Проект по литературе «В мире сказок».

Профсоюз работников школы "МОУ СОШ с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области"

Данный проект разработан в рамках учебной темы “Устное народное творчество. Сказки”. В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказка, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей – сказочников, выяснят у учеников своей школы, за что они любят сказку, проявят себя как писатели – сказочники. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_literature.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по литературе  «В мире сказок».    

Шамарина  Самига  Тюлегеновна учитель  русского  языка  и  литературы

Визитная карточка

УНТ, сказки

Проблемные места

  1. Низкий уровень заинтересованности в прочтении художественной литературы
  2. Нелогичность в оформления письменной речи
  3. Высокая степень осведомленности детей по данной теме
  4. Однотипность анализа литературного текста в 5-м классе

Обоснование выбора одной из  идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанный проект (учебное занятие).

Для реализации данного проекта выбрана идея создания сайта, т.к. данная форма представления позволяет более полно и широко рассказать о проделанной работе. Предполагается, что сайт будет содержать в себе презентации детей с собранной необходимой информацией, сборник собственных сказок с иллюстрациями, 2 буклета о знаменитых писателей сказочниках.

Тема проекта (учебного занятия)

«В мире сказок».    

Цели проекта и задачи, позволяющие достичь поставленные цели

  1. Ознакомившись с дидактическим материалом, написать сказки согласно предложенным схемам.
  2. Формировать положительную Я-концепцию у учащихся посредством групповой творческой деятельности

Задачи:

  1. Описать особенности жанра сказки
  2. Научить работать не только с художественной, но и  литературоведческой  литературой
  3. Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно
  4. Развивать умение представлять и оформлять продукт  деятельности

Планируемый конечный результат

повышение интереса к учебному предмету, работа с программами Microsoft

Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов

Тест.

Время реализации проекта

1 месяц

Требуемые ресурсы 

Техническое обеспечение: компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран, принтер, сканер

Другие ресурсы: книги сказок, словари, кинофильмы

Исполнители

учитель, 2 группы учеников по 3 человек

Основополагающий вопрос –  В чём смысл сказок?

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Почему сюжеты одних и тех же сказок встречаются у разных писателей и народов?
  2. Чем объяснить, что есть любимые и нелюбимые сказки?
  3. Каждый ли может сочинить сказку?
  4. Что дает ребенку многократное прочтение сказки?

Частные вопросы:

  1. Что вам известно о жанре сказка?
  2. Перечислите знаменитых писателей-сказочников
  3. Сюжет,  какой сказки встречается у разных авторов?
  4. Есть ли у вас любимые и нелюбимые сказки?
  5. Когда-нибудь вы сочиняли сказку?

Самостоятельные исследования учащихся 

“Сказки как строительный материал”

“ Сказки на новый лад”

“ За что я люблю сказки? (анкетирование)”

“Знаменитые писатели-сказочники”

Перечень  дидактических материалов

  1. Тест по сказкам
  2. Книги сказок
  3. Схемы
  4. Иллюстрации

Описание проекта

Тема: «В мире сказок».    

Цель:

  1. Формирование работы с текстом, с иллюстрациями, со справочным  материалом.
  2. Развивать умение работать в группах, творческое мышление, работать самостоятельно.

Задачи:

  1. Описать особенности жанра сказки
  2. Научить работать не только с художественной, но и литературоведческой литературой
  3.    Развивать умение кратко и логично излагать свои   мысли письменно и устно
  4. Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности

Класс: 5

Сроки проведения: 1 месяц

Техническое обеспечение: компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран, принтер, сканер

Другие ресурсы: книги сказок, словари, кинофильмы

Краткая аннотация проекта (учебные темы, охватывающие проект, описание основные изучаемых теоретических положений, краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследование помогут учащимся 5 класса ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы):

Данный проект разработан в рамках учебной темы “Устное народное творчество. Сказки”. В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказка, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей – сказочников, выяснят у учеников своей школы, за что они любят сказку, проявят себя как писатели – сказочники. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.

Этапы проекта:

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

 Учитель формулирует тему проекта, формирует группы, готовит конверты с заданиями, создает сайт, разрабатывает поощрительную рейтинговую систему оценивания работы на уроке

 

1.1. Выбор темы проекта

Учитель предлагает учащимся тему проекта

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора 5 конвертов с заданиями

Координатор группы выбирает конверт с заданиями

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися о выполнении подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты поиска и сбора информации, также возможные формы представления. Каждый ученик выбирает одну из подтем для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников предварительно, 2групп по 3 человек

К началу проекта учащиеся уже сгруппировались, а на первом этапе определили свои роли

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Учитель представляет сайт проекта, в котором описаны цели, проблемы, вопросы проекта, а также темы исследований учащихся. По окончании работы все наработки учеников будут размещены на сайте

Вопросы для поиска ответа вырабатываются в командах, определяются основные источники, записывают план деятельности

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель в конвертах с заданиями заранее предложил формы представления проектной деятельности (буклет)

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности, выявляют недостающие знания для представления результата.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует по вопросам работы вMicrosoftPublisher, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность посредством рейтингового оценивания урока.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся по группам оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель приглашает в качестве экспертов администрацию школы, представляет сайт проекта

Докладывают о результатах своей работы: раздача буклетов

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Для осуществления рефлексии каждая группа заполняет предложенные листы для групповой и индивидуальной рефлексии