методы и формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта
С учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта, необходимо организовать работу так, чтобы их интерес к предмету, их желания и умения не только утвердились, но и продвинули их вперёд, к совершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_formy_raboty_na_uroke_s_uchashchimisya.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы формы работы на уроке с учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта.
С учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта, необходимо организовать работу так, чтобы их интерес к предмету, их желания и умения не только утвердились, но и продвинули их вперёд, к совершенствованию.
Во время урока на первом этапе при закреплении только что объяснённого материала необходимо в первую очередь убедиться в том, что именно они правильно всё поняли, затем их можно использовать в качестве помощников-ассистентов для работы с остальными.
В дальнейшем этим учащимся необходимо предоставлять самостоятельность в форме индивидуальных, дифференцированных заданий, упражнений, расширяющих и углубляющих их знания.
В своей работе с одарёнными детьми нужно стараться создать все условия проблемной ситуации. Чтобы решение проблемы на уроке шло результативнее, нужно использовать поэтапное изучение материала: постановка проблемы (цели); создание мотива к обучению (слово, наглядность); принятие цели и определение учебной задачи (анализ уже имеющихся знаний, раздаточный материал); усвоение знаний (закрепление); проект (письменный отчёт, творческое задание).
По мнению психологов, проблемное обучение является наиболее оптимальной формой организации учебного процесса, стимулирующей рост познавательной активности. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творческого подхода.
Методы и приёмы, применяемые в работе с одарёнными детьми.
1. Выступление учащихся в качестве ораторов на уроках развития речи с любой проблемой, волнующей современное общество.
Следует обратить внимание на то, что все выступления учащихся должны быть оценены только учителем, но и одноклассниками. Ситуация, когда ребёнок говорит и пишет только для учителя, не является нормальной, Для детей очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя). Основная цель этой работы - научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Такой вид работы позволяет уже с пятого класса готовить учащихся к ЕГЭ. Так как одним из критериев оценки сочинения – рецензии (часть С) является аргументация собственной и авторской позиции.
2. Устная или письменная газета.
Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут. Сообщение должно быть в определённом стиле, точным, информативным, интересным. Такое задание дети получают на дом.
( Например, в рамках предметных недель). Основная задача, которая стоит перед ними, - выбрать интересный материал и грамотно его оформить.
3. Языковые игры.
Это могут быть всем известные « На одну букву», « Одним словом». Их использование позволяет сделать уроки живыми, весёлыми, отдохнуть от тяжёлых для детей видов работы.
4. Лингвистическая работа с опорой ( опорным сигналом или опорным конспектом).
Опорный конспект выполняет учащийся ( допустим, «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ») на доске, затем учитель читает его, на следующем уроке читают желающие дети, затем все остальные. Класс задаёт вопросы, делает замечания, предлагает примеры и просит их объяснить, затем оценивает ответы ( непосредственно после каждого ответа). В данном случае от ребёнка не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять их, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами.
5. Доклады и сообщения.
Это обычная работа в школе. Учитель обязан научить ребёнка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.
6. Исследование слова.
Для лучшего запоминания словарных слов или труднопроизносимых можно использовать приём исследования. К примеру, слово «БУДУЩИЙ» и «СЛЕДУЮЩИЙ» на первый взгляд похожи между собой. Однако их написание различно. Виной всему буква Ю, которая в одном слове пишется, а в другом – нет. Проводим исследование: БУДУЩИЙ – (что делаю?) БУДУ; СЛЕДУЮЩИЙ – (что делаю?) СЛЕДУЮ. ВЫВОД: в слове «БУДУЩИЙ» буквы Ю нет, так как нет в глаголе, а в слове «СЛЕДУЮЩИЙ» буква Ю, так как она есть в глаголе.
7. Создание кукольного театра ( например, после изучения в пятом классе произведения «Петрушка Уксусов»).
Для осуществления идеи выбирается учителем координатор действий. Он выбирает учащихся, которые будут: а) шить кукол; б) исполнять роли; в) кукловодов. Осуществление проекта – выступление на уроке.
8. Творческие работы ( сочинения) на основе личных впечатлений.
Ребёнок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребёнка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Какого рода могут быть эти личные впечатления ( переживания)?
А) Музыкальные впечатления.
Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, а затем пишут сочинения или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку»?
Б) Читательские впечатления.
Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе, и большинству детей понравилось.
В) Жизненные впечатления.
Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «Экскурсия по городу», «Легко ли быть молодым»? и так далее.
Г) Фантазийные впечатления.
Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов.