Моя педагогическая философия

Егорова Елена Вячеславовна

«Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и к ученикам,

он совершенный учитель».

Л.Н. Толстой

 

Любовь - царица жизни. Она толкает нас на подвиг, вдохновляет, не даёт лениться. Она  начало всех начал.

Размышляя о выборе профессии, будучи ещё ученицей,  я твёрдо решила: школа - моя стихия. Ещё тогда меня привлекала педагогика. Мои любимые учителя и моя мама, работающая в детском саду, зажгли во мне огромное желание - учить детей. Я ещё не знала, какой предмет буду преподавать, но была уверена это мой мир. Красочный мир разных характеров, судеб. Мир самой счастливой поры – поры детства. Учась в университете, я прониклась огромной любовью к математике. Эта наука которой не перестаёшь удивляться. Вот уже пятнадцатый год я стараюсь увлечь ею своих учеников. Основой всей моей педагогической деятельности является постоянное самосовершенствование. Я очень люблю познавать новое и понимаю, что только хорошо образованный, идущий в ногу со временем педагог может заинтересовать детей своим делом. Сама по себе наука математика постоянна, но в сплетении с информатикой она оживает и раскрывает новые грани. Специфика информатики – это постоянные процессы модернизации средств обучения. С огромной скоростью развиваются информационно-коммутативные технологии. И это позволяет всё больше и больше творчески применять их  в образовательном процессе. Информатика позволяет мне и моим ученикам не затеряться в безграничном море информации. Умение ориентироваться в хаосе информационных потоков  и обеспечивает сегодня успешную социализацию ребёнка в обществе. А это главная задача всего обучения: не «впихнуть» знания в ученика, а научить самостоятельно их добывать и применять в различных жизненных ситуациях, принося благо людям, и при этом сами, оставаясь людьми. И как бы ни важны были знания, общая образованность учащегося важнее. А образованность складывается не только из знаний, но включает в себя мобильность, глубину мышления, наличие творческих наклонностей, а также нравственную чистоту, мировоззренческую и идейную убеждённость.

Именно поэтому я добиваюсь от своих учеников свободного мышления, умения творчески подходить к решению любой задачи, что в итоге ведёт к развитию их индивидуальности. Именно поэтому я не считаю себя «урокодателем». Я не работаю в школе, я живу школой. Учитель,  в моём понимании, это друг и старший помощник для своих учеников, который должен и может их "одухотворить". Я счастлива, что имею возможность не  только учить детей, но и каждый день просто общаться с ними, находя в каждом из них неповторимые роднички талантов.  В этом я нахожу радость и удовлетворение. Учитель – это скульптор, в руки которого попали детские души, такие мягкие, легко ранимые, желающие приобщения к чуду. И я помогаю ученикам творить чудеса на каждом уроке, чувствуя себя в роли волшебников. Больше всего я боюсь равнодушных лиц на уроке. Заинтересованность – ключ к знаниям, а значит и успеваемости. Профессионализм же учителя и заключается в умении вызвать интерес и поддерживать его из урока в урок. Дети хотят, чтобы учитель видел, слушал и слышал отдельно каждого из них, заглянул каждому в глаза, посочувствовал их горю, порадовался вместе с ними. Такое отношение к ребёнку возможно только при огромной любви к нему. А ведь, «любить можно то, чему уже отдал частицу своей души».  

В.А. Сухомлинский писал: «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок живёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».

Поэтому ещё одной моей не маловажной задачей является сотрудничество с родителями. Нельзя недооценить влияние на наших детей семьи, улицы, информационных источников.

 Я стараюсь о каждом учащемся знать всё: как он сегодня спал, в каком состоянии здоровья находиться, как поел, сколько у него уроков, соответствует ли нормам, полученное им домашнее задание, чем он занят в свободное время, не перегружен ли, или наоборот,  имеет ли он дома свой рабочий уголок и уголок для отдыха, в каком они состоянии, кто его друзья. И не просто быть наблюдателем всего этого,  а быть непосредственным активным участником в жизни каждого ребёнка.

Мы воспитатели каждую секунду, именно мы показываем пример детям, именно от наших действий зависит их воспитанность. Черты личности учителя, образное мышление, энергия, умение заворожить, восхитить, увлечь, покорить и заразить своей верой, обаянием и талантом, умение нравиться - всему этому можно и нужно учиться. И мы не имеем права быть для них плохим примером и не должны в своих классных коллективах возвышать плохое и унижать доброе. От доброты идёт всё лучшее.

Все в твоих руках! - эти слова можно адресовать любому учителю, который каждый день помимо учебных вопросов в большей степени решает вопросы человеческих взаимоотношений, и от него во многом зависит, полюбит ли ученик школу, пристрастится ли к учению, станет ли Человеком.

 

Любите же то, что преподаёте и тех, кому преподаёте. Любовь к детям и к своей профессии не истекает, а с каждым новым днём  становится более мудрой и глубокой. Любите детей всем сердцем.  И пусть в наших школах дети живут в понимании и дружелюбии. Пусть они будут поняты, а значит, счастливы, пусть они находят в этом мире только любовь. Любовь же выведет их из любого жизненного тупика.