Характеристика личностно-ориентированных отношений педагогов в контексте гуманизации современного образования

В современной общественной обстановке переход к гуманистической парадигме образования был необходим. Он обусловил приоритет развития личности учащихся, воспитания в них социальной активности и высокой нравственности. Актуальным стало развитие личностно-ориентированных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

С.П. Иванова формулирует сущность личностно-ориентированных отношений как стремление его участников к сотрудничеству в форме диалога, основанного на способности к выходу за пределы своего «Я», пониманию и принятию других как субъектов, наделенных свойством активности, побуждающим к собственному саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации.

Личностно-ориентированные отношения в педагогическом коллективе положительно влияют на эффективность профессиональной деятельности педагогов, так как раскрывают их творческие способности, меняют личность в позитивную сторону, создают условия для профессионального роста.

В инструментарий личностно-ориентированных отношений входят различные качества, способности педагога, необходимые для организации им оптимального, эмоционально-положительного общения с субъектами образовательного процесса, создающего благоприятные условия для развития и самореализации. Одним из основных инструментов личностно-ориентированного взаимодействия является профессиональная компетентность педагога, ядром которой является коммуникативная компетентность.

Модель комплексной диагностики личностно-ориентированных отношений педагогов — схема, описывающая систему исследования межличностных отношений педагогов, разработанная на основе теоретического представления о межличностных отношениях как педагогической системе, состоящей из трех подсистем: индивидуальной, личностно-поведенческой и интерактивно-результативной. Модель комплексной диагностики включает шесть методик, позволяющих исследовать самооценку, направленность личности, способность к эмпатии, стратегию поведения в конфликтной ситуации, профессионально-педагогическую мотивацию педагогов и социально-психологический климат в педагогическом коллективе.

В формировании личностно-ориентированных отношений играет большую роль овладение педагогами культурой педагогического общения. Под педагогическим личностно-ориентированным общением понимается все многообразие субъект-субъектных коммуникаций педагога с участниками образовательного процесса, протекающих в атмосфере доброжелательности, сотворчества, сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. В результате такого общения создаются педагогически целесообразные взаимоотношения, развивающие их участников.

Успех коммуникативного взаимодействия обусловлен владением коммуникативной компетентностью, которая, в общем, характеризуется как умения и навыки общения в условиях сотрудничества.

Таким образом, для того чтобы в коллективе педагогов была атмосфера педагогического общения и личностно-ориентированных отношений, необходимо развивать у них коммуникативную компетентность, в частности, тактичность, умение сопереживать, пользоваться диалогом в общении, гибко менять манеру поведения, а также установить творческий климат.

Факторами выстраивания личностно-ориентированных отношений являются: гуманистическая направленность, сотрудничество, Я-концепция, творчество.

Такой фактор как гуманистическая направленность необходима для установления личностно-ориентированных отношений как гуманных.

Для развития гуманности нужно сформировать группу потребностей: в эмоциональном контакте, приобщении к духовному миру каждого, в уважении окружающих, самоуважении, творческой самоотдаче людям.

Одним из признаков личностно-ориентированных отношений педагогов является сотрудничество, которое также было отнесено нами к факторам личностно-ориентированных отношений. При доминировании, соперничестве и т.п. ни о каких личностно-ориентированных отношениях не может быть и речи.

Общие интересы, примерно равное соотношение сил, кооперация как способ осуществления, сплачивающие межличностные отношения являются условиями возникновения в коллективе педагогического сотрудничества.

В формировании отношения педагога к коллегам большую роль играет его отношение к себе.

Только с выработкой нравственного отношения к себе возникает у человека устойчивое нравственное отношение к труду, коллективу, другим людям.

Очень важно то, как человек воспринимает и оценивает свою работу. Профессиональное самосознание личности является основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования.

Таким образом, Я-концепция педагога напрямую влияет на его профессиональную компетентность и является еще одним фактором личностно-ориентированных отношений.

Творчество – последний фактор личностно-ориентированных отношений, который мы рассмотрели. Подчеркивается особая роль педагогического творчества в личностно-ориентированных отношениях педагогов. Только в творческом коллективе царит атмосфера доброжелательности, взаимовыручки, сотрудничества. Педагоги в таком коллективе постоянно развиваются как профессионально, так и личностно, вводят в свою деятельность последние достижения педагогической теории и не боятся экспериментировать.