Наказание ребенка.
Всегда ли нужно наказывать ребенка и правильно ли мы наказываем?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakazanie_eto_tozhe_takoy_sposob_roditelya_zastavit_rebenka_sdelat_to.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Наказание- это способ родителя заставить ребенка сделать то, что угодно родителям. На самом деле, я считаю, что воспитание возможно без наказания. Наказание это часто способ выразить свою злость, свое бессилие, свое недовольство ребенком. Это когда какой-то крайний способ, когда мы уже не справляемся с ребенком, и нам хочется его наказать.
Вторая причина, по которой нам хочется наказывать детей, это отсутствие веры в то, что если мы не накажем, как, будто не закрепим в нем «ты плохо поступил», ребенок будет продолжать делать то же самое. Традиционная вещь. Мы нашли у него сигареты или застали его курящим, и нам надо так впечатать в его сознание, что курить вредно, что мы разворачиваем какое-то наказание для нашего мальчика, к примеру. Как будто он не знает, что курить плохо, что мы против, что, скорее всего мы его не поддерживаем. Он прекрасно это знает, но часто наказать это способ выместить туда всю нашу злость, всю нашу тревогу, все наше разочарование, мы бы хотели иметь мальчика, который не курит, а вот наш мальчик курит. И как будто бы пережить всю досаду от этого события, от наших разрушившихся ожиданий по поводу него, мы наказываем его.
На самом деле, мне кажется, что дети не нуждаются в наказании. Мне кажется, если что- то произошло, и мы можем поговорить с ребенком, объяснить ему наши чувства, наше беспокойство, объяснить последствия чего-то, то наказания не требуется. Когда мы, например, рассержены, обижены на него, в бессилии, и мы его шлепнули, к примеру, от бессилия, что пять раз уже сказали, он нас не услышалтогда надо хотя бы понять, что это наши чувства, наше бессилие, условно говоря, он ни причем.
Традиционно родители так рассказывают о том, как они наносят детям наказание. Они говорят: « я ему раз сказал - не балуйся, два сказал - не балуйся, три сказал, а потом не выдерживаю и шлепаю ( или я кричу, или наказываю)». Я говорю, вы даже не пытаетесь понять, почему он это делает. Он же видит прекрасно, что это вас злит, что вы ему запрещаете, что вы от этого беситесь, а он продолжает это делать. Это, часто бывает, что ему нужна ваша реакция, ваши чувства, ваше внимание. И поскольку, у него иногда нет надежды заполучить ваше внимание другим способом, то он готов даже на такое, даже на вашу злость, даже на наказание. Потому что иногда быть наказанным это очень сильный контакт, сильная родительская интервенция, сильное родительское чувство. И в это время, как это ни парадоксально, ребенок ощущает, что вы с ним. «Моя мама меня заметила, она меня шлепнула (накричала и т.д.)». Поэтому, если мы хотим остановить ребенка от отчего-либо, достаточно говорить: «стоп, остановись, не делай этого», «меня это раздражает», «я тебя услышала», «я услышала, что ты хочешь гулять (или, я услышала, что ты хочешь конфету)».
Наверно, трудно воспитать ребенка, ни разу его не наказав, хотя бы от собственного бессилия, злости. Я не осуждаю родителей, которые делают это, я сама это делала, когда была родителем. Но, по крайней мере, нам надо отдавать себе отчет, что никакой пользы в наказании нет. Есть польза в том, чтобы остановить ребенка и указать ему на границу, особенно если наказание идет в унизительной форме, особенно если оно вызывает у ребенка жгучий стыд, обиду, ощущение, что он тотально плохой, ощущение страха или ощущение ( не дай бог) физической боли. Насилие бывает в наших семьях, когда ребенка могут избить, выпороть, это не такие уж редкие случаи, не смотря на то, что мы живем в более гуманистическом мире, но, к сожалению, родители много оказывают насилия над своими детьми, будучи абсолютно убежденными, что они их так воспитывают, считая, что без наказания никак. «Меня пороли, и я порю, я же вырос человеком». На самом деле воспитывают в ребенке либо жертвенную позицию, когда он находиться в ситуации насилия, совершаемого над ним, либо воспитывают в ребенке тирана, зверька маленького, злого существа, который потом вырастает злом на весь мир, обиженным на весь мир, униженным от мира. Безусловно, чему он учиться – обижать и унижать других, собственных детей и людей вокруг. Я скорее против наказаний. Хотя это тоже труд – уметь донести до ребенка, уметь слушать ребенка, уметь понимать его, уделять ему внимание. Это сложнее, а наказывать проще.