Эссе "Я-учитель. Осознание профессии"

 

Из дневниковых записей…

 

Сентябрь

Ну, что ж, здравствуй, новая Осень!   Обожаю осень!   Она так вкусно пахнет…. Медовый запах моих  любимых флоксов переплетается  с горьковатым запахом  первых опадающих листьев и яблочным духом спелых ранеток,  образуя в воздухе  то самое  знакомое с детства  сочетание, вдохнув которое ты уже точно знаешь – пахнет осенью.… 

   Да и настроение осенью, особенно в  начале сентября,  всегда особенное.  Ты с нетерпением ждешь, когда же он настанет,  твой первый школьный день в этом  учебном году.  Планов – громадьё! Хочется, чтобы тебя понимали, хочется самой понимать своих учеников, хочется успеха в своем деле, хочется осуществить всё, что задумано…. Магия первого сентябрьского дня…. Спасибо, судьба, за то, что ты даришь мне этот праздник снова и снова, спасибо, что вывела  меня на учительскую стезю.  А я ведь чуть было не изменила своей детской мечте. В ней я видела себя  только учительницей. Но… поступила в институт культуры. А, окончив его, пришла… в школу. Как этому событию радовалась моя любимая Марфа Георгиевна, учитель украинского языка и литературы. Она всегда верила в меня.  «В школi, тiльки в школi ти повинна працювати» - повторяла она при каждой встрече…

  С образа Марфы Георгиевны  Соколенко  началось моё осознание профессии учителя. Бодрая, энергичная, подтянутая, она всегда вызывала искреннее чувство восхищения. Её никто никогда не видел в плохом настроении, хотя семейная жизнь моей учительницы была далеко не безоблачной. Она никогда не позволяла себе  выглядеть не «на пять».  А наряды, которые Марфа Георгиевна  шила своими руками, даже сегодня, пожалуй, составили бы достойную конкуренцию   стильным нарядам «от кутюр». И это в начале восьмидесятых!    Но не наряды привлекали нас в ней.  Привлекало другое. Увлеченность!  Как она любила свой предмет! Почти все  поэмы  украинского классика Тараса Шевченко Марфа Георгиевна  знала наизусть. Она умела увлечь уроком так, что мы забывали о школьном звонке. Её увлеченность не одно поколение учеников  привела на сцену школьного драмтеатра.  Да и сама она умела блеснуть на сцене сельского клуба. В чтении юморесок ей не было равных!

   Затем в моей жизни была еще одна учительница, которой я обязана своим становлением в самом  начале  моего учительского пути. Это Роза Ивановна Липнягова – учитель русского языка и литературы.  Профессионал с большой буквы, человек, требовательный к себе и к другим, она не терпела равнодушия, фальши, безответственного отношения к делу. Роза Ивановна учила меня видеть, думать, анализировать, стремиться….  А ещё любить свою профессию.  «Кому ещё люди  дарят столько цветов,  сколько дарят учителям?» -   жизнерадостно спросила она меня в один из первых дней сентября. И сама же ответила:  «Пожалуй, только звездам…»

    Сейчас я знаю, что все талантливые учителя, как счастливые семьи, похожи друг на друга. Похожи Увлеченностью.  Делом,   предметом,  общением…

  Каждый год свой первый школьный день я посвящаю им – моим любимым педагогам…

                                                                             Ноябрь

 …Первый день осенних каникул…  Я жду  его с таким же нетерпением, как и мои ученики. Каникулы для учителя – самое благодатное время. Но не для отдыха. Для учебы… Чтобы учить – нужно много учиться. Учиться у детей, у своих коллег, у мастеров.  Без этого учитель  скоро перестанет быть учителем.

     Моим кумиром уже давно является  гениальный  педагог Симон Львович Соловейчик. Его книга «Учение с увлечением» - моя  настольная  книга. И вдруг накануне каникул в школьной библиотеке в самом укромном месте я обнаруживала  сокровище – «Час ученичества»  моего любимого Соловейчика. На несколько дней жизнь замечательных учителей стала частью и моей  жизни… Восторгаюсь силой духа Ушинского, увлеченностью Шацкого,  упорством в борьбе за просвещение народа  Пирогова, любовью к детям  Блонского. Вчитываюсь в биографии учителей и пытаюсь  найти  ответы на те вопросы, которые волнуют меня сегодня.  Я точно знаю, что такое чтение помогает  лучше осознать профессию, почувствовать  её во времени,  увидеть не только розы, но и шипы… Написано просто, талантливо, увлекательно и … очень современно. Мягкий свет торшера, теплый плед,  в руках замечательное повествование о победах и разочарованиях великих педагогов  прошлого…   Великие,  возьмите меня в ученики!...

                                                                                  Январь

.    Зимнее утро…  Ух,  холодно!  Постепенно редеют, растворяются ночные сумерки.     Деревня  просыпается, оживает.   И вот уже поднимаются над деревенскими избами тонкие струйки дыма,  крепчают, превращаются  в густые  белые столбы, которые тянутся  высоко к небу…  Поплыл в воздухе  манящий аромат  свежеиспеченного хлеба. Это  деревенская пекарня  старается вовремя накормить сельчан вкусным хлебушком….  Хозяйки уже  подоили коров и те, довольные, лежат в теплых стайках, пожевывая ароматное, пахнущее летом,  сено… Обычное деревенское утро.

   Березовая роща в центре села  наполняется голосами… Это ребятишки, кто небольшими группками, кто поодиночке спешат в школу.  За ночь  столько снегу насыпало, что трудно разогнаться –  ноги утопают по колено. Пыхтят, прорываются сквозь сугробы малыши,  быстро шагают старшеклассники, стараясь попасть шаг в шаг…

   Тороплюсь в школу и я. Сегодня у меня открытый урок. Уроки – часть моей профессии. Пожалуй, одна из самых важных. А  профессия учителя требует постоянного совершенствования  практического мастерства. Сегодня, к большому сожалению, понятие «педагогическое мастерство» затаскано, но мало кем по-настоящему понято. Чтобы стать мастером, нужно самому изобретать, пробовать, ошибаться и снова искать.  Если честно, то открытые уроки я не люблю. Коллеги и проверяющие  (да простят они меня) удобно рассаживаясь на стульях в конце кабинета, чаще всего ждут «фейерверка», цветного, показушного. Хорошо бы, чтоб задания на уроке были оригинальные,  да ещё и форм работы побольше, конечно, чтобы  все дидактические отношения прослеживались, но самое главное, чтобы был «лес рук». Причем желательно, чтоб дети отвечали бойко, без запинок и с глубоким знанием вопроса….  Извините, коллеги, но мой урок будет другим.  Не  «цветным», а «черно-белым».  Обычным рабочим уроком. Уроком  без блёсток, уроком,  на котором  присутствует тот ежедневный, кропотливый, скучный для присутствующих труд, который может сопровождаться как успехом, так и неудачей.  Да и может ли один открытый урок дать представление о мастерстве учителя? Разве только поверхностное. Вот если бы посмотреть серию уроков… Прозвенел звонок. И обычное: «Здравствуйте, ребята, начинаем урок»…  Вместе с ребятами ищем, пробуем, трудимся, шлифуем.  Кто знания,  кто мастерство….

Март

         Март…  Он неверен – то плачет, то смеётся…  Весна с зимой борется – кто кого…

  В это время года я стараюсь после работы не спешить домой. Хочу надышаться Весной! Иду,   не торопясь,  по знакомой тропинке, здороваюсь с просыпающимися от зимнего сна березками.  Они, мои любимые березки,  только на первый взгляд одинаковые. На самом деле – все разные… Тоже не могут надышаться весной… Замечаю, что снег стал зернистым, посерел, а под ногами  хрустит хрупкий наст. Хрупкий наст… Такой же хрупкий, как душа ребенка…  И снова моими мыслями завладели ученики. Я – учитель, а значит – воспитатель. Что я могу сделать сегодня, чтобы мои шестиклашки стали добрее, душевнее, терпимее друг к другу?  Провести классный час о толерантности? Побеседовать о доброте?  Дают ли эти традиционно планируемые на каждый учебный год формы воспитательной работы какой-либо результат? Сложно сказать… Я давно определила для себя, что воспитание – это та обстановка, те условия, которые окружают ребенка. Это родители, их отношение к образованию, к жизни.    Это друзья. Это улица. Это телевидение.  Это школьная атмосфера. Это учителя…  Для ребенка очень важен пример взрослого. Пример, который служит главным средством воспитания, который формирует будущую личность.  Пример дома, на улице, на экране, в школе... И если дома ребенку внушают, что всё покупается и продаётся, в том числе и образование,  то даже самый гениальный учитель  привить ребенку, который не хочет учиться,  интерес к учебному труду. Если на экране супермен, походя, лишает жизни несколько человек (несколько десятков человек!), а мальчишка, разинув рот, восторгается его подвигами, то никакой учитель не сможет убедить его, что агрессия – это плохо, что людей нужно уважать, что человеческая жизнь – самое дорогое.  Агрессия рождает агрессию…  Возможно, я немного утрирую положение вещей, но суть такова – воспитание должно быть комплексным. Не только школа должна воспитывать!!!...

     Быть учителем  нелегко.   Меру нравственности педагога ученики определяют достаточно правильно, замечают многое и судят каждый  даже самый малый  промах учителя. Потому-то столь ответственен учитель за своё поведение. Он должен быть образцом прекрасного семьянина, заботливого отца или матери, любящего мужа или жены. Ну и что, что сейчас другое время? Я глубоко убеждена, что учитель должен не только говорить о важнейших общечеловеческих ценностях, но и быть их носителем, понимать ту меру ответственности, которую накладывает на него профессия…  

Май

     Прозвенел последний звонок и на душе немного грустно… Прошел еще один учебный год. Выпускники млеют от предвкушения взрослой жизни. У них всё впереди. Но чем запомнится им школа, учителя?  Что они унесут  с собой во взрослую жизнь? Какие знания? Какие мысли? Какую душу?  Поняли ли они смысл слов М.М.Пришвина, которые я привела им на последнем школьном уроке? А слова замечательные: «Два поступка у каждого человека ложатся светом и тьмой на всю жизнь: один из этих поступков есть выбор любимого дела, может быть и призвания. Другой поступок относится к выбору спутника жизни. Вопрос о любимом деле и о жизненном спутнике – это как две точки, и жизненные опилки, как на магните, располагаются вокруг этих двух полюсов».  Я постоянно осмысливаю это высказывание применительно к своей жизни. Сегодня школа стала для меня вторым домом. Что держит меня в ней? Что придаёт сил и терпения? Конечно же, любовь! Любовь к весёлым, неугомонным,  порой непослушным, но таким искренним, таким любопытным, таким родным мальчишкам и девчонкам.  А ещё к моей семье.  Семья в учительской профессии играет далеко не последнюю роль. Сколько мне приходится задерживаться в школе, когда вместе с детьми мы готовимся  к праздникам!  Сколько сил и времени занимает подготовка к урокам!   Школа не отпускает и дома…  Но муж и дети всегда поддерживали и поддерживают  меня, помогают.  Как иногда важна их поддержка! Никогда не забуду  счастливое  лицо мужа, когда он поздравлял меня с победой в конкурсе «Учитель года»…Навсегда в моём сердце останутся слова дочери-студентки в ответ на мои сомнения: «Мама, ты всё делаешь правильно!»…

 

   Ушел в историю ещё один учебный год. И снова – планов громадьё! Ведь скоро осень… Новая школьная осень с магией первого сентябрьского дня…