Эссе «Проблемы введения ФГОС и пути их решения»

Ураева Альфира Асгатовна

Федеральные государственные образовательные стандарты…

Четыре слова, которые изменили мир школьной жизни и всех её обитателей: и учителей, и, главным образом, учащихся. Не остались в стороне и родители. Как известно, всякое нововведение всегда пугает, но в процессе работы открываются пути решения проблем, одна из которых: кому реализовывать ФГОС (это об учителях)? Не секрет, что в школах работают педагоги со стажем 20, 25, 30 лет, особенно в сельской школе. Перестроиться работать по-новому, имея солидный стаж работы – это сложно, но возможно. В настоящее время практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты, обучаясь на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами, занимаясь профессиональным самообразованием. Это отвечает требованиям  современного общества - воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни.

Следующая проблема заключается в программе подготовки выпускников педагогических ВУЗов. Редко, но в школу приходят работать молодые специалисты. Но работать в соответствии с требованиями ФГОС они пока не готовы, приобретают опыт в данном направлении непосредственно на рабочем месте, в школе, где созданы школьные методические советы, в плане работы которых большое внимание уделяется вопросам внедрения и реализации Стандартов второго поколения.

     В концепции ФГОС особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как важными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. В условиях села сегодня значительно больше проблемных семей, проблем в семьях, чем в городе из-за недостаточной инфраструктуры или отсутствия развитого производства. Но, тем не менее, есть и положительный момент: многие родители детей учились в этой школе, все взрослые и дети знают друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Участие родителей в решении проблем детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка.

     Наконец, главные участники (субъекты!) образовательного процесса – учащиеся. В условиях введения ФГОС важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Однако условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. Но, в то же время, есть решение проблемы: так как особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности. В условиях сельской школы особенно актуальны проекты с краеведческим содержанием: поиск сведений о жизни земляков, о событиях, важных для села. Тем самым происходит усиление практической направленности, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе.

     Таким образом, стремительный ритм жизни требует от нас, учителей, не просто повышения качества обучения, а выведение его на новый уровень. Задача учителя - научить ребенка учиться. Следует, прежде всего, ориентироваться на деятельностное обучение, которое предполагает активную, творческую позицию ученика. Именно на это направлены требования федеральных государственных образовательных стандартов.

    А проблемы?... Проблемы решаемы ...

 

 

Комментарии

Ураева Альфира Асгатовна

Эссе написано в рамках участия в I Международной дистанционной общепредметной олимпиаде для учителей "ФГОС в терминах и на практике".

Стержанова Анастасия Владимировна

Здравствуйте Альфира Асгатовна!Сама участвовала в этой педагогической олимпиаде.Интерессно было почитать мнения других педагогов о такой актуальной проблеме. Очень содержательное эссе!!!Видно что пишет человек с опытом.Я как раз отношусь к тем "молодым специалистам". Удачи вам в решении насущьных проблем!

Ураева Альфира Асгатовна

Анастасия Владимировна, спасибо за внимание к моей работе. Очень отрадно видеть молодого, энергичного и перспективного специалиста. Творческих Вам успехов в профессиональной деятельности!