ЕГЭ и ГИА по химии

Бадмаева Элеонора Жаргаловна

Подготовка учащихся к выбору предмета, сдаче ГИА и ЕГЭ по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgot_k_ege_i_gia_po_khimii.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по химии

       В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей. Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также правильно ориентировать поведение учащихся в окружающем мире.

      Наиболее перспективной в реализации школьного химического образования, по моему мнению, является программа и учебно-методический комплект автора Кузнецовой Н.Е.(8-9 класс - базовый уровень, 10-11 класс - профильный уровень). Указанная программа отвечает обязательному минимуму содержания основного и профильному уровню среднего образования. Достоинством этого учебно-методического комплекта являются пособия: рабочая тетрадь (пособие для учащихся), задачник по химии. Пособия содержат систему заданий, развивающих приемы умственной деятельности учащихся в процессе обучения химии, что важно в рамках подготовки выпускников к ЕГЭ, дифференцированные тестовые и контрольные работы, используемые для самопроверки и проверки со стороны учителя или родителя.

Также применяю мультимедийные пособия: «Органическая химия 10-11 класс», «Химия общая и неорганическая», «Самоучитель «Химия для всех», «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», «Виртуальная лаборатория», «Уроки Кирилла и Мефодия».

       В построении схемы работы я опиралась на понятие субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным, принципы демократизации, дифференциации, гуманизма. Личностно-ориентированный подход к обучению исходит из того, что содержание знаний должно быть ценным для ребенка, а для этого необходимо представлять его с использованием деятельностно-творческого и личностного компонентов. Совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельностью учащихся, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата, является проектная деятельность. Непременное условие проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Для осуществления проектного обучения организую предпрофильные курсы для учащихся 9 класса. Разработала программу элективного курса «Химия в твоей будущей профессии». Этот метод наиболее соответствует особенностям подросткового возраста, так как учащиеся под моим контролем занимаются экспериментальной и информационно-исследовательской деятельностью и в результате выпускают продукт – практико-информационное исследование, обладающее объективной или субъективной новизной, практической значимостью, затем публично его предъявляют (в виде защиты на НПК, публикаций, выпуска социально значимых буклетов, презентаций и т.п.). Включение учащихся в проектную деятельность в подростковом возрасте также актуально, поскольку учебная деятельность перестает быть ведущей, ведущей становится социальная деятельность. Использование этого метода позволяет помимо ознакомления со способами деятельности, увидеть возможные риски, продемонстрировать им практическую направленность курса химии. Помимо того, учащиеся приобретают возможность получить достойную оценку своего труда. В результате использования проектной методики повышается уровень активности школьников и качество их знаний,  интеграция между предметами различных образовательных областей, профессиональное самоопределение учащихся. Вот уже более 10 лет учащиеся старшего звена нашей школы стабильно выбирают химико-биологический, а последний год физико-химический профиль.

Профилизация обучения на старшей ступени образования за последние 5 лет

Учебный

год

Профиль

Классы

2009-10

Химико-биологический

10а и 11

2010-11

Химико-биологический

11а

2011-12

Физико-химический

10 и 11

2012-13

Физико-химический

10

2013-14

Физико-химический

11

Могу с уверенностью сказать, что у моих учеников высокая мотивация. С введением ГИА в новой форме мои ученики в качестве выборного сдают химию. В этом году из 11 учащихся 9 класса мой предмет выбрали и сдавали 3 ученика (27% учащихся; успеваемость – 100%, качество знаний-100%). При выполнении проектов я помогаю им в поиске нужной информации, сама также являюсь источником информации, координирую весь процесс, поддерживаю непрерывную обратную связь, выбираю виды деятельности, которые интересны ребенку, но содержащие задачи, для полного решения которых у него недостаточно средств. Далее важно создать условия для того, чтобы с появившимися затруднениями ребенок обратился к педагогу, в роли которых могут выступать и другие учителя, и родители. Важна взаимосвязь с родителями, чтобы они также помогали решать возникшие проблемы при выполнении проектов. Необходимые условия для организации работы по проектному методу:

•вводные занятия – лекции, знакомящие учащихся с ролью химии в различных профессиях и областях знаний;

•свободный доступ к ресурсам библиотеки, к работе на компьютере и выходу в Интернет.

Основные требования проектного метода:

•самостоятельность учащихся;

•связь с реальным миром;

•активизация разных форм самовыражения;

•принятие во внимание мнения других при выполнении действий.

В результате работы по программе элективного курса в 9 классе учащимися выполнены

проекты по следующим темам: «Качество пищевых продуктов», «Влияние минеральных удобрений на экосистему озера Алла», «Изучение лечебных свойств и исследование минеральной воды «Кука»», «Неорганические вещества в медицине» и другие.

    В старшем звене при выполнении проектов учащиеся ставят конкретную цель работы, отвечая на вопрос «Зачем нужно работать над данной проблемой?». На этом этапе формируется мотивация деятельности, без которой вся работа и ее результат не станут личностно значимыми, не будут способствовать развитию ребенка. На этапе обучения целеполаганию предлагаю учащимся ответить на вопросы:

? Что нового вы хотите узнать, чтобы расширить рамки изучаемого предмета при работе над данным проектом? Если школьник выбрал проект по теме, которая для него трудна, то он ставит цель: преодолеть эту трудность. Если же тема проекта из дополнительного материала для изучения, расширяющего рамки школьного курса, то она поможет подготовиться к участию в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах различного уровня.

? Чему вы хотите научиться в ходе работы над проектом? Какие навыки хотите сформировать? Можно научиться, например, делать анализ воды, почвы, или проводить синтез органических веществ, или решать задачи определенного типа.

? Как вы хотите представить результаты своей практической деятельности? Этот вопрос заставляет учащегося задуматься над необходимостью представления результатов своего труда на уроке или НПК, в виде статьи в школьной газете «Драйв», плаката, публикации (Publisher), презентации (PowerPoint). Учащиеся 10-11 классов выполняли проекты по таким темам, как «Нефть и продукты ее переработки», «Экологические проблемы питьевой воды», «Живой источник Луглэ», «Определение содержания нитратов во фруктах и овощах», «Химия и питание» и др.

    По окончании старшего звена мои учащиеся также стабильно выбирают химию в качестве выборного ЕГЭ. Подготовку к ЕГЭ по химии в школе веду на протяжении нескольких лет системно в несколько этапов:

Этап

Содержание этапа

Период

1

Формирование:

•интереса к предмету и мотивации его изучения;
•прочных базовых знаний;

•умений самостоятельно работать с литературой, систематически решать задачи;

•умений работать с тестами различных типов

8-9 классы

2

Предпрофильная ориентация учащихся, определение круга предметов, по которым необходима подготовка к ГИА, формирование группы учащихся, которые будут сдавать ГИА

9 класс

3

Профильная ориентация учащихся, определение круга предметов, по которым необходима подготовка к ЕГЭ, формирование группы учащихся, которые будут сдавать ЕГЭ

10 класс

4

Углубленная подготовка группы учащихся по химии:

•дифференцированный подход на уроках;

•элективные курсы;

•индивидуальные консультации

10-11 классы

5

Непосредственная подготовка к экзамену:

•знакомство со структурой КИМ по химии, нормативными документами;

•выделение особо сложных тем, подбор заданий разного уровня сложности по этим темам;

•изучение материала по темам, при этом:

-повторение теории;

-самостоятельная работа с заданиями ГИА, ЕГЭ, относящимися к данной теме;

-разбор непонятного учебного материала и нерешенных заданий

9 класс, 11 класс

5

Тренировочные работы в формате ГИА, ЕГЭ, пробное школьное тестирование, выполнение тестов в режиме on-line. Формирование у обучающихся умения распределять время работы

9 класс, 11 класс

    Кроме того, в систему текущего и промежуточного контроля знаний, начиная с 8 класса, включаю задания в формате ГИА. Наличие группы учащихся, увлеченных химией, обеспечивает мне необходимую поддержку на уроках, активное участие в олимпиадах различного уровня, творческих конкурсах.