ВЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

Пузаренко Марина Александровна

Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то

в  качестве спутника или провожатым.

Из толкового словаря В.И.Даля

 

     Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет.

     В общей системе психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

     "Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи,  школы и т. д.

     «Трудный» подросток - категория детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

педагог – психолог средней школы №1 города Актобе Пузаренко М.А.

     Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то

в  качестве спутника или провожатым.

Из толкового словаря В.И.Даля

     Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет.

     В общей системе психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

     "Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи,  школы и т. д.

     «Трудный» подросток - категория детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.

Учащиеся «группы риска»

Дети  и подростки с девиантным поведением

Учащиеся, ПОСТОЯННО неуспевающие в учёбе

Учащиеся, пропускающие уроки и учебные дни без уважительной причины

Дети с делинквентным поведением (в том числе, состоящие на учёте ИДН)

     Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

     Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это поведение, нарушающее правовые нормы, угрожающее общественному порядку и благополучию окружающих людей.

     В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития.

Потенциальная «группа риска»

Учащиеся из малообеспеченных семей

Учащиеся из неполных семей

Учащиеся из семей с высоким уровнем достатка, в которых родители не уделяют достаточного внимания детям

Учащиеся из неблагополучных семей

Учащиеся, у которых один или оба родителя - инвалиды

Опекаемые дети и подростки

Учащиеся из семей мигрантов

Учащиеся, имеющие нарушения в развитии

      М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

     Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется педагогом-психологом в процессе систематически проводимой массовой диагностики (н-р, «СМИЛ», «ПДО», опросник суицидального риска, модификация Т.Н. Разуваевой, опросник Спилбергера и т.д.) или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

     Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя в случаях:

  • наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

     Взаимодействие классного руководителя, учителей, педагога-психолога, социального педагога, школьного инспектора обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если своевременно не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы.

     После выявления «группы риска» классный руководитель и все участники сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют  особого  внимания  со  стороны  школы. Информация должна быть строго конфиденциальной.

     Примерная схема сбора информации:

  • беседа с учителями и с классным руководителем;
  • беседа с родителями;
  • изучение особенностей развития;
  • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником   медицинской службы;
  • изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
  • изучение особенностей классного коллектива (исследования, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
  • анализ социального портрета класса;
  • анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

     

    Программа сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:

*взаимодействие педагога-психолога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;

*организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);

*помощь в преодолении учебных затруднений;

*помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;

*сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 

*организацию и предоставление бесплатного питания в школе;                                          

*обращение в специальные социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи;

*защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:

  1. на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
  2. на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
  3. на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.

     Задача, стоящая перед социальным педагогом, педагогом-психологом, классным руководителем, школьным инспектором - предупредить попадание ребенка в «группу риска» и отслеживание «потенциальной группы риска».

    Поэтому только комплексность, системность и сотрудничество в выявлении и сопровождении учащихся «группы риска», позволят решать поставленные задачи перед школой более эффективно.

      Приложение 1

Анкета для изучения особенностей семейного воспитания

1.

Дата заполнения

                     

2.

Фамилия, имя, отчество

 

3.

Количество детей в семье

 

4.

Количество членов семьи

 

5.

Установлен ли для ребенка дома режим дня?

 

6.

Состояние здоровья ребенка (наличие хронических заболеваний и др.)

 

7.

Вредные привычки ребенка (если есть)

 

8.

С кем ребенок проводит большую часть  времени дома? Чем чаще дома?

 

9.

Как дома ласково называют ребенка?

 

10.

Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия?

 

11.

Гуляет ли ребенок после школы?

 

12.

Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.?

 

13.

Как родители чаще всего  реагируют на нежелательное поведение ребенка?

 

14.

Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?

 

15.

Сколько времени ребенок затрачивает. на выполнение. дом. задания?

 

16.

Оказывают ли  ему при этом помощь? Если да, то какую и кто?

 

Приложение 2

   Схема проведения опроса "трудного" подростка

1. Учеба:

-любимые и нелюбимые предметы;

-причины школьных успехов и неудач;

-отношения с учителями;

-участие в общественной работе;

-случаи нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками:

-предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;

-положение среди товарищей ("душа компании", "преследуемый", "изгой", "независимый одиночка" и т. п.); 

-критерии выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга и т. п.).

4. Увлечения в настоящем и прошлом:

-под чьим влиянием был сделан выбор хобби;

-каковы достигнутые результаты;

-почему те или иные увлечения заброшены и т. д.

5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:

-кто из родственников назван первым;

-о ком забыл упомянуть;

-кто занимался его воспитанием;

-наиболее близкий член семьи;

-с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами

семьи, отношение к ним подростка.

В случае, если семья распалась, необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу матери и отца; поддерживает ли он контакт с тем родителем, который ушел из семьи.

Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).

6. Отклонения в поведении (отмеченные в прошлом):

-прогулы занятий;

-мелкое хулиганство;

-курение и выпивки;

-употребление различных психоактивных веществ;

-побеги из дома;

-был ли когда-либо задержан милицией или поставлен на учет (когда и за что).

7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Личные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не из любопытства, а для выяснения возможных переживаний школьника и получения более полного представления о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):

-первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;

-оценка своей привлекательности;

-начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.

Приложение 3

Анкета «Выявление поля проблем»

Класс: ______, классный руководитель: ____________________________

1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:

По уважительным причинам

По неуважительным причинам

 

 

2. Учащиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста,  предметы и предполагаемую причину учебных затруднений): 

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

б) социально-эмоциональные:

Проблемы поведения

Проблемы в общении

Другие проблемы

 

 

 

в) в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье

Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низким достатком
и др.)

“Поздние дети”

Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям 
физических наказаний и др.)

Недостаток внимания ребенку со стороны родителей

 

 

 

 

 

3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

“ ___”  ____________200_г. Классный руководитель:_______________________________

Приложение 4

Социальный портрет __ класса

Классный руководитель __________________________________________________

Ф. И. О. учащегося

Статус семьи (неполная, многодетная и т. д.)

Нет мамы

Нет папы

Кол-во детей в семье

Дополнительные сведения (любые сведения, которые касаются ребенка и его родителей)

Социально-уязвимые семьи

Литература.

  1. Грачева Надежда Викторовна, педагог-психолог, учитель географии «Выявление и сопровождение учащихся "группы риска"».
  2. Журнал «Справочник классного руководителя» № 2, 20111 г.
  3. http://www.menobr.ru/materials/49/42404/ Крылова Т.А. «Система психологического сопровождения детей группы риска».
  4. Справочник педагога-психолога. Школа, № 3 – 2013 г.