Об учителе и о компьютерных программах
Об учителе и о компьютерных программах.
То, что учителю необходимо самому учиться всю жизнь, известно всем. Разумеется, даже в этом случае, всего нам знать не дано. Вы, наверняка, вспомните анекдот о Сократе и его ученике, говоривших о познании. Философ начертил на песке два круга, большой и маленький и, показав сначала на маленький круг, сказал ученику: «То, что внутри этого круга, твое знание, которое ты приобрел за всю свою жизнь. Я живу дольше и мой круг, мое знание, больше. Однако, и граница с незнанием, увы, тоже больше». Учитель, прекрасно сознавая, что весьма далек от совершенства, все же, на наш взгляд, в глазах учеников не должен быть слабым, не способным ответить на вопрос. И уж тем более отмахнуться от вопроса. Это вовсе не значит, что учитель не может попросить помощи у ребенка в решении какой-то проблемы. Дети обожают учить взрослых, они с удовольствием делятся тем, чему сами научились.
Когда в школу весьма активно начал проникать компьютер, и ученики в деле освоения этого новшества стали значительно опережать своих наставников, наступило время и для учителей отрывать свой взор от книг и браться за мышку и изучать возможности этого великолепного инструмента. Лично мне, начавшей учиться компьютерной грамоте в весьма почтенном возрасте, на начальном этапе очень помогли мои собственные ученики. Компьютерные курсы даже в голову не приходили, вокруг было полно маленьких учителей. Очень смешно, но началом освоения компьютера стала стратегическая игра. Игра научила спокойно двигать мышкой и ориентироваться на экране. Заодно и быстро печатать. Все это было настолько захватывающим и восхитительным, не похожим на рутину ежедневных дел и обязанностей, что на какое-то время я потеряла голову. Теперь зато очень хорошо понимаю, как может захватить ребенка игра, уважаю его чувства и точно знаю, что грубо, приказом его оттуда вытаскивать нельзя. Нужно искать достойную замену этой страсти.
После игр у меня пошло освоение программ, которые по уровню увлекательности игре не уступали. Особенную любовь вызвали графические программы. Тут уже дети помочь не могли, в ход пошли самоучители и толстенные справочники. Чему же пришлось научиться, и что сейчас используется на моих уроках по истории и обществознанию. Программу Microsoft Office с ее разветвлениями вроде Word, Excel и Power Point знают, конечно же, все. Программа Power Point сразу же стала использоваться на уроках, поскольку давала великолепную возможность иллюстрировать рассказ документами, обогащать его. Сейчас презентациями никого не удивишь, и Интернет полон ими на любую тему. Но интересно, конечно же, делать ее самостоятельно. Во-первых, каждый урок приходится выстраивать по-своему, а во-вторых, интернетные презентации весьма часто сделаны по шаблону с тяжелой анимацией. Анимация на слайдах c выплыванием, вращением изображений и текста перегружает работу, отвлекает внимание детей и, в конечном счете, раздражает. Анимация исторических карт не требует оправдания. В этом случае очень хорошо помогла программа Adobe Flash (кстати, начало работы в этой программе мне показал тринадцатилетний мальчишка, мой ученик; дальше ковырялась сама). Если уж душа просит какого-то движения, то в серию слайдов прекрасно вставляются фрагменты фильмов. Фильм, взятый из Интернета, легко режется на кусочки небольшой программкой Boilsoft Video Splitter (на самом деле таких «программ-резалок» довольно много, но эта показалась очень удачной и неприхотливой). Программа Adobe Premiere CS4, которая помогает работать с видео, требует более вдумчивого отношения. Однако, первое свое видео, отнявшее у меня огромное количество времени и вызвавшее чувство невероятной гордости за себя, я сделала в приложении Windows Movie Maker (сейчас это Киностудия). Это был фильм, посвященный Парижской коммуне, скомпонованный из фото и мощной музыки O,Fortuna Carmina Burana, Carl Orff.
На «ура» идут видеопроекты, посвященные самим детям. Как классному руководителю, поставленному перед вопросом, какой подарок приготовить своим питомцам к празднику, мне пришлось выбирать шаржи, выполненные в программах Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW. Наградой за тяжкий труд были смех и искренние апплодисменты. Сюда же к награде можно добавить то невероятное удовольствие, которое доставляет само изучение возможностей этих программ. Кстати сказать, знание программы Adobe Photoshop помогло достойно выглядеть, когда мне пришлось курировать группу детей, выпускавших школьную газету. Оформление требовало нестандартных решений, ухода от простого размещения рисунков и фото в массе текта.
Если от презентаций и видео перейти к проверке знаний ребят по предмету, то здесь великолепным подспорьем стала программа «Знак». Она дает возможность работать в компьютерном кабинете в сетевом режиме. Решая свой вариант теста, ребенок тут же получает оценку результата. Проблема этой программы изначально была в том, что тестовая база в ней весьма скудная. Почти пустая болванка этой программы зато прекрасно заполнялась тестами, добавленными вручную. Туда можно было также поместить иллюстрации к вопросам, что особенно важно, когда работаешь с маленькими ребятами 5-8 класса. Колоссальную работу по заполнению базы помогала решать программа ABBYY FineReader. Тестовые сборники, которые покупались в магазинах с дидактическим материалом, сканировались, обрабатывались в ABBYY FineReader, переводились в Word, а оттуда копировались уже в программу «Знак». Работа весьма утомительная и многолетняя, зато теперь помогает изящно выполнять контроль знаний по истории и обществознанию. Порой остается на уроке только вписывать в журнал результаты решений. Главное «не обращать внимания» на то, как дети тихо гудят, обсуждая проблемы своих заданий, помогая друг другу.
Очень приятно на уроке использовать интерактивную доску, но в ней разбираться очень легко, так что как использование отдельной программы, касающейся именно этого инструмента, говорить не приходится.
И в конце хочется сказать, что потрясающе прочищает мозги великолепная программа моделирования и анимации Autodesk3DsMax, она, конечно, никак к урокам истории не привязывается, однако позволяет не вздрагивать, когда ученик при тебе произносить слово «рендеринг».