Система профилактики и предупреждения асоциального поведения учащихся в МБОУ «СОШ№12 имени В.Г.Распутина» г.Братска.

ВЕРА НИКОЛАЕВНА ЧЕЧУЛИНА

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

В компетенцию нашего образовательного учреждения входят следующие задачи:

1.      Оказывать психолого-педагогическую и медико-социальную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.

2.      Своевременно выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

3.      Своевременно выявлять семьи, находящихся в социально-опасном положении.

4.Обеспечивать организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлекать к участию в них несовершеннолетних.

5.Осуществлятьмеры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Социальный педагог, классные руководители, администрация школы имеют право посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей.

   Наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в школе с созданием такого звена управления, как «Совет профилактики». На Совете профилактики решаются вопросы:

1.      О ликвидации пробелов в знаниях учащихся.Ведется ежедневный контроль успеваемости со стороны классногоруководителя и родителей. Это позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися.

2.      О борьбе с пропусками занятий учащимися.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Классные руководители  устанавливают ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия. В некоторых случаях возможно подключение работников милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принять меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в большинстве случаев дает положительные результаты.

3.  Об организации досуга учащихся, вовлечении учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу.  Ведется огромная работа по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».

4. О пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек.Для решения этого вопроса привлекаются специалисты (медицинские работники, наркологи, психологи, спортсмены).  В пропаганде здорового образа жизни используются беседы медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;  дискуссии, диспуты, мозговые  штурмы; встречи с «интересными людьми;  «классные видеочасы», с обсуждением видеофильмов или фрагментов фильмов, записей телепередач.  Классный руководитель и социальный педагог  направляют дискуссию и подводят итоги, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формируют жизненную позицию.

5. О правовом воспитании учащихся. Необходимым звеном в профилактике асоциального поведения школьников должна быть широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний. С этой целью проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях. Ведется разъяснительная работа об ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды,  виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей.

6.  О работе  по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, педагогически несостоятельных семей.

Первая информация о семьях у классного руководителя должна быть в начале учебного года. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. На Совете профилактике представителями Совета принимается решение о обследовании данной семьи с целью выяснения материально-бытовых условий. При посещении семьи в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Итак, асоциальное поведение – это поведение индивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Такое поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.