Пути развития информатизации учебного процесса.
Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий..
Герберт Маршалл Маклюэн.
(исследователь массовых коммуникаций)
Информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия. За время своего существования общество претерпело 6 информационных революций:
o Появление языка и членораздельной человеческой речи;
o Изобретение письменности;
o Изобретение книгопечатания (одной из первых информационных технологий);
o Изобретение средств информационной коммуникации (радио, телефон, телевидение);
o Распространение средств вычислительной и информационной техники;
o Формирование глобальных информационных сетей, формирование информационного общества.
Информационное общество характеризуется тем, что в нём главным продуктом производства является знания.
Созданные отнюдь не для нужд системы образования, современные информационные и коммуникационные технологии ведут к подлинной революции в образовании, в частности в учебном процессе школы.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение. Единая информационная образовательная среда образовательного учреждения формируется путём координации информатизации различных сфер его деятельности, а именно, учебного процесса, контроля, измерения и оценки результатов обучения, научно-исследовательской, проектной, внеучебной и организационно-управленческой деятельности.
Информатизация общества создало свои проблемы, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Перегруженность учащихся информацией привела к тому, что современная отечественная педагогика осознаёт необходимость смены образовательной парадигмы: «Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, то противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию». Дидактически грамотное внедрение в образование, в частности. Развивающих технологий позволит выйти из кризиса.
Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информатики и информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе.
Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования:
o Формирование целостной естественнонаучной картине мира;
o Формирование научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности;
o Способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Но не одна технология не может считаться нейтральной. Информационные технологии неизбежно внесут в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит то способов и форм применения этих технологий, т.е. не то взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой. Необходимо отойти от традиционного распределения ролей между учеником и учителем, внести изменения в организацию учебного процесса, предпринять попытку по-настоящему глубокой содержательной интеграции учебного материала.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, развивает воображение и фантазию. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере. У них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.
Привлекательность информационных технологий ещё и том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь мир до отредактированного виртуального мира, нет контроля над объективной реальностью. И в этом смысле новые технологии ни в коем случае нельзя считать нейтральными и не затрагивающими нашу сущность.
На уроках информатики практически все темы изучаются на основе знаний других школьных предметов:
o иностранный язык (английский);
o физика;
o история;
o экономика;
o русский язык и т.д. - ограничений нет.
Например, при изучении раздела «Моделирование и формализация» проводятся работы с использованием соответствующего программного обеспечения по темам:
1. Приближённое решение уравнений.
2. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
3. Рост численности популяций жертв и хищников.
4. Оптимизационное моделирование в экономике. И другие.
Знакомство с приемами создания презентаций в среде Power Point проходит при использовании материалов по истории, географии и т.д.
Но кроме освоения информационными технологиями на уроках информатики в школе ведётся и внеурочная работа по подготовке и участию учеников нашей школы в различных конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.
o В 2005-2006 учебном году ученики 4-х классов Галимов Халиль, Ефимова Настя, Ермакова Надя и Темирханова Эльвира стали самыми юными участниками 2-го городского конкурса компьютерного творчества «Мы дети России».
o В 2006-2007 учебном году в олимпиаде по информатике, проводимой совместно с МЭССИ, приняли участие 4 ученика нашей школы, трое из них вышли во второй тур : Ли Анна, Осколкова Настя и Качалова Виктория, которая получила номинацию «Оригинальность идеи».
o В этом же году в 3-ем городском конкурсе компьютерного творчества во второй тур в номинации «Лучший офисмейкер» вышли Багапова Анна( премьер лига) и Качалова Вика(высшая лига). Кроме учащихся старших классов в конкурсе принимали участие и ученики 5-х классов Панькин Игорь и Басун Александр.
o В 2007-2008 учебном году мы продолжили своё участие в 5-ом городском конкурсе компьютерного творчества « Мы дети России», посвящённом предстоящему юбилею нашего города.
Работа Оганисян Римы 9б «Армяне в Астрахани» заняла 3 место в номинации « Творческий проект».
В конце 3-ей четверти учащиеся нашей школы приняли активное участие в Первой Открытой Межрегиональной олимпиаде по информационным технологиям, организованной Северо-западным техническим университетом из Санкт-Петербурга.
Абсолютное большинство детей прошли во второй тур этой олимпиады (необходимо было набрать 12 баллов из 20 возможных). Это Осипенко Никита (16), Саблина Вика (18), Коваленко Даша(16), Мишагин Андрей(15), Чернухина Даша(20), Козлова Алена (19), а также Димидова Мария (18+34) , Каширская Ольга (18+31), Дисалиева Алтынай(14+28), которые уже сумели выйти в 3 тур(очный). Некоторые из них приняли участие и в третьем туре этой олимпиады и, причём, довольно успешно.
Большинство детей с удовольствием принимает участие в подобных мероприятиях. С этого учебного года в школе проводиться свой - Школьный конкурс компьютерного творчества среди учащихся 5-х и 8-х классов, с целью выявления наиболее подготовленных и талантливых детей в области компьютерных технологий.
Учащиеся 9 классов в конце учебного года с большим энтузиазмом выполняли проекты по различным темам и техническим направлениям. Это были презентации, видео, аудио работы, которые можно было бы объединить под девизом «Мир моих увлечений». При выполнении этого задания подавляющее большинство детей раскрылись с неожиданной стороны. Неожиданной для нас – их учителей. Этот заключающий этап нашей совместной деятельности в 9 классе стал поистине настоящим подарком для обеих сторон процесса.
Пути развития информатизации учебного процесса – это в первую очередь творческие пути развития взаимодействия всех участников образовательного процесса. Главное не остаться на обочине этих путей. Ведь, как известно, дорогу осилит идущий.