Стандарт, как общественный договор

Москаленко Елена Леонидовна

«Стандарт, как общественный договор»

Идеология  образовательного стандарта нового поколения (ФГОС)
предполагает изменение парадигмы образования путем движения: от авторитарной, «знаниевой», к личностно-ориентированной, деятельностной.

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

•         Т.о., моделируется образовательное пространство, в котором каждый участник данного договора своими силами  и средствами реализует образовательные задачи, поставленные в стандарте;

•         Ученик в этом пространстве является не объектом (как это происходит при авторитарной/знаниевой  парадигме), а  субъектом обучения;

•         Вторым субъектом образовательного процесса является учитель.

Для  каждой ступени обучения выделяются три группы планируемых результатов личностные, метапредметные, предметные.

•         Самыми понятными учителю ИЯ являются предметные результаты, которые даются в ФГОС в обобщенном виде, а затем детализируются в Примерной программе.
 
Так, предметными результатами освоения программы начального образования по предмету «Иностранный язык» являются: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения, освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора, сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. При этом ценность каждого общеобразовательного предмета определяется  его вкладом в достижение всех трех групп планируемых результатов.

Совокупный результат образования представлен в виде Портрета выпускника. Критическое мышление ( при выборе учебника, определении цели урока, отборе содержания обучения, моделировании учебного процесса в целом и т.д.);

•         Гибкость в постановке и решении учебных задач (предметного и метапредметного характера);

•         Владение современными технологиями, в том числе педагогическими;

•         Умение учиться и желание это делать.

Учителю предстоит создавать условия для личностного развития ученика  как субъекта образовательного процесса и знать:

•         Зачем учить ИЯ – это сейчас в современной школе очевиднее для школьника, чем прежде;

•         Чему учить –одним из источников  содержания образования является сам учитель, т.к. именно он интерпретирует содержание;

•         Как учить/учиться –новые педтехнологии (обучение) и стратегии самообучения (учение).

Таким образом, для работы в условиях образовательного стандарта нового поколения особое значение приобретают:
-   профессиональная и  личностная культура  учителя;
-   его педагогическая подготовка.

Это предполагает хорошее знание уже действующих нормативных документов; потребность в постоянном обновлении своих знаний, поскольку ФГОС сопровождается комплектом сопутствующих документов, не имеющих законодательного характера, но регламентирующих учебный процесс.