Борьба с невыученными уроками
Опубликовано 20.02.2014 - 14:51 - Автомонова Елена Анатольевна
Мы живем во время великих перемен, в том числе и в образовательной системе. Это время, когда меняются устои, каноны, выработанные десятилетиями, считающиеся эталоном и единственно правильным вариантом решения ситуации. Во многом меняется не только структура и организация образовательного процесса, но и отношение, восприятие самого процесса обучения. Некоторые изменения в отношении формируются у нас под четким управлением «сверху», другие - развиваются, как реакция на происходящие изменения.
Еще недавно, пару десятилетий назад, прийти на урок с невыполненным домашним заданием было равно преступлению, ну или, по крайней мере, хулиганству. В последние годы в педагогических кругах все чаще поднимается вопрос: а есть ли необходимость в домашнем задании? А правильно ли это, заставлять учащихся заниматься не только в школе, но и дома?
Безусловно, есть ряд предметов, которые не требуют от обучающихся дополнительного закрепления материала или навыков дома. Например, физкультура, технология, музыка, ИЗО. Хотя и по этим предметам можно задать домашнее для того, чтоб учащиеся попробовали применить полученные навыки и умения самостоятельно, раскрыться творчески.
Можно выделить еще одну группу предметов, пожалуй, наибольшую, где задание на дом обычно играет роль закрепительную, основная функция домашнего задания по этим предметам всегда носит характер закрепления, отработки усвоенного на уроке материала. Это и задачи по точным наукам, заучивания правил русского языка и законов физики, упражнения по английскому языку и точные даты исторических событий. Если бы домашних заданий, а соответственно и закрепления материала не происходило, это усложнилось бы работу учителя и ученика на уроке, значительно бы снизило объем получаемых данных, либо их качество.
И, безусловно, есть предметы, успешное освоение которыми сложно представить без домашнего задания. Например, английский язык. Иностранные слова приходится заучивать, и было бы нерационально делать это на уроке. Как и читать литературные произведения на уроках литературы.
Все эти размышления приводят нас только к одному, единственно верному выводу: домашнее задание должно быть. И основными функциями домашнего задания должны стать такие:
_развивать творческий и познавательный потенциал учащихся;
_развивать навыки самостоятельной деятельности, исследовательской, мыслительной, поисковой, новаторской;
_закрепление и отработка учебных навыков, которые необходимы для успешного усвоения учебного материала, развитие навыков анализа, самоконтроля, планирования действий и т.д;
_развитие необходимых психологических и личностных умений и возможностей: памяти, воображения, мышления, внимания;
_закрепление учебного материала, без которого невозможно успешное овладение определенными знаниями, их практическое применение (слова иностранного языка, чтение литературных произведений, знание законов точных наук и т.д.).
Теперь, когда мы определились, что функции домашнего задания важны и являются неотъемлемой частью образовательного процесса, можно рассмотреть и следующий, основной вопрос: как бороться с невыполненным домашним заданием, какое отношение должно присутствовать у учителя к невыполнению домашнего задания?
Думаю, что не ошибусь, если буду утверждать, что для учителя, который задает домашнее задание, важно, чтоб оно было выполнено. Для учителя домашнее задание носит функцию не только закрепительную, но и служит отличным показателем усвоения материала и определенных навыков учащимися. И естественно, что учителя с таким отношением к домашним заданием отстаивают свое право давать и спрашивать домашнее задание, а так же рассчитывать на результаты работы дома.
И, безусловно, что невыполнение домашней работы учащимися, особенно если оно носит регулярный характер, расстраивает учителя и вынуждает применять меры по устранению данного факта. У каждого учителя свои методы борьбы с невыученными уроками, более или менее эффективные, проверенные временем и опытом.
Какие же методы борьбы с невыполненными домашними заданиями можно считать эффективными? Какое отношение к домашней работе учитель должен сформировать у ученика, чтоб факт невыполнения работы не повторялся?
1) Метод выставления двоек за невыполненное домашнее задние, к счастью или к сожалению, в настоящее время совсем не эффективный. Ранее, когда в школе оставляли на второй год, когда было понятие о неаттестации учащихся, каждая двойка в журнале приближала ученика к «плохому» концу. И естественно, все учащиеся пытались избежать накопления двоек в журнале, приходилось работать и выполнять все заданное на дом. Эдакий метод педагогического кнута в данный момент может подействовать только на прилежных учеников, для которых сам факт появления двойки напротив их фамилии является чем-то недопустимым. Те же учащиеся, кто учится плохо, не успевает, ленится вряд ли будут разбираться в ситуации, которая происходит на страницах журнала, одной двойкой больше, одной меньше – разницы нет, ведь теперь учитель обязан выставить итоговую оценку, а получить в итоге двойку невыгодно не столько ученику, сколько самому педагогу. Да и на второй год не оставляют…. Вот и получается, что двойкой современных учеников не промотивируешь к более усердному труду дома. И ведь, если задуматься, оценка призвана оценивать качество знаний ученика, а не его повиновение или поведение.
2) Метод обращения к родителям абсолютно индивидуален. Сколько детей, столько и родителей и все они разные. Каждый родитель может отреагировать на замечание о невыполнении задания по-своему. И даже если у родителей есть способ заставить ребенка выполнять домашнее задание, то нужно еще взвесить адекватность их способа. Ведь очень часто бывает, что родители действуют неверно, жестко, слишком прямо или, наоборот, идут путем подкупа или шантажа. Все это может повлечь за серьезные нарушения и отклонения в психике ребенка. Поэтому для использования этого метода, учитель просто обязан знать, как собирается поступать родитель, учитель должен поддерживать постоянный контакт с родителями.
3) Метод поощрения может подействовать на сознательных либо ленивых учащихся. Но придется им пообещать, что в случае выполнения домашних заданий в течение месяца, 2 недель, четверти, они получат то, что хочется (например, зачет по предмету, долгожданную поездку куда-либо, поход в интересное место) или получат возможность избежать того, чего не хочется (сдача зачета по предмету, например, написание дополнительного доклада, работы). Назвать этот метод эффективным нельзя, потому что он действует избирательно.
4) Метод кнута с использованием геометрической прогрессии. Наказывать за невыполнение учащимися домашнего задания можно разными способами. Один из более полезных вариантов, наказывать за невыполнение одного задания удвоенным заданием или дополнительным заданием. Так, например, если ученик не сделал домашнее задание, то можно дополнительно задать ему выучить стих или текст, или решить еще одну задачу. Если снова не выполнил, то добавлять еще одно задание и т.д. Проблематичность этого метода состоит в том, что учителю достаточно сложно отслеживать регулярное невыполнение домашних работ и накопление дополнительных заданий. Кроме того, непросто следовать своей же схеме «наказания кнутом». Да и для того, чтоб этот метод работал нужно изначально поставить себя в позицию учителя, у которого вполне возможно остаться неаттестованным в итоге, к которому все равно рано или поздно придется приходить и все сдавать. Учащиеся старших классов слабо отреагируют на данный метод, а вот учащиеся начального и среднего звена вполне способны воспринять данный метод адекватно.
Пожалуй, это наиболее традиционные методы борьбы с невыученными уроками и традиционное отношение к домашнему заданию. В последние годы многие учителя стараются использовать возможность учащихся поработать дома самостоятельно для развития их творческого, исследовательского сознания. Так, например, можно использовать некоторые способы работы с домашним заданием, при которых гарантируется высокий процент выполнения домашнего задания учениками:
1. Самозадавание. Учитель может предложить учащимся самим выбрать для себя домашнее задание. Безусловно, что необходимо направить внимание ребят на проблематику темы, на ее закрепление, подсказать, что в данной теме есть слабые места, которые следовало бы проработать дома, спросить, как они считают, какое упражнение лучше всего для этого подойдет. Узнать, как они считают, чтоб нужно сделать дома, чтоб на следующем уроке уже было возможным провести определенный вид работ.
2. Вариативность. Совсем не обязательно задавать домашнее задание одно для всех. Класс можно разделить на несколько групп, по то же успеваемости, по особенности восприятия и активности. Учитель может дать ребятам разных групп задание, которые больше им подойдет, которое им больше понравится. Так, например, группа А учит правило и рассказывает, готовит небольшой доклад по теме. Группа Б находит примеры упражнений по теме, выполняет сама эти упражнения. Группа В подготовит мини-викторину по теме, игры, кроссворды, опросы и т.д. Вариативность может быть выражена и относительно отдельных учеников, в зависимости от их успеваемости и активности.
3. Задание должно носить характер новаторский, познавательный творческий, близкий по тематике интересам учащихся, тогда, безусловно, процент выполнения учениками домашнего задания будет более высоким. Ко всему, если задание на дом будет требовать использование, например, средств ИКТ, что близко и интересно для учащихся, то и выполнять его они будут с большим интересом.
4. Индивидуальное задание может стать для некоторых учеников замечательным способом закрепить знания, проявить себя творчески. Возможно, не стоит задавать задания на каждом уроке, а поставить задачу более глобальную и требующую больше времени и знаний, например, подготовить какой-нибудь тематический проект, написать доклад по теме, изучить информацию в интернете по какому-либо вопросу, составить вопросы или упражнения для одноклассников и изучаемой теме.
Конечно, как бы мы, учителя, не старались, всегда будут те ученики, которые не будут выполнять дома задания. И что с ними делать? Думаю, в таком случае, стоит уделять им больше внимания на уроках, чаще контролировать, чаще спрашивать. Ведь суть домашнего задания ни в том, чтоб оно было и было сделано, а в том, чтоб оно выполняло свою закрепительную, развивающую функцию.