традиции» «Положительные эмоции и их значение в жизни человека» Профилактика вредных привычек» «Будущая профессия наших детей. Роль труда в формировании жизненных стратегий учащихся» «Ярмарка профессий»
Совместное родительское собрание «На равных» Диалоговое общение позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и педагога.
Директорский приём Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.
Директорский приём Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет учебного заведения , позволяет объединить воспитательные усилия родителей и школы.