Развитие критического мышления на уроке
Современная педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) стала неотъемлемой частью школьной практики в самых разных регионах России. Я с элементами этой технологии познакомилась ещё в 90-х годах прошлого века и сразу стала их применять на своих уроках. Синквейны, кластеры, различного вида таблицы, "Верно-неверно" - всё прочно вошло в мои уроки.
С внедрением ФГОС начинают выходить пособия для учителей образовательных учреждений для работы по новым стандартам. Так я познакомилась с технологией РКМЧП, представленной С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинской в книге "Развитие критического мышления на уроке", вышедшей в издательстве "Просвещение" в 2011 году.
Цель технологии: помочь учащимся соориентироваться в огромном море получаемой ими информации, а учителям - свой творческий потенциал развить и направить в нужное русло.
Изучив пособие, я пришла к выводу, что и учителям РКМЧП поможет соориентироваться в море новой информации, которая обрушилась на учителей с внедрением ФГОС.
Приглашаю поделиться своими идеями и мыслями тех, кто хорошо знаком с этой технологией и новичков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_rkmchp.docx | 13.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое РКМЧП?
РКМЧП – развитие критического мышления через чтение и письмо. Многие слыша название технологии считают, что она применима только на уроках русского языка и литературного чтения. Это не так. Технология применима на любом уроке, во внеурочной деятельности и способствует формированию как предметных, так и метапредметных результатов, и личностных.
Технология РКМЧП - это базовая модель обучения в совокупности с набором различных методов и приёмов. Базовая модель обучения – это построение занятий в школе и внеурочного процесса обучения по стадиям (фазам): вызов, осмысление содержания, рефлексия. Эти три стадии образуют технологический цикл. Он может занимать урок, несколько уроков, тему, при этом стадии могут повторяться неоднократно.
Технологический алгоритм занятия выглядит так:
- ВЫЗОВ: учащиеся показывают имеющиеся знания, учитель вызывает интерес к получению новой информации, учащиеся ставят собственные цели обучения;
- ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ: получение учащимися новой информации, корректировка учеником поставленных целей обучения;
- РЕФЛЕКСИЯ: размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения.
В данной технологии учащиеся не только овладевают информацией, но и критически оценивают, осмысливают и применяют её. Получая новую информацию, ученики должны научиться её рассматривать с различных точек зрения, делать выводы об их точности и ценности.