Слагаемые пути к успеху
В основе личности лежат, прежде всего, ее ценности. Причем, для характеристики личности важен не столько перечень ценностей, сколько способ их организации. Чем больше интересных, любимых ценностей, тем больше у человека шансов на светлую, радостную жизнь. При этом важна любовь не только к большим ценностям, таким как люди, созидательный труд, учение, но и к духовным деятельностям, необходимым для развлечения и отдыха. Путь к успеху тернист и состоит из слагаемых, которые закладываются и развиваются в детские годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Слагаемые пути к успеху
Одной из основных задач современной школы является воспитание всесторонне развитой конкурентоспособной личности. Прежде чем воспитать, надо разобраться какие потенциалы мы должны развить. Потенциалами личности являются: система здоровых ценностей, способности, эмоционально-ситуационная защищенность. В основе личности лежат, прежде всего, ее ценности. Причем, для характеристики личности важен не столько перечень ценностей, сколько способ их организации. Чем больше интересных, любимых ценностей, тем больше у человека шансов на светлую, радостную жизнь. При этом важна любовь не только к большим ценностям, таким как люди, созидательный труд, учение, но и к духовным деятельностям, необходимым для развлечения и отдыха. Основные ценностные ориентиры выражаются в направленности личности, которую нужно вовремя определить и, если есть необходимость, скорректировать. Немаловажную роль играет способность ребенка решать возникающие проблемы, поддерживать свой эмоциональный тонус и здоровый интерес к жизни. Но подросток еще не готов преодолевать все жизненные неурядицы. Многие его проблемы возникают в силу сложившихся обстоятельств, ситуационно. Складывающиеся ситуации и их динамика во многом определяют его эмоциональные состояния. Отсюда следует, что существует и эмоциональная защищенность. Душевные страдания, подавленность, возникающие под влиянием различных препятствий – неурядиц в семье и школе, отсутствия условий для удовлетворения потребностей, перспектив на улучшение – вот что существенно подрывает эмоциональную защищенность подростков, ведущие к дивиантному поведению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и суициду
Педагоги Каратунской средней школы понимают важность этого момента. В своей работе ориентируется на возрастные и психологические особенности, учитывают семейные взаимоотношения и бытовые условия, способности и возможности умственной деятельности ребенка, направленности его личности. Начиная с 1-го класса учитель закладывает и развивает этику поведения, умение вести себя на уроке и перемене, учит ладить в коллективе. В 5-м классе уделяется внимание процессам самопознания, для 6-7 классников - это работа по самовоспитанию и самообучению. Для старших школьников – это чаще всего учеба или общение на фоне благоприятных человеческих отношений (с родителями, учителями, друзьями), интересный досуг, а также надежда на счастливое будущее. Развитию таких способностей призвана школа в сотрудничестве с семьей.
Большую методическую поддержку в этом сотрудничестве оказывает программа «Путь к успеху», по которой работают педагоги школ Татарстана. На занятиях по данной программе в нашей школе учителя обсуждают с родителями пути совместного преодоления трудностей, создания условий для успеха в учебной деятельности, повышения компетентности и гибкости воспитательных воздействий родителей на детей в условиях быстрого взросления ребенка, способы организации свободного времени детей и повышения внимания к кругу общения ребенка со сверстниками, а также развитию ценностных ориентиров.
Многие родители считают, что данная программа помогает осознать причины поступков детей, выбрать стратегию поведения родителей и детей, пошагово идти по пути к успеху, успеху в учебе, и будущей жизни. Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров из отзывов родителей. Нургалиева Л.Ф., мама ученицы 9а класса считает, что сложившаяся социально-экономическая ситуация поставила и детей и родителей в трудное положение, которое вызывает у молодого поколения асоциальные формы поведения. «…В решении указанных проблем родителям нашей школы помогают родительские собрания по антинаркотической программе «Путь к успеху». Классный руководитель Гафарова А.Д. проводит занятия интересно, применяет различные формы – это конференции, вечера вопросов и ответов, практикумы». Муратова Р. (мама ученицы 7б класса) выражает мнение многих родителей: «Я считаю, что программа «Путь к успеху» играет очень важную роль в воспитании детей. Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был подальше от наркотиков, алкоголя, чтобы он мог с уверенностью сказать «Нет!»». Мама ученика 5 класса Шагиахметова А.(классный руководитель З.Ш.Яруллина) пишет: «…Нам очень нравятся и с удовольствием посещаем родительские собрания, которые проводятся по антинаркотической программе «Путь к успеху». Особенно хочется поделиться впечатлениями, которые получили от мероприятия на тему «ЗОЖ – счастливая семья». Действительно, только здоровая семья, здоровые родители смогут воспитать здорового ребенка. Здоровье – это занятость полезным делом, это удовольствие, полученное от добрых дел, это здоровое будущее. Спасибо за то, что родителям и детям предоставляется возможность получать информацию на темы, которые интересуют нас».
Из вышеприведенных слов видно, что участвуя в данной программе, родители не только учатся помогать своим детям, но и учатся сами как активные участники процесса.
В заключение хочется сказать: путь к успеху тернист и состоит из слагаемых, которые закладываются и развиваются в детские годы. Мы – взрослые должны помочь в этом нашим детям. А это значит - заложить в сознании здоровые ценности, развить духовную деятельность и способности, выработать эмоционально-ситуационную защищенность в трудных жизненных ситуациях. С таким багажом путь к успешной жизни будет безопасен.
Каратунская СОШ,
заместитель директора по
воспитательной работе
Печкова Р.Х