эссе "Я - учитель"

    В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одарённость как динамическое явление. Психика человека – результат воздействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому и детская одарённость реально предстаёт перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов.

     Словосочетание «одарённые дети» предполагает некую исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Этот подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов. Но надо признать, что подобное понимание вполне допустимо, т.к. отражает реальное положение дел.

     Иной аспект проблемы высвечивается при другом использовании данного термина, например, в словосочетании, «детская одарённость». Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы и в этом смысле одарённость предстаёт перед нами уже не исключительность, а как потенциал, как имеющийся у каждого дар.

    Кого считать одарёнными?

·        Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

·        Дети с высоким уровнем творческих способностей;

·        Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (музыке. Шахматах, спорте);

·        Дети, хорошо обучающиеся в школе.

Талантливые дети – особая категория одарённых. Так обычно называют детей, достигших высоких результатов  в определённых видах деятельности. Разговор об этих детях – это, по сути, разговор о плюсах и минусах ранней специализации.

     Сконцентрировав усилия одарённого ребёнка на одном каком-то виде деятельности можно добиться результатов. Но в редких случаях это оказывается полезным для будущего развития ребёнка. Чаще встречаются ситуации, когда ранняя специализация приводит к негативным последствиям.

      Поэтому педагоги, ориентируются не на узкую специализацию одарённого ребёнка, а наоборот,- на максимальное расширение круга его интересов.

     В результате лишившись «выдающегося» юного поэта мы приобретаем несравненно больше. Одарённый и при этом всесторонне развитый ребёнок, многое попробовав на ранних возрастных этапах, делает осознанный выбор в приложении своих выдающихся способностей в более старшем возрасте.

     Педагогическая практика свидетельствует, что ребёнок может быть и творческим, и «умненьким», но обучается тяжело. Известно, что один, «всё схватывает на лету», а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике  ребёнка учителя, именно они склоны утверждать, что одарённые дети – это те дети, которые хорошо учатся. Это большое заблуждение.

     По результатам многочисленных исследований одарённые дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками при традиционном обучении. Увы, но чаще всего одарённые в традиционной школе – троеч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_odaryonnost_kak_teoreticheskaya_problema.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon ya_-_uchitel.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская одарённость как теоретическая проблема.

    В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одарённость как динамическое явление. Психика человека – результат воздействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому и детская одарённость реально предстаёт перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов.

     Словосочетание «одарённые дети» предполагает некую исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Этот подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов. Но надо признать, что подобное понимание вполне допустимо, т.к. отражает реальное положение дел.

     Иной аспект проблемы высвечивается при другом использовании данного термина, например, в словосочетании, «детская одарённость». Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы и в этом смысле одарённость предстаёт перед нами уже не исключительность, а как потенциал, как имеющийся у каждого дар.

    Кого считать одарёнными?

  • Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • Дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (музыке. Шахматах, спорте);
  • Дети, хорошо обучающиеся в школе.

Талантливые дети – особая категория одарённых. Так обычно называют детей, достигших высоких результатов  в определённых видах деятельности. Разговор об этих детях – это, по сути, разговор о плюсах и минусах ранней специализации.

     Сконцентрировав усилия одарённого ребёнка на одном каком-то виде деятельности можно добиться результатов. Но в редких случаях это оказывается полезным для будущего развития ребёнка. Чаще встречаются ситуации, когда ранняя специализация приводит к негативным последствиям.

      Поэтому педагоги, ориентируются не на узкую специализацию одарённого ребёнка, а наоборот,- на максимальное расширение круга его интересов.

     В результате лишившись «выдающегося» юного поэта мы приобретаем несравненно больше. Одарённый и при этом всесторонне развитый ребёнок, многое попробовав на ранних возрастных этапах, делает осознанный выбор в приложении своих выдающихся способностей в более старшем возрасте.

     Педагогическая практика свидетельствует, что ребёнок может быть и творческим, и «умненьким», но обучается тяжело. Известно, что один, «всё схватывает на лету», а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике  ребёнка учителя, именно они склоны утверждать, что одарённые дети – это те дети, которые хорошо учатся. Это большое заблуждение.

     По результатам многочисленных исследований одарённые дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками при традиционном обучении. Увы, но чаще всего одарённые в традиционной школе – троечники.



Предварительный просмотр:

Я – учитель.

                                                                                       Если вы удачно выберете труд

                                                                                       и вложите в него свою душу,

                                                                                       то счастье само вас отыщет.

                                                                                                                     К. Д. Ушинский.

      Передо мною чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления. Для меня написать всегда труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему даже не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я – учитель! Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу. Я всегда отвечаю: «К детям». Вот уже много лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, задумчивой притчи, красивой легенды из архива времени.

      Я с детства мечтала стать учителем. Каждый раз собирала своих подруг, и мы играли в школу. Я рассаживала их всех, а иногда и кукол, и, подражая своей учительнице, проводила урок. Вот я и стала учителем.

      Да, я учитель, но я и дочь своего народа, а самая большая ценность народа – это дети. И если я смогу привить им любовь к родной истории, малой родине, то я смогу привить и любовь к большой и Великой Родине.

      Мне вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика, и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». У меня появилась педагогическая формула: «Учитель – это преподаватель плюс воспитатель». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению. Служба, как известно, занятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть с понедельника по пятницу и только на школьном уроке. Учительство, как и любовь не знает выходных дней. Вот почему местом моей встречи с выпускниками является не школа, а сердце. Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус ошибок, я поняла философию служения и библейскую мудрость: «не многие делайтесь учителями». Педагогу необходимо знать, что он строит в умах и сердцах своих учеников! Видя результат либеральных экспериментов над школой, я начала глубже понимать, что лежит в основе понятий «образование», «воспитание», «просвещение». В моём понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – возжигание света Истины в душе ученика. В наше время укоренились образы вырождения, деформирование оси, а свет затмил мрак бездуховности. Ученик перестал понимать, где добро, а где зло.

     Воспитательная цель на уроке истории самая важная, ибо она не подвержена никаким влиянием извне. В. О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Я нашла три канала нравственного  воспитания: через самого учителя и его ценности, через историю и исторический материал и через методику преподавания. Ф. И. Тютчев говорил: «Истинным защитником России является история». Осмысление её нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя – показать ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в её письменах то, что является смыслом жизни. Одной из важных и обсуждаемых тем сейчас выступает взаимоотношение школы и семьи. Этой проблеме уделяется внимание и в новых государственных стандартах. Мне родители доверяют самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня зависит, сложится ли школьная жизнь ребёнка, отношения родителей к школе, станут ли они моими единомышленниками. Когда я вижу, как мои ученики не хотят уходить после урока и делятся со мной своими тайнами, я начинаю верить, что всё получится, я смогу научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей. Каждый день я смотрю в зеркало с красивым названием «ученики», и часто мне вслед за Пушкиным хочется сказать: «Себя, как в зеркале я вижу», правда, отражение моё не всегда мне нравится. Но и это хорошо. Значит, не превращаюсь в ходячую «истину в последней инстанции», значит, способна меняться и менять».

     Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом  к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час – настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, является самым важным. Применительно к моей педагогической деятельности и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот моё первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается моё второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот моё третье счастье. Я рада, что могу,  как А. В.  Суворов, воскликнуть: « Я счастлив тем, что повелевал счастьем». Только великий военачальник был счастлив, ведя полки к победе, я же ощущаю его, когда вижу великий смысл моего маленького служения сердцам и душам учеников.

Учитель истории и обществознания МБОУ «Каштановская СОШ» Родина Л. И.