Адаптация пятиклассников к процессу обучения в средней школе

Балакина Наталья Михайловна

Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятые индивидом социальные роли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация пятиклассников к процессу обучения в средней школе

Балакина Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

    Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятые индивидом социальные роли. Социальная адаптация включает:

   1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

   2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

   3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

   4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

   5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

   Значение адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У пятиклассников изменилось их социальное окружение (новый классный руководитель, учителя-предметники) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны является для них тревожной. школьники переживают из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения. Это доказывает проведенная школьным психологом в первом полугодии диагностика по выявлению тревожности у школьников  в период адаптации к условиям обучения в средней школе. Результаты показали в целом  позитивное отношение к учению, но из 19 человек у 21 % опрошенных самооценка повысилась, у 16% - понизилась.

   Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих. которые выступают поочерёдно то на уроках русского языка. то на уроках математики или любого другого предмета. Школьники уже не получают устойчивого переживания успешности или неуспешности в рамках отношений с одним учителем, т. к. взгляды разных учителей на успехи и поведение учеников различны.

   Психологические исследования показали, что адаптационный период ученикам

5 класса «А» не причинил эмоционального дискомфорта. Это один из показателей эффективности работы учителя начальных классов Усевич Натальи Леонидовны, которая сумела в начальной ступени обучения сформировать активный ученический коллектив, готовый к обучению в средней школе. Совместная работа классного руководителя 5 класса «А» и школьного психолога Штальбаум Т. А. в организации адаптационного периода способствует формированию их учебной самостоятельности.

    Большую роль в работе имеют разнообразные формы обучения, ведь урок – это основная, но не единственная форма организации учебного процесса.

    Классные руководители 5-х классов организуют совместные экскурсии, поездки в кинотеатры и ДК, которые не только расширяют кругозор детей, но и помогают им общаться друг с другом, находить общие темы для обсуждения.

    В 5 классе «А» проводятся праздники, беседы, классные часы, каждый ученик принимает участие в мероприятиях. У каждого есть свои поручения в классе. Ребята активно принимают участие в школьных мероприятиях, помогают друг другу.

   Таким образом, совместная работа учителя начальных классов, классного руководителя 5 класса, школьного психолога и учителей-предметников обеспечивает преемственность в развитии общеучебных умений, навыков  в организации учебной деятельности пятиклассников, создаёт эмоциональную обстановку в классе (доверительность, искренность, оптимизм)

   


 

Комментарии

Балакина Наталья Михайловна

Уважаемые коллеги! Как классного руководителя 5 класса меня волнует вопрос адаптации школьников к средней школе. Надеюсь на ваши комментарии в этом вопросе.