Модель психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в ОУ в рамках ФГОС

Модель психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в МБОУ гимназии № 18

 в рамках ФГОС

 

 

«И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.»

Л.Н. Толстой

Как никогда высказывание Л.Н. Толстого отвечает   основным принципам национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности  в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1). Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Особенности психологического сопровождения воспитательного

 процесса  определяются внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), статьей 42 Закона РФ «Об образовании».

С 1 сентября 2011 года в гимназии реализуется Федеральный стандарт начального общего образования.  

Коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МБОУ гимназии №18 разработана  основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями ст.14, 15 Закона РФ «Об образовании»,  Федерального государственного образовательного стандарта начального  образования,  на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (Москва, Просвещение, 2010),  которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса на ступени начального общего образования.   Данная программа рассмотрена и принята педагогическим советом (протокол №1 от 30.08.2011 г. и утверждена Управляющим Советом гимназии №18, протокол № 1, от 26.08.2011)

Воспитательный блок  программы направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создает основу для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

         За два года работы по реализации ФГОС НОО   в  гимназии №18  возросла  значимость эффективного психологического сопровождения всех субъектов учебно-воспитательного процесса, сформировался  определенный алгоритм взаимодействия учителей начальной школы, администрации и социально-психологической службы. 

Цель  психолого - педагогического сопровождения  воспитательного процесса в рамках ФГОС

Создание благоприятного психологического климата и сохранение психологического здоровья для полноценного личностного развития учащихся.

Задачи:

·        систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

·        формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

·        создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

·        психологическое обеспечение образовательных программ;

·        развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

Основные направления

Ø Сохранение и укрепление психологического здоровья.

Ø Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Ø Развитие экологической культуры.

Ø Выявление и поддержка одаренных детей.

Ø Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

Ø Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения детей.

Ø Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

Традиционные виды и формы  деятельности педагога – психолога

 

o   Диагностика:  фронтальная, групповая, индивидуальная, углубленная. (анкетирование, тестирование, опрос, графические, рисуночные методики)

o   Консультирование:  консультирование родителей, учителей, учащихся.

o   Просвещение  и  профилактика: выступления на педсовете, ПМПк, МО учителей начальной школы, родительских собраниях, конференциях.  Классные часы, оформление стендов, публикации на школьном сайте,   в газетах «Наша гимназия», «Совенок»,  разработка памяток, буклетов, рекомендаций и др.

o   Коррекция: групповые, индивидуальные занятия, игры, упражнения, беседы, тренинги.

Данные направления, виды и формы работы педагога-психолога в начальной школе по новым стандартам возможно реализовать только при тесном сотрудничестве с педагогами и администрацией школы.  Психолого-педагогическая работа с учащимися  при реализации ФГОС делится на несколько этапов.

Первый этап - диагностика школьной готовности, позволяющая судить об  уровне готовности ребёнка к школе и сформированности некоторых универсальных учебных действий (УУД).

Второй этап –  адаптация детей к школе. Работа в этом направлении осуществляется в течение всего 1-го класса и предполагает проведение развивающей и психокоррекционной работы с учащимися, испытывающими различного рода трудности. Формирование  и оценка сформированности УУД.

Третий  этап – Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2-3 классов, развитие познавательных способностей младших школьников. Система мониторинга достижения личностных и метапредметных результатов обучения, промежуточное оценивание  УУД  на протяжении  обучения.

 

Четвертый  этап –  Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в канун перехода в среднее звено. Мониторинга достижения личностных и метапредметных результатов обучения, оценка сформированности УУД.

Перед началом приема детей в 1 –ый класс  традиционно  в феврале проводится собрание родителей будущих первоклассников, на котором родители знакомятся с образовательным учреждением, педагогами начальной школы, психологическими рекомендациями по подготовке ребят  к школе. По запросу учителей разрабатывались темы родительских собраний,

например, «Адаптация первоклассников», «Возрастные особенности учащихся начальной школы», «Стиль и методы семейного воспитания», «Гиперактивный ребенок. Что делать?» и многие другие.

Важную роль в процессе социально- психологической адаптации, сохранении здоровья и благополучия детей играет  развитие  чувства уверенности в себе, своих силах, самопринятия и уважения, формирование установки на преодоление школьных трудностей, развитие компетентности  в общении, развитие эмоциональной сферы, навыков самоорганизации, самостоятельности, саморегуляции, навыков совместной деятельности и сотрудничества.

         Обучение этим жизненно важным навыкам стало возможно  при использовании  внеурочной деятельности  учащихся, которая реализуется в гимназии по следующим  программам: духовно-нравственного развития,  гражданско - патриотического воспитания «Я-гражданин России»,  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Школа здоровья», «Здоровейка»,  общеинтеллектуального уровня «Умники и умницы», общекультурного направления «Чародей, декоративное творчество», социального направления «Учусь создавать проект»,  коррекционной работы с детьми.

 С этой же целью проводятся классные часы различной тематики: «Тайна моего имени», «Учимся дружить», «Вредные привычки»; совместные классные и общешкольные мероприятия: «Праздник знаний», «День матери», «Фестиваль национальных культур», и многое другое.  Использованные психологом различные формы работы, позволяют  лучше узнать детей, способствуют их саморазвитию и самовыражению, позволяют своевременно оказать им   психологическую поддержку.  

С введением новых образовательных стандартов деятельность школьного психолога по сопровождению воспитательного процесса становится обязательной, конкретной и измеримой.

Список литературы

1.     Внеурочная деятельность школьников. Методический  конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П. В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010.

2.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е. С. Савинов.- М.: Просвещение,2010.

3.     Как проектировать универсальные  учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова.-  М.:Просвещение,2010

4.     Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16.

5.     Организация психологической работы в школе./М. Р. Битянова- М.: Совершенство,1997

6.     Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)»:/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис,2010

7.     Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г.

№ 2357

8.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».  При нят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога родителям первоклассников

Дорогие мамы и папы!

  • Поступление в 1 класс для ребенка всегда сопровождается стрессом и требует от него огромных усилий в его преодолении и адаптации к новым условиям. Ребенок попадает в другую среду со своими законами и правилами, его окружают новые люди, с которыми необходимо выстроить отношения. Появляется новый авторитет – учитель.
  • Адаптация - перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. После первых месяцев с начала учебного года уже можно сделать выводы, как проходит адаптация вашего первоклассника к школе. Если ребенок положительно относится к школе, легко усваивает новый учебный материал, прилежно выполняет задания без внешнего контроля, проявляет самостоятельность – то можно считать, что он хорошо адаптировался к школе.
  • Большинство из перечисленных качеств не присущи Вашему ребенку? В этом случае первокласснику требуется Ваша помощь, чтобы освоиться в новой для себя роли.
  • Для того, что бы первоклассник успешно прошел адаптацию, в школе проводятся всевозможные мероприятия, помогающие ребенку принять новые правила, подружиться с одноклассниками. Все усилия классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога в течение года, направлены на ускорение адаптации ребенка в школе.
  • Но все это будет наиболее эффективно, в случае если родители тоже принимают активное участие в жизни ребенка и со своей стороны оказывают ему поддержку и помощь. Тем более что родители и сами нуждаются в том, что бы адаптироваться и к новому статусу своего ребенка, к своим новым обязанностям в его воспитании, к режиму дня и т.д. Поэтому почитайте ниже приведенные рекомендации, надеемся, они помогут вам с первоклассником настроиться на нужную волну и успешно войти в мир школьных знаний и наук.
  • Рекомендации:
  • Организационные советы:
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  •  С утра будите ребенка спокойно, не торопя. Улыбнитесь ему, обнимите. Если знаете, что ребенок медлителен и ему надо много времени, что бы окончательно проснуться, лучше разбудите его на 10 -15 минут раньше, что бы он мог прийти в себя. Если вы будете его постоянно подгонять, торопить и ругать за медлительность, то это только ухудшит и процесс собирания, и настроение ребенка (представьте себя на его месте). Ваша задача – привести ребенка в школу в «рабочем» состоянии, а именно спокойного и в хорошем настроении.
  • Провожая в школу ребенка, пожелайте ему удачи, успехов. Ни в коем случае у входа в школу не говорите ребенку: «Что бы сегодня вел себя хорошо», «что бы больше не разговаривал на уроках»  и т.п. Все воспитательные беседы должны проводиться дома. Ваша задача не напомнить ребенку перед школой о его проступках, а дать понять, что верите, что все у него получится.
  • Не опаздывайте в школу! Только от родителей зависит, вовремя ли вы пришли в школу. Дети в этом возрасте не умеют и пока не должны уметь организовывать свое время – они сейчас учатся у вас. Если вы опоздали, то сами виноваты, так как не смогли правильно распределить время. И эта, казалось бы, мелочь, сильно влияет на дисциплинированность детей.
  • 2. Учеба:
  • Самые сложные занятия для первоклассника - это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а... письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо справляется с прописью. Лучше скажите - отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь как Марья Ивановна?
  •  Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. Настраивайте ребенка на успех и преодоление трудностей. Он должен знать, что терпение и труд неизбежно приведут его к хорошим результатам.
  • Каждый человек имеет право на ошибку! Вы взрослый человек  - частенько ошибаетесь. Но задумайтесь, почему, когда ошибается ребенок, это вызывает у вас столько эмоций и чаще отрицательных. Ребенок только начинает узнавать, постигать и без промахов не бывает.
  •  Ваша задача не поругать за ошибку или двойку, а помочь ее исправить и понять.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
  • Учитель должен стать неоспоримым авторитетом для ребенка! Только тогда он сможет успешно учиться. Поэтому, никогда не обсуждайте при ребенке учителя, да и школу. Он не должен этого слышать и видеть ваше негативное отношение.

  • 3.   Поддержка:
  • Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть! Только ваша искренняя заинтересованность и поддержка помогут ему ощутить уверенность в себе. Встречайте ребенка из школы улыбкой. Интересуйтесь как его дела, что нового и т.д. Не забрасывайте его сразу вопросами об оценках, это создает впечатление, что вас интересует не он сам, а его только «работа».
  • Чаще хвалите ребёнка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать».  Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Их должно быть не более 30%, если брать 100% систему измерения отношений. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.
  • Все  достижения  ребенка  нужно  считать  важными.  Это  придаст  ему  уверенности,  повысит  в  его  глазах  значимость  выполненной  работы. 
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями
  • Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Здравствуйте», «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
  • Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии  посторонних. Уважайте чувства ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». И придя, домой в спокойной обстановке, выясните, что мешает ребенку соблюдать дисциплину.
  • Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  • Школа – это служба, на которую ходит ребенок. Вот и относитесь к ней, как к работе. Ваши отношения с ребенком не должны портиться из-за неудач на его «работе». Постарайтесь не раздражаться на своего ребенка, а поддержите его в этот сложный период – будьте ему хорошим другом!!!
  • Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное.

В. Сухомлинский                                            Успехов Вам, уважаемые родители!

Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:

Тест для родителей

  1. Хочет ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?
  4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно, незакомплексованно?
  5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?
  6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет изменять существительные по числам?
  8. Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?
  10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?
  11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?
  12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает названия диких и домашних животных?
  16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» — помидоры, морковь, лук)?
  17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результат тестирования зависит от количества положительных ответов («Да») на вопросы теста.

Если их: 15-18 баллов — ребенок вполне готов к школе;

10-14 баллов — ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.

9 и менее баллов — необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.



Предварительный просмотр:

Научите ребёнка простым действиям, которые обязательно помогут ему в затруднительных ситуациях.

  1. Если ты чего-то не понял — подними руку и спроси учителя.
  2. Если не успеваешь выполнить задание — позови учителя и скажи об этом, скорее всего сможешь доделать после уроков.
  3. Если хочешь в туалет — подними руку, спроси «Можно мне выйти?». Если учитель спросит: «Зачем?», так и скажи: «В туалет». Как показывает практика, этот момент очень важен и волнителен для первоклассников.
  4. К уроку готовься заранее на переменке, чтобы не отвлекаться во время урока.

Процесс адаптации первоклассника к школе проходит в три периода.

  1. Физиологическая «буря», длится 2–3 недели. Все системы организма ребёнка работают с большим напряжением, в условиях экстремальной нагрузки. Поэтому ребёнок может плохо спать, быть раздражительным или суетливым, плакать «без повода». Уважаемые родители, наберитесь терпения в этот непростой период! Первоклассник сейчас нуждается в максимальном понимании и спокойствии с вашей стороны.
  2. Период неустойчивого приспособления. Организм ребенка уже не реагирует столь бурно на новые воздействия, а ищет и находит оптимальные варианты реакций, учится экономно расходовать свои ресурсы.
  3. Период относительно устойчивого приспособления, 6–8 недель. Организм ребенка находит наилучшие реакции на нагрузку, учится справляться с напряжением. Но и теперь нельзя сказать, что первоклассник окончательно приспособился. Потому что весь первый год обучения в школе — это испытание для ребёнка и его семьи.

Формируйте у ребёнка положительный образ учителя.

Это не «злая тётя», которая будет ругать и ставить двойки! Первая учительница — это взрослый друг и руководитель класса, который всему научит и будет во всём помогать. Доброжелательное и уважительное отношение родителей к учительнице — это очень важно для ребёнка и его настроения в школе.

Соблюдайте режим дня.

  1. Сон первоклассника не менее 10 часов, то есть ложимся спать в 9 вечера, а встаем в 7 утра, это очень важный момент.
  2. После уроков лучше всего погулять с ребенком, хотя бы около часа, до обеда. А вообще школьникам младших классов нужно гулять не менее 2–3 часа в день.
  3. Обедаем и затем обязательно отдых. Это могут быть игрушки, настольные и подвижные игры.
  4. Время, когда ребёнку удобно делать уроки, оно очень индивидуально, но не позднее 18-ти часов. На приготовление домашнего задания не должно уходить более получаса.
  5. После домашних заданий можно отправиться в кружок или секцию, заодно и прогуляться. Вечером принимаем тёплый душ. Хорошее правило: выпить теплого молока или фруктового сока — и в постель. Перед сном ни в коем случае не надо обсуждать проблемы и неудачи прошедшего дня.

Бывает так, что днём ребёнок приходит вялый, а к вечеру он весел и активен, готов прыгать и скакать, но только не ложиться спать. Дорогие родители, не обманывайтесь — на самом деле ваш первоклассник просто перевозбужден. Чтобы снять это напряжение перед сном полезно погулять сразу после ужина, то есть около 19:30.

. Очень благотворно действуют перед сном спокойные настольные игры, семейное чтение, общение в спокойной обстановке. Но не заставляйте читать ребенка в одиночестве — это воспринимается как наказание.

Играйте в школу!

Рассадите кукол и плюшевых зверей, ребёнок станет учителем, а вы в процессе игры научите, как сидеть за партой, как слушать учителя, как отвечать, чем заниматься на перемене и так далее.

Организуйте рабочее место.

Это должен быть письменный стол с хорошим освещением, местом для тетрадей и учебников. Объясните ребёнку, как важно поддерживать здесь порядок.  Вместе с ребёнком приобретайте школьные принадлежности, обсуждайте и обязательно учитывайте, что ему нравится, не забывая рекомендации учителя.

Изучите маршрут до школы.

Рассчитайте, сколько времени будет занимать дорога, отрепетируйте самостоятельные действия ребёнка, если он будет ходить в школу без вас. Обязательно уделите внимание правилам дорожного движения и поведения на улице.

Приучайте ребенка к самостоятельности.

Отрепетируйте самостоятельное одевание-раздевание школьной формы, договоритесь, что одежду и портфель ребёнок будет готовить с вечера, первое время, конечно, с вашей помощью.

Развивайте навыки положительного взаимодействия со сверстниками и со взрослыми.

В школьной жизни это один из ключевых моментов.



Предварительный просмотр:

Советы психолога детям при переходе в новый  коллектив.

1. Улыбайтесь. В период адаптации в новом коллективе старайтесь почаще улыбаться и одноклассникам и учителям. В начале Вашего пребывания в коллективе о Вас формируется первое впечатление.  По результатам многочисленных психологических исследований, первое впечатление формируется быстро: от 10 до 40 секунд и оказывает влияние на все последующее отношение к Вам. Это, своего рода, фотография.

Если первое впечатление благоприятно, то учиться в коллективе будет легче. Если Вы напряжены и неприветливы, у коллектива сложится соответствующий образ. В перспективе повлиять на первое впечатление о Вас будет невероятно сложно.

2. Не ведите себя высокомерно. Смена места учебы – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов с одноклассниками, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека.

Такое Ваше холодноватое отношение, одноклассники могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы не было трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.

3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, чувство юмора.

4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости.

5. Будьте готовы упорно трудиться.

6. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам учебы или наоборот стать хорошим стартом для продвижения по учебе.

7. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что Ваш  одноклассник не понимает какую-то тему, а у Вас есть свободное время и вы хорошо поняли данную тему, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одноклассники и учитель.

8. В сложных ситуациях (ошибки) не хитрите и, не изворачивайтесь. Помните, «нет ничего тайного, что бы ни стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.

9. Если вы заметили, что в коллективе есть деление на микрогруппы, старайтесь не входить в них и общаться со всеми. Этим Вы избежите многих неприятностей, ведь люди в коллективе меняются.



Предварительный просмотр:

http://www.rusdeti.ru/images/set1_maple/spacer.gif

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ гимназия №18. г. Краснодара

Гимназия_18_Вар

Сказки и притчи

о  труде

 

                                                                         

Терпение и труд все перетрут
Автор: Вл. Даль

В одном селе жил мужик по имени Иван, а по прозвищу Терпигорев. Не даром досталось ему это прозвище: много он горя вытерпел на своем веку. Был он и смышленый и работящий, да крепко не везло ему много лет сряду: то его полосу градом побьёт, то на скот падеж придет, то ливнем все сено подмоет и в реку унесет.

Бился-бился мужик, работал за троих, и чуть только из беды выбился, вдруг новая напасть! В самый Петров день, когда он с семьею был на сенокосе, разразилась гроза над деревней, и молния ударила в его избу. Изба Терпигорева сгорела дотла; осталась от неё только печка с трубою.

Прибежал с поля Иван с женою и с ребятишками, посмотрел на свое горе и голову повесил... «Теперь я совсем гол, и головы преклонить некуда», — подумал он.


Потужили соседи с Иваном и разошлись по домам, а бедному Ивану пришлось с семьей в пустой овин перебраться. «Нет, видно, мне ни в чем ни доли ни удачи не видать, — думал он. Коли так, то и работать не стоит. Все равно — работай, не работай, придется мне с малыми ребятишками по миру ходить!»

В таких думах пролежал Иван до самого рассвета.


Чуть только утро забрезжилось, видит он над самою своею головою большого паука. У паука вчерашней грозой всю паутину порвало и попутало. И возится паук, работает изо всей мочи, тянет во все стороны свои тонкие прозрачные нити и прядет и сучит своими когтистыми лапками, то спускаясь, то вновь подымаясь вдоль стенки овина. Вот, кажется, и совсем было сеть готова, только бы сесть ему в середине да выжидать залетных гостей — так нет же!.. Дунет ветерок в щель овина —и опять все сорвал и запутал!


И опять терпеливый паук пошел вверх и вниз спускаться и опять он пошел сновать, сучить и прясть свои нити... И опять та же беда! Та же неудача!
Залюбовался Иван работой паука, загляделся на нее, словно в первый раз ее видел. И видел Иван, как паук двенадцать раз обрывался со своей паутиной и двенадцать раз поднимался, вновь вязать ее и укреплять к потолку и стенам, пока, наконец, устояла паутина против напора ветра, и сам паук забился в свое гнездо на отдых.


«Господи, Боже мой! — подумал Иван. — Ведь вот уж какая малая тварь, а какой в неё разум Бог вселил!» Каким ее терпением Господь наделил! Вот бился-бился, двенадцать раз обрывался, а своего добился. Неужто меня паук разуму учить должен? Разве даром люди говорят: терпение и труд все перетрут!»

И вышел он на другой день со всеми людьми на работу, и трудился, что есть силы, все лето. Дал Господь Бог ему урожай на хлеб, какого никогда еще не было. Под осень люди помогли ему кое-какую избенку сколотить. Иван не унывал, работал, не уставал: на зиму на печь не завалился, а вдаль от семьи на заработки ушел. К весне вернулся Иван, опять хозяйством поправился и не хуже других поживать стал.

Два плуга
Автор: К.Д.Ушинский

Пашущий крестьянин. Миниатюра из 'Жития Сергия Радонежского'.Конец XVI в.

Пашущий крестьянин. Миниатюра из 'Жития Сергия Радонежского'.Конец XVI в.

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

 Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

 — Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

 — От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Что посеешь, то и пожнешь (по мотивам ненецкой сказки)
Автор: Монахиня ЕВФИМИЯ (Пащенко), Архангельск

Есть такая пословица – "Что посеешь, то и пожнешь". Добрые дела – добрые плоды приносят. Жила-была в тундре маленькая лисичка. Захотелось ей как-то погулять. На белый свет посмотреть да себя показать. Вот вылезла лисичка из теплой норки и пошла на берег моря. Глядит, а из воды высунула головку маленькая рыбка. Ее еще бычком называют. Хотя бычок этот от головы до хвоста чуть больше пальца...

Увидел бычок лисичку и заулыбался от радости. А улыбка у бычка, как говорится, до ушей...

Вздумалось лисичке бычка подразнить. Встала она лапы в боки, язык подлиннее высунула и давай дразниться:

Лупоглазый бычок,

Криворотый дурачок!

Услышал это бычок и аж позеленел от обиды. Да и как иначе? Ни за что ни про что обидели. Но плакать бычок не стал. А сам сказал лисичке:

– А ты... ты – вредная лисица!

И хвост твой тощий, как косица.

Как услыхала это лисичка, так заревела на всю тундру! А потом со всех ног помчалась домой. В теплую норку. Маме-лисе жаловаться.

– Мама, мама, меня бычок обидел! Съешь его, мамочка!

– Да чем же он тебя обидел? – спрашивает мама-лиса.

– Он сказал, что я вредная! А еще, что у меня хвост, как косица! А ведь мой хвостик самый-самый пушистый во всей тундре... Мамочка, этот бычок плохой! Он дразнится... Съешь его, мамочка!

– Как же я его съем? – говорит мама-лиса. – Ведь он в море живет, а не в тундре... Где ж мне его поймать? Да и знаю я бычков. Сами они мухи не обидят. А вот если их кто обидит, тогда могут за себя постоять. Послушай, доченька, уж не обидела ли ты сама бычка первой?

Молчит лисичка. Глаз от стыда поднять не смеет. Да и что тут скажешь? И так все ясно. Что заслужила то и получила.

Не зря говорится. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними .

Вот так-то.

У тебя у самого свой ум
Автор: Вл. Даль

Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт (стадо. – Ред.) свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.


Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается — не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. “Этот выведет: мне не первина (не в первой. – Ред.) за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело!”

Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг — она через овраг; он через тын — она через тын, и попала с ним же в огород.

На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец огородник, подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, после хозяин привяжется. Выгнал ее в калитку и еще-таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.

Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла, а козел говорит:

— А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мучик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя, зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.

И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

Чудный день

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100185/18546.p.jpg

Некогда жили два брата. У каждого из них было много детей. Братья были благочестивы и трудолюбивы. Они приучали к трудолюбию и своих детей, и вся семья была счастлива и богата.

Раз один из братьев призвал к себе своих племянников и сказал им:

— Брат мой, а ваш отец, знает такой день, в который можно навсегда обогатиться, если усердно потрудишься, и потом жить без труда. Я и сам испытал это на себе, но теперь забыл, какой именно это день, поэтому идите к вашему отцу, он точнее скажет вам об этом.

Это сказано было потому, что дети, надеясь на отцовское богатство, стали проявлять некоторую беспечность в своей жизни. Они с радостью пошли к отцу и сказали:

— Отец, укажи нам тот день, в который мы могли бы, потрудившись, счастливо жить потом без труда.

Отец, поняв в чем дело, отвечал:

— Я сам, дети, забыл этот день; но идите и потрудитесь год. В это время, может быть, вы и сами узнаете о чудном дне, дающем беспечальное житие.

Дети трудились весь год, но чудодейственного дня не заметили. Отец воздал им должное за труды и сказал:

— Вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре времени: весну, осень, зиму и лето. Трудитесь, и вы найдете тот день.

Дети поступили согласно наставлению отца, но желанного дня опять не обрели. Отец по окончании года дал уже такой совет:

— Разделите год на двенадцать месяцев и опять трудитесь, и найдете этот день.

Они продолжали добросовестно трудиться, но и на этот раз счастливого дня не нашли.

В конце концов, они сказали отцу:

— И опять указанного тобою дня мы не нашли. Но, работая, мы приобрели себе средства к жизни и более трудиться уже не станем, напрасно ища таинственного дня.

Отец отвечал:

— Да, милые дети, усердным и неустанным трудом вы действительно много приобрели для себя, поэтому теперь можете жить спокойно. Но если бы вы стали еще несколько лет так же трудиться, то вашего богатства хватило бы и вам, и детям вашим, и тем, которые не по своей, может быть, вине впали в великую нужду. Итак, вы обрели желанный день.

Дети поняли своего отца и сказали:

—Да, мы поняли все и благодарим тебя за мудрое отеческое наставление.

Плутишка кот
Автор: К.Д.Ушинский

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100171/17115.p.jpg?0.26537300914120215

Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:

 — Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?

 Отвечает им Вася:

 — Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.

 — А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козел да баран.

 — Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.

 — Поделом вору и мука, — говорит козел, — не воруй сметаны!

 Вот кот опять плачет:

 — Била меня баба, била; била — приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.

 Заревели тут козел да баран:

 — Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?

 Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. Ред.), — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

 

 Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.

 Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.

 — Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажег целый стог сена.

 Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость

мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.

 — Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.

 — Добро пожаловать, мужичок-серячок! — говорит котик. — Откуда идешь?

 — Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

 Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.

 Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый — и прямо к огню.

 — Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. Давай-ка силу пробовать.

 Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:

 — Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй Бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.

 Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. — Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, — давай Бог ноги!

 Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: «Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем».

 Старик и старушка были рады -радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку - мурлышку еще за плутни выдрали.

Притчи про труд

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

- Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.

- Это безделье тебя изменило, а я стала красивой от труда.

Следы на песке

 

Христианская притча

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?

Господь отвечал:

— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.

Современная притча

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

 



http://www.rusdeti.ru/images/set1_maple/spacer.gif

http://counter.rambler.ru/top100.cnt?1338155