ВЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то
в качестве спутника или провожатым.
Из толкового словаря В.И.Даля
Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет.
В общей системе психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.
"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, школы и т. д.
«Трудный» подросток - категория детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
педагог – психолог средней школы №1 города Актобе Пузаренко М.А.
Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то
в качестве спутника или провожатым.
Из толкового словаря В.И.Даля
Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет.
В общей системе психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.
"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, школы и т. д.
«Трудный» подросток - категория детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.
Учащиеся «группы риска»
Дети и подростки с девиантным поведением | Учащиеся, ПОСТОЯННО неуспевающие в учёбе | Учащиеся, пропускающие уроки и учебные дни без уважительной причины | Дети с делинквентным поведением (в том числе, состоящие на учёте ИДН) |
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это поведение, нарушающее правовые нормы, угрожающее общественному порядку и благополучию окружающих людей.
В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития.
Потенциальная «группа риска»
Учащиеся из малообеспеченных семей | Учащиеся из неполных семей | Учащиеся из семей с высоким уровнем достатка, в которых родители не уделяют достаточного внимания детям | Учащиеся из неблагополучных семей | Учащиеся, у которых один или оба родителя - инвалиды | Опекаемые дети и подростки | Учащиеся из семей мигрантов | Учащиеся, имеющие нарушения в развитии |
М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).
Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется педагогом-психологом в процессе систематически проводимой массовой диагностики (н-р, «СМИЛ», «ПДО», опросник суицидального риска, модификация Т.Н. Разуваевой, опросник Спилбергера и т.д.) или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.
Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя в случаях:
- наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
- появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
- пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
- употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
- кризисной ситуации в семье;
- резкого ухудшения состояния здоровья;
- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
Взаимодействие классного руководителя, учителей, педагога-психолога, социального педагога, школьного инспектора обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если своевременно не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы.
После выявления «группы риска» классный руководитель и все участники сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны школы. Информация должна быть строго конфиденциальной.
Примерная схема сбора информации:
- беседа с учителями и с классным руководителем;
- беседа с родителями;
- изучение особенностей развития;
- сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
- изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
- изучение особенностей классного коллектива (исследования, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
- анализ социального портрета класса;
- анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).
Программа сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:
*взаимодействие педагога-психолога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
*организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
*помощь в преодолении учебных затруднений;
*помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
*сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
*организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
*обращение в специальные социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
*защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.
Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:
- на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
- на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
- на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.
Задача, стоящая перед социальным педагогом, педагогом-психологом, классным руководителем, школьным инспектором - предупредить попадание ребенка в «группу риска» и отслеживание «потенциальной группы риска».
Поэтому только комплексность, системность и сотрудничество в выявлении и сопровождении учащихся «группы риска», позволят решать поставленные задачи перед школой более эффективно.
Приложение 1
Анкета для изучения особенностей семейного воспитания
1. | Дата заполнения |
|
2. | Фамилия, имя, отчество |
|
3. | Количество детей в семье |
|
4. | Количество членов семьи |
|
5. | Установлен ли для ребенка дома режим дня? |
|
6. | Состояние здоровья ребенка (наличие хронических заболеваний и др.) |
|
7. | Вредные привычки ребенка (если есть) |
|
8. | С кем ребенок проводит большую часть времени дома? Чем чаще дома? |
|
9. | Как дома ласково называют ребенка? |
|
10. | Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия? |
|
11. | Гуляет ли ребенок после школы? |
|
12. | Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.? |
|
13. | Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка? |
|
14. | Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие? |
|
15. | Сколько времени ребенок затрачивает. на выполнение. дом. задания? |
|
16. | Оказывают ли ему при этом помощь? Если да, то какую и кто? |
|
Приложение 2
Схема проведения опроса "трудного" подростка
1. Учеба:
-любимые и нелюбимые предметы;
-причины школьных успехов и неудач;
-отношения с учителями;
-участие в общественной работе;
-случаи нарушения дисциплины.
2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
3. Отношения со сверстниками:
-предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;
-положение среди товарищей ("душа компании", "преследуемый", "изгой", "независимый одиночка" и т. п.);
-критерии выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга и т. п.).
4. Увлечения в настоящем и прошлом:
-под чьим влиянием был сделан выбор хобби;
-каковы достигнутые результаты;
-почему те или иные увлечения заброшены и т. д.
5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:
-кто из родственников назван первым;
-о ком забыл упомянуть;
-кто занимался его воспитанием;
-наиболее близкий член семьи;
-с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами
семьи, отношение к ним подростка.
В случае, если семья распалась, необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу матери и отца; поддерживает ли он контакт с тем родителем, который ушел из семьи.
Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).
6. Отклонения в поведении (отмеченные в прошлом):
-прогулы занятий;
-мелкое хулиганство;
-курение и выпивки;
-употребление различных психоактивных веществ;
-побеги из дома;
-был ли когда-либо задержан милицией или поставлен на учет (когда и за что).
7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.
8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
9. Личные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не из любопытства, а для выяснения возможных переживаний школьника и получения более полного представления о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):
-первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
-оценка своей привлекательности;
-начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.
Приложение 3
Анкета «Выявление поля проблем»
Класс: ______, классный руководитель: ____________________________
1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:
По уважительным причинам | По неуважительным причинам |
|
|
2. Учащиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения | Проблемы в общении | Другие проблемы |
|
|
|
в) в социальной сфере:
Кризисная ситуация в семье | Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низким достатком | “Поздние дети” | Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям | Недостаток внимания ребенку со стороны родителей |
|
|
|
|
|
3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
“ ___” ____________200_г. Классный руководитель:_______________________________
Приложение 4
Социальный портрет __ класса
Классный руководитель __________________________________________________
№ | Ф. И. О. учащегося | Статус семьи (неполная, многодетная и т. д.) | Нет мамы | Нет папы | Кол-во детей в семье | Дополнительные сведения (любые сведения, которые касаются ребенка и его родителей) | Социально-уязвимые семьи |
Литература.
- Грачева Надежда Викторовна, педагог-психолог, учитель географии «Выявление и сопровождение учащихся "группы риска"».
- Журнал «Справочник классного руководителя» № 2, 20111 г.
- http://www.menobr.ru/materials/49/42404/ Крылова Т.А. «Система психологического сопровождения детей группы риска».
- Справочник педагога-психолога. Школа, № 3 – 2013 г.