Настоящий учитель.
Мастер класс. Какие интересные приемы используете на занятиях?
......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Генетика. Основные понятия генетики.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Результаты деятельности:
Предметные: умение давать определения изученным понятиям: генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип, аллель, хромосома; на основе знаний морфологических характеристик выбирать альтернативные признаки организма ; различать фенотипические и генотипические понятия при решении задач.
Метапредметные:
РУУД: - Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
- Умение планировать и регулировать свою деятельность, соотносить свои действия с планируемыми результатами.
- Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности
ПУУД: - Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно- следственные связи.
- Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
- Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.
КУУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Личностные:
ЛУУД:
- Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.
-Признание ценности здоровья, своего и других людей.
- Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Межпредметные связи: Экология, ОБЖ, математика, география.
Ресурсы: учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, проектор, компьютер, весы, черный ящик, семеня гороха или фасоли.
Ход урока:
Мотивационно-ореинтировочный этап.
Учитель: Здравствуйте. Сегодня урок биологии буду вести у Вас я Якупова Гульнара Ирфановна. Ребята у меня в руках небольшой черный ящик. Внутри этого ящика что-то есть. Этот ящик я поставлю на весы. Убедились, что он не пустой.
- Но просто так я Вам его не открою. Ящик откроем если, Ваши знания привесят его. В этом нам поможет один из гостей. Он будет считать ваши правильные ответы. Каждый правильный ответ это одна палочка на весы.
Актуализация знаний и пробное учебное действие. Итак, прежде чем начнем новую тему ответьте на вопросы. (Биологический диктант)
- Участок молекулы ДНК _ ген.
- Развитие насекомых без стадии куколки __неполное превращение_____
- Азотистое основание __тимин _______ комплементарен аденину.
- Ка тализа́тор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции.
А – тимин
В- ген
Г-неполное превращение
Д- катализатор
Оценивание ответов. Самооценка
Если у вас получилось слово из каждого первого слога ответов, то поднимите руки.
Хорошо.
Формулирование проблемы урока. Основного вопроса.
Постановка проблемного вопроса. А теперь посмотрите на экран. Что вы видите? (ответ Лица людей и детей.)
Учитель: Объедините пожалуйста эти лица. ( выступления учащихся)
По какому принципу вы это сделали? ( Дети и их родители похожи друг на друга)
Учитель: Сформулируйте тему и задач урока. (формулируют самостоятельно).
Генетика. Основные понятия генетики.
Формулирование основных задач урока. Что мы знаем и хотим узнать?
Знаем: основные определения понятий: изменчивость, наследственность.
Наследственность.
Изменчивость.
Хотим узнать: Основные понятия генетики.
IV Открытие новых знаний.
Лабораторная работа.
Учитель: Я Вам раздала семена растений гороха и фасоли по парам.
Отделите эти семена, как вы считаете нужным.
По какому принципу вы работали? ( по внешним признакам семян)
Учитель: Совокупность внешних признаков называют фенотипом. Это первое понятие.
А остальные понятия вы сейчас прочитаете сами в ходе игры. На экране цветок. Каждая группа может открыть любой лепесток. Под лепестком скрыты понятия которые вы найдете в словаре и прочитаете в слух.
Словарь: Генетические термины и символика
Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, т. е. способность воспроизводить себе подобных.
Ген — участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре одного белка.
Генотип — совокупность всех наследственных свойств особи, наследственная основа организма, составленная совокупностью генов.
Фенотип — совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств особи, сформировавшихся на базе генотипа в процессе его индивидуального развития.
Моногибридное скрещивание — скрещивание родительских форм, наследственно различающихся лишь по одной паре признаков.
Доминирование — явление преобладания признаков при скрещивании.
Доминантный признак — преобладающий.
Рецессивный признак — отступающий или исчезающий.
Гомозиготы — особи, дающие при самоопылении по данной паре признаков однородное не расщепляющееся потомство.
Гетерозиготы — особи, дающие расщепление по данной паре признаков.
Аллели — различные формы одного и того же гена.
Дигибридное скрещивание — скрещивание родительских форм, различающихся по двум парам признаков.
Изменчивость — способность организмов изменять свои признаки й свойства.
Модификационная (фенотипическая) изменчивость — изменения фенотипа, возникающие под влиянием изменений внешних условий и не связанные с изменением генотипа.
Норма реакции — пределы модификационной изменчивости данного признака.
Мутации — изменения генотипа, вызванные структурными изменениями генов или хромосом.
Выводы: Какие выводы вы можете сделать исходя из проделанной работы?
( генетика это наука которая изучает наследственность и изменчивость)
(запись на экране )
физкультминутка. (Экскурсия по парку)
Ребята, встаньте пожалуйста. 2014 год объявлен годом парков и скверов. Давайте погуляем по парку и отвлечемся немножко от урока. Итак зашагали. Первая остановка. Какие ошущения вызывает у вас эта остановка? ( красивый пейзаж)
Вторая остановка ( война)
Третья остановка (ветеран)
Какая в этом году отмечается дата? ( 70 летие ВОВ)
Правильно, молодцы. Садитесь.
V. Реализация построенной модели.
Решение генетической задачи.
У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?
Учитель: Определите задаче фенотип?
Определите генотип?
Обозначем доминанту А
Рецессивный признака
Выделяем гаметы , какой фенотип образуется?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнение тестовых заданий ЕГЭ часть А. [1]
Учитель: Чтобы убедиться в правоте наших выводов. Давайте выполняем тест (Индивидуальная работа)
Тестовое задание.
( ключевое слово слово правильно на партах )
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Где можно использовать знания, которые мы сегодня получили?
Ученики: в медицине.
Самооценка ответов.
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( итог)
Учитель: Итак, мы убедились, что в генетике есть закономерности. Какие?
Ученики: закономерности наследственности и изменчивости.
IX. Домашнее задание. Составить план текста по учебнику. Придумать примеры генетической задачи по желанию.
Оценивание. Открываем черный ящик. Учащиеся сами решают кто получает 5, 4 ,3