Стандарт, как общественный договор
«Стандарт, как общественный договор»
Идеология образовательного стандарта нового поколения (ФГОС)
предполагает изменение парадигмы образования путем движения: от авторитарной, «знаниевой», к личностно-ориентированной, деятельностной.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
• Т.о., моделируется образовательное пространство, в котором каждый участник данного договора своими силами и средствами реализует образовательные задачи, поставленные в стандарте;
• Ученик в этом пространстве является не объектом (как это происходит при авторитарной/знаниевой парадигме), а субъектом обучения;
• Вторым субъектом образовательного процесса является учитель.
Для каждой ступени обучения выделяются три группы планируемых результатов личностные, метапредметные, предметные.
• Самыми понятными учителю ИЯ являются предметные результаты, которые даются в ФГОС в обобщенном виде, а затем детализируются в Примерной программе.
Так, предметными результатами освоения программы начального образования по предмету «Иностранный язык» являются: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения, освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора, сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. При этом ценность каждого общеобразовательного предмета определяется его вкладом в достижение всех трех групп планируемых результатов.
Совокупный результат образования представлен в виде Портрета выпускника. Критическое мышление ( при выборе учебника, определении цели урока, отборе содержания обучения, моделировании учебного процесса в целом и т.д.);
• Гибкость в постановке и решении учебных задач (предметного и метапредметного характера);
• Владение современными технологиями, в том числе педагогическими;
• Умение учиться и желание это делать.
Учителю предстоит создавать условия для личностного развития ученика как субъекта образовательного процесса и знать:
• Зачем учить ИЯ – это сейчас в современной школе очевиднее для школьника, чем прежде;
• Чему учить –одним из источников содержания образования является сам учитель, т.к. именно он интерпретирует содержание;
• Как учить/учиться –новые педтехнологии (обучение) и стратегии самообучения (учение).
Таким образом, для работы в условиях образовательного стандарта нового поколения особое значение приобретают:
- профессиональная и личностная культура учителя;
- его педагогическая подготовка.
Это предполагает хорошее знание уже действующих нормативных документов; потребность в постоянном обновлении своих знаний, поскольку ФГОС сопровождается комплектом сопутствующих документов, не имеющих законодательного характера, но регламентирующих учебный процесс.