Культура речи преподавателя
«Прекращайте говорить тогда, когда слушатели ещё хотят вас слушать.»
Д. Карнеги
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми.
В речевой деятельности заложены богатейшие возможности для развития личности, и без неё нельзя представить ни одной сферы человеческой жизни. Речь сопровождает весь образовательный процесс и является очень яркой характеристикой культуры педагога.
Речь представляет собой речевую деятельность, а культуру речи нужно рассматривать как культуру деятельности преподавателя. Одним из главных показателей культуры деятельности является степень достижения её цели, ради которой она осуществлялась.
Преподаватель должен знать, что существуют определённые средства, позволяющие сделать его речь более выразительной, яркой и эмоциональной.
Использование средств выразительности и культуры речи включают в себя следующее:
Интонация – сложное явление, включающее компоненты, связанные со звучанием голоса: логическое фразовое ударение, паузы, тон, тембр, сила звучания, темп.
Голос – характерная принадлежность человека. Задача преподавателя – разнообразить тональность диапазона. Детьми положительно воспринимается мелодическое разнообразие в звучащей речи, отрицательно-монотонная речь.
Тембр – характерная окраска голоса. Приятный, красивый тембр голоса позволяет быстро найти контакт с ребенком, завораживает его.
Темп – быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных фраз, интервалы и длительность пауз.
Пауза – временная остановка звучания, для привлечения внимания детей.
Существенной принадлежностью устной речи и культуры речи, являются жесты, взгляд, передающий эмоциональное состояние собеседника, мимика.
Культура речи преподавателя не должна обладать такими отрицательными качествами, как прерывистость, самоперебивы, лаконизм и избыточность.
Избыточность устной речи – не всегда оправданные повторы, уточнения.
Лаконизм – пропускаются слова и предложения.
Самоперебивы – говорящий не закончив начатое предложение, бросает его, начинает снова, пытаясь закончить.
Прерывистость – преподаватель делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует.
Таким образом, одной из ближайших задач выхода педагогики из общекультурного кризиса является культура речи преподавателя, которая сопровождает весь образовательный процесс и является очень яркой характеристикой педагога. Одним из главных показателей культуры деятельности является степень достижения её цели, ради которой она осуществлялась. Преподаватель должен знать, что существуют определённые средства, позволяющие сделать его речь более выразительной, яркой и эмоциональной.
Существенной принадлежностью устной речи и культуры речи, являются жесты, взгляд, передающий эмоциональное состояние собеседника, мимика.
Культура речи преподавателя не должна обладать такими отрицательными качествами, как прерывистость, самоперебивы, лаконизм и избыточность.