«Мудрый учитель знает, что хорошему ученику сомнение доставляет не меньше наслаждение, чем знание» Данте Алигьери
Проблема, сформулированная в высказывании поэта эпохи Проторенессанса Данте Алигьери, актуальна сейчас как никогда. Нужны в современной российской школе мудрые учителя, умеющие понимать, что их воспитанникам не достаточно, как раньше говорили, «твердых знаний», а нужны сомнения и творчество, а возможно и опровержение устаревших истин. Высказывание мыслителя, ставшее темой настоящего реферата, проникнуто гуманизмом - той идеологией, одним из творцов которой был сам поэт. Данте верит в учителя как мудрого человека, исключительным достоинством которого является умение зажечь в ученике сомнение. И тот ученик хорош, который наделен свободной волей; сомнения приносят ему наслаждение, он способен достигнуть всего, к чему стремится.
В суждении Данте Алигьери по сути заложен принцип обучения, следуя которому учитель должен отказаться от безлично-сухого, чисто «академического» обучения и перейти к личностному, апеллируя к ученику, его познавательному и социальному опыту.
Наступило третье тысячелетие. В мире произошли существенные изменения в сфере труда, информации и политики. Образование становится одним из главных факторов глубоких перемен в обществе. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Федеральный закон «Об образовании» дает определение образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В Федеральной программе развития образования ставится цель формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.
Чтобы решить задачи, поставленные государством перед системой образования нужен учитель, желающий использовать инновационные приемы обучения, соответствующие духу времени, и стремящийся дать обществу «инновационного» ученика, сомневающегося в знаниях, проверенных столетиями, и готового совершать революционные перевороты в науках и технологиях. Для такого учителя не может существовать непререкаемых авторитетов, и ему не стоит создавать авторитеты для ученика. Так не должно быть, что если авторитетная личность высказалась по той или иной проблеме, то все противоречащие или несовпадающие мнения не только не принимаются во внимание, но и прямо рассматрива¬ются как кощунство. Как говорил по этому поводу Твардовский, «и что не так, скажи, что так». Должны быть сомнения! Оскару Уайльду принадлежат слова, с которыми нельзя не согласиться «Истина редко бывает чистой и никогда - однозначной».
Великий чешский педагог Я.А.Коменский при¬водил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, любовно выращивающим растения в саду, учителем и архитектором, который заботливо застраивает зданиями все уголки человеческого существова¬ния. Он уподоблял учителя скульптору, тщательно расписывающему и шлифующему умы и души людей. Наконец, он сравнивал учителя с пол¬ководцем, энергично ведущим наступление против варварства и неве¬жества.
Большинство выпускников современной школы, скорее всего, готовы признать, что среди их педагогов были опытные наставники, чуждые косности, догматизма, признающие за учеником право на сомнение и опровержение традиционных знаний. Но, возможно, кто-то считает, что до сих пор не устарели слова Чехова, которые привел Горький в очерке об этом писателе: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас - это чернорабочий, плохо образованный человек, кото¬рый идет учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку».
Довольно часто мы можем слышать мнения, что наша школа за последние годы хоть и претерпела некоторые изменения, но ее сущность практически осталась прежней. В ней процветают неуважение к личности ученика, его бесправие по отношению к учителю, интолерантность, строжайшая регламентация в формаль¬ных вопросах. А уровень учителя, как научный, так и эмоциональный, не стал лучше, а, пожалуй, даже наоборот. Говорят о некомпетентности последнего в педагогике и в своем предмете, о том, что учителю в какой-либо спорной ситуации легче сослаться на учебник или утвердить собственное мнение в категорической форме, чем вступать в дискуссию или побуждать ученика к сомнениям и творческой деятельности.
Какие уж научные сомнения может внушить такой учитель ученику, разве лишь сомнения в своей профессиональной компетентности! Нужно бы, очень бы нужно такому учителю обратиться к принципам гуманистической педагогики, а его ученикам, в которых он не рассмотрел личности, прочитать ему столь современно звучащее высказывание Данте Алигьери.
Известный культуролог и теоретик литературы А.Б. Есин пишет: «В школу слишком часто попадают люди, недостаточно компетентные в своей профессии и к тому же не получившие специального педагогического образования. Первое обстоятельство более важно, потому что любой ребенок от первого до одиннадцатого класса инстинктивно чувствует, а затем и осознает, что его преподаватель по тому или иному предмету в значительной мере неудачник и в школу его погнала лишь необходимость заработка, но никак не призвание и не высокая компетентность в своей научной области. Зачастую учитель не способен даже дать внятный ответ на вопрос ученика, осветить ему какую-нибудь существенно важную проблему в той или иной науке и т.п.».
Считаю нужным вступиться за учителей. Думается, большинство учителей в системе современного среднего образования работают плодотворно, творчески. Вижу это на примере педагогов нашей сельской школы. Нужно отметить, что порой учительской работе многое мешает: и жесткие требования свыше, и рутинная, отбирающая очень много времени отчетность, и низкая заработная плата, и перегрузка, не позволяющая совершенствовать свою педагогическую квалификацию. И в конце концов, учителя, конечно, жалко, во всяком случае, хорошего учителя, умного, добросовестного, знающего толк в своем деле.
Вера Петровна Марецкая, сыгравшая когда-то пре¬красную роль в фильме «Сельская учительница», создав¬шая незабываемый образ педагога, удивительно цельного, светлого душой и мыслями, поступками и верой в каждого человека, говорила на одной из встреч со зрителями: «Я убеждена, что это особая профессия, и даже не профессия, а потребность души, особый человеческий талант...»
Как же учитель, вполне разделяющий точку зрения Данте, на практике может ее реализовать, то есть вносить радость в учебный процесс, побуждая ученика к сомнениям и переоценке знаний?
У нас в стране выпущен целый ряд учебников и учебных пособий по педагогике, которые существенно обогащают возможности качественного обучения и воспитания. Много в них сказано об учителе громких и правильных слов, таких как: «Жизнь в педагогической профессии - это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по при¬званию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, - это вечное ис¬пытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и че¬ловеческую незаурядность. Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высо¬кая миссия, предназначение которой - сотворение личности, утвержде¬ние человека в человеке».
Но, увы! Учебники не дают конкретных рекомендаций по формированию личности ученика, как бы правильно сказать, не тяготящегося сомнениями, а радующегося им, то есть такого ученика, о котором высказывается Данте.
С позиций выпускницы школы, обучающейся у опытных педагогов, которые видели во мне не только ученицу, но и партнера в совместной деятельности, считаю допустимым дать некоторые советы начинающим учителям, желающим на практике руководствоваться теми принципами обучения и воспитания, что заложены в высказывании Данте:
- Ни в коем случае не нужно подавлять интуицию уче¬ника. Что греха таить, бывают ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает от преподавателя не похвалу, а порицание или насмешку.
- Учащегося следует поощрять за умение обнаруживать противоречия.
- Пробуждая в ученике сомнения, педагог должен использовать стимул «ты можешь, ты добьешься». Ведь, кто не верит в себя, не добьется успеха.
- Умея подвести ученика к сомнению, мудрый педагог должен научиться стимулировать его стремление к самостоятельному выбору задач и средств разрешения сомнений. Этот процесс завершается возникновением «озарения». «Я знаю, как сделать!»
- Чтобы у учителя получалось разжигать огонек сомнений у ученика, он не должен терять научной культуры, быть человеком, увлеченным наукой. На мой взгляд, научная увлеченность - обязательное учительское качество.
- Важнейшим побудителем ученических сомнений и дальнейшего поиска знаний явля¬ется совместная с учителем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на ко¬торую не знает ни ученик, ни преподаватель.
- Общение ученика с учителем, совместный поиск знаний должны приносить им положительные эмоции: переживание сомнений, успеха, радости от движения вперед
В заключение следует остановиться еще на одном моменте. Что бы следовать принципам Данте Алигьери, учителю необходимо не просто декларировать свое уважение к личности ребенка, но и реально чувствовать, что его ученик представляет ни с чем не сравнимую живую личность.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 30.06.2007) «Об образовании» // «Собрание законодательства РФ" от 02.07.2007.
2 Закон РФ от 10.04.2000 № 51- ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении федеральной программы развития образования» ( принят ГД ФС РФ 15.03.2000) // «Парламентская газета» от 03.07.2007.
Учебная и научная литература
3 Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. посо¬бие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., сте¬реотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -176 с.
4 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб: Издательство “ Питер”, 2007. – 304 с.
5 Введение в культурологию: Основные понятия культуро¬логии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 1999. - 216 с.
6 Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 432 с.
7 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 512с.