Формы, методы и средства проведения факультативного занятия

Тишкевич Ольга Владимировна

Основная задача факультативных занятий в том, чтобы, учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания программного материала, ознакомить с некоторыми общими идеями предмета, раскрыть приложения в практике.

Факультативы обеспечивают высокие результаты в обучении и развитии школьников.

Факультативы строятся так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к своему предмету. Занимательность поможет учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нем идеи и методы, логику и приемы творческой деятельности.

Основными формами проведения факультативных занятий являются в настоящее время изложение узловых вопросов данного факультативного курса учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), решение задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), математические сочинения, доклады учащихся и т. д.

Однако учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения. Вместе с тем, необходимо помнить о том, что на факультативных занятиях по математике самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение, следует все же чаще применять решение задач, рефераты, доклады, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы и т. п.

Факультативное занятие предоставляет больше свободы учителю, но, вместе с тем, подготовка к нему является очень трудоемким процессом. Достижение целей и решения задач факультативного учения невозможно без самоанализа факультативного занятия. Проанализировать формы, методы и средства проведения факультативного занятия вам помогут следующие критерии:

•        Оптимальность выбора форм, методов и средств;

•        Умение учащихся работать в рамках предложенных форм и методов;

•        Технологическая преемственность факультативного занятия и урока;

•        Рациональность чередования методов обучения;

•        Рациональность использования учебного времени;

•        Соблюдение требований безопасности и охраны труда.

 

Факультативные занятия играют очень важную роль в процессе обучения.