10 лет из жизни, или Учитель в тумане реформ

Двойнишникова Надежда Олеговна

Эту статью меня побудил написать какой-то очередной конкурс. Формат эссе позволил выплеснуть наболевшее, но, перечитывая её 4 года спустя, я поняла, что моя учительская жизнь мало изменилась.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_let.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Десять лет из жизни, или Учитель в «тумане» реформ

Автор: Двойнишникова Надежда Олеговна

Первое сентября 2000 г. Моя первая линейка. Помню, когда меня представили как учителя истории ДвОишникову Надежду Олеговну, ученики с ужасом выдохнули: «Наверное, двоек много ставит». За прошедшие десять лет я поняла, что «двойка» перестала быть аргументом в разговоре с учеником. Эта оценка редко заставляет схватиться за голову ученика или его родителей. Она стала повседневным событием школьной жизни, обыденной и уже привычной оценкой для многих. Наверное, чтобы ребенок учился, мотивация должна стать другой. Какой? Ответ на этот вопрос ищут и педагоги и психологи. Ответ – индивидуальный подход – слишком расплывчат, энергозатратен и в гонке учительской жизни почти недостижим. Мы все понимаем, что это нужно, но подушевое финансирование заставляет делать классы больше, а индивидуально и качественно подойти в течении 45 минут к каждому из 30 учеников нереально. А если за день через твои уроки проходит 180 человек, говорить об индивидуально-личностном подходе, по крайней мере, нечестно, и негуманно уже по отношению к учителю.

Сейчас больший груз ответственности лежит на учителе: он не нашел подхода, он не научил, он не обеспечил… А родители как - бы самоустраняются. Им бы прокормить ребенка, а воспитанием заниматься некогда. Мне кажется, неблагополучие в сфере образования – это следствие неблагополучия семьи и общества в целом. Груз ответственности, который лежит на школе, ей разделить практически не с кем, но и нести, в полном объеме, сил тоже нет. Одно из достижений Стандартов второго поколения, что там прописаны три уровня ответственности, в том числе и родительской. Интересно посмотреть этот аспект в действии.

За десять лет работы я поняла, что система образования, стремящаяся стать гуманнее по отношению к ученику, забывает, что учитель - тоже человек, и заслуживает не только уважения, но и простого человеческого отношения. За это время мы, историки, перешли с линейной системы на концентрическую, штурмовали, практически ежегодно, новые вершины в виде учебников Долуцкого, Брандта, Кредера, Полякова и Филиппова, издательств «Дрофа» и «Русское слово». Составляли календарно-тематические планирования и развернутое планирование, пугались слова «рабочая программа» и искренне не понимали, зачем она нужна. Но составляли загадочные рабочие программы, да не простые – авторские, отражающие компетентностный подход в образовании и ориентированные на ещё не принятые Стандарты второго поколения. От напряженной умственной работы часто болела голова, но мы мужественно боролись и с головной болью, и с усталостью, и с собою. А однажды я услышала: «Вот зачем вам – педагогам, дается такой большой отпуск? Чтобы вы рабочие программы к 25 августа приготовили». А я, глупая, думала, что в свой отпуск могу отдыхать, как это делают другие.

Но видны и явно положительные изменения. Например, когда я начинала работать, в единственном компьютерном классе были парты и стенды с описанием устройства компьютера, самих компьютеров не было ни одного во всей школе. Теперь есть и два оснащенных компьютерных класса, и множительная техника, и мультимедийные доски, проекторы, Интернет. Представить, как без всего этого можно приготовить современный урок или классный час, я уже не в состоянии. И я, человек, который боялся даже включить ПК, и, дрожа, печатал двумя пальцами простенький текст, долго, нудно, изнуряюще, теперь я не только пользователь, а почти ас.

Про возможности Интернета говорят все, но педагогам он дает возможность неформального общения с коллегами из разных регионов и даже стран, возможность сравнить свой уровень работы, возможность реализации интереснейших проектов. Теперь учитель уже не замкнут в мирке своей школы, у него огромное поле информации и обширные связи с коллегами, он стремится к общению и саморазвитию. Современность дает больше возможностей самовыражения и ученику и учителю: всевозможные конкурсы, олимпиады, грантовые проекты; если ты хочешь проявить себя – возможности, практически, безграничны. Такой ритм жизни затягивает, но меньше времени остается на саму жизнь: друзей, семью, просто на то, чтобы остановиться, оглянуться, подумать, осмыслить.

Но мне жалко, что постепенно уходит «старая гвардия» учителей. Уходит их опыт, требовательность, бескомпромиссность и что-то ещё… Ещё не осознанное, но что служило основой всей системы образования. Может самоотверженность? Преданность делу, идеалам, какой-то внутренний стержень и свет? А на смену этому приходят законы рынка… И не смотря на все потуги, судя по цене учительского труда, социальная значимость учителя невысока. Эта профессия невыгодна, непристижна, она требует приложения сил по максимуму, а отдача, часто, бывает неадекватной. Поэтому и молодых учителей, и учителей-мужчин в школах так мало, а приживаются, остаются в школе единицы. Невозможно содержать семью на зарплату простого учителя, да и семье требуется уделять время. Мне интересно, кто - нибудь проводил соц.исследования на тему «Количество полных семей среди педагогов» и сравнивал эти данные с другими профессиями? А выводы могли быть очень интересные.

Но если говорить о выводах, то меня радует один, может быть, и не очень важный факт. В начале XXI в. почти каждую перемену из туалетов шел табачный дым. Учеников гоняли, ругали, стыдили, караулили… Потом постепенно курильщиков стали оттеснять во двор школы, потом за школьный забор… Сейчас редко почувствуешь запах табака от ученика, вернувшегося с перемены. Может работа, в том числе и школы, по формированию здорового образа жизни дает результаты?

За эти годы утвердилась идея ЕГЭ. Его привлекательность в том, что дает возможность единовременно сдать и выпускные и вступительные экзамены. Но то, что он ещё постоянно совершенствуется, не дает ощущения прочности и стабильности. Появилось и множество специфических вопросов: это и об уровне вопросов, и о качестве составления КИМов, и о формах подготовки, и об оценке результатов работы школы и учителя по системе ЕГЭ. Охватить все уровни вопросов школьная программа не в состоянии, поэтому встает вопрос дополнительной подготовки. Чтобы добиться хороших результатов ученик должен заниматься по индивидуальному графику самостоятельно. Не каждый это может сделать, многие обращаются к репетиторам или записываются на курсы, а это дополнительные денежные затраты для родителей. Иногда школы дают дополнительные часы или факультативы, а чаще говорят, что в хороших результатах заинтересован, прежде всего, сам учитель, поэтому … многие дополнительно несколько часов в неделю занимаются со своими учениками. На учителя ложится дополнительная нагрузка, которая нигде не отражена и, соответственно, не оплачивается. А оценивать труд учителя результатами ЕГЭ тоже не совсем правильно. Например, ученики занимались с репетиторами и получили высокие баллы, а результаты приписываются учителю. Или программа гимназии и общеобразовательной школы дают разные уровни подготовки, а результаты сравнивают как равноценные. Или у одного учителя предмет сдавал один «золотой» ученик, а у другого 10 слабеньких «середнячков», а результаты пойдут в сравнении.

Когда ты работаешь учителем, пожаловаться можно на многое, но не на скуку и рутину. Меняются требования, меняются подходы, меняются времена года и годы на календаре, меняешься сам. И только детская натура не меняется: придумываются новые забавы и проказы, вводятся в моду и выходят из неё словечки и выражения, они взрослеют, умнеют, меняются. И потом приходят в школу уже взрослыми, красивыми, уверенными в себе. И несколько слов благодарности от чистого сердца трогают до слез. Тогда думаешь: «А может быть, всё не напрасно?!». Приятно осознавать, что к успехам этих молодых людей, хоть немного, причастна и ты. А если ты получаешь удовольствие от результатов работы, то забывается, каким трудом они тебе дались. Всё кажется лёгким, естественным и простым.

Общество никогда не бывает довольно своей системой образования. Всегда кажется, что можно работать лучше, интереснее, не витать в облаках. Требуется дать каждому необходимые умения, знания на годы вперед, развить ученика, дать полноценную качественную подготовку, а не куцую картинку из разрозненных и ненужных фактов. Но что требуется, понимаешь спустя некоторое время, а мир уже изменился и требуется снова анализировать и меняться. Не все это осознают, не все готовы.

Когда разговариваю с учителями предметниками из разных школ, регионов, с удивлением отмечаю общее: усталость, тревожность, «эмоциональное выгорание». И ответы на вопрос: «Чего бы вы хотели в ближайшие десять лет?», часто совпадают:

1. Хотелось бы уже выйти из режима эксперимента, работать в системе.

2. Хотелось бы меньше заполнять всевозможных бумаг, а больше заниматься творческой подготовкой к урокам.

3. Хотелось бы, чтобы в результатах учителя, его саморазвитии был заинтересован не только он, но и вся школа.

4. Хотелось бы иметь возможность полноценно отдыхать.

5. Хотелось бы гуманной, адекватной аттестации, без чрезмерных стрессов и унижений.

6. Хочу другую профессию.

А мне видится, что в ближайшее десятилетие изменится система оценивания, возможно на десятибалльную и зачетную систему. Будут введены возможности он-лайн контрольных работ и создан банк видеоуроков. Рабочие программы будут более качественными и аналитичными, если их составлять как итог работы за год, с отражениями как ошибок, просчетов, так и сильных сторон, перспектив на следующий этап. Хотелось бы, чтобы в школе была сохранена «золотая середина» между энтузиазмом молодости и опытом зрелости. Хотелось бы, чтобы на учителей шли не по принципу «больше никуда не взяли», «никуда не пристроился», а в результате сознательного выбора и качественного отбора. Чтобы будущие учителя получали не только научную основу, но и равноценную качественную педагогическую подготовку. А ученики при ответе на вопрос: «Какой вы видите школу, в которой будут учиться ваши дети?» составили список:

1. полностью компьютеризированная

2. уроки в 3D или 4Dформате

3. индивидуальный подход к ребенку

4. классы-группы по 5-6 человек

5. полноценный бесплатный обед

6. уроки с 9.00 до 13.00, с 13.00 до 14.00 – обед, и дальше с 14.00 до 16.00

7. обеспечение духовного культурного развития (кружки, секции, экскурсии, интеллектуально-развивающие занятия)

8. квалифицированное медицинское обслуживание

10. разнообразный спортивный инвентарь, прекрасно оборудовнный спортзал и спортивная площадка

11. единая форма

12. углубленное изучение гуманитарных дисциплин

13. направленность на заинтересованность в учебе

14. использование широких межпредметных связей

15. налаженный обмен с другими школами (в т.ч. и иностранными)

16. 11-летнее образование и дополнительный год для углубленной подготовки к поступлению

17. наличие собственного транспорта для выездов на экскурсии, отдых.

Но все это будет там, в туманном будущем, до которого многие учителя не захотят идти.