Мое педагогическое кредо
Жизнь – это любовь. Это великое вселенское чувство, на котором держится мир, благодаря которому не угасает человеческий род.
Однажды, в студенческие годы, у нас в группе разгорелся спор: учитель в первую очередь должен учить или любить своих учеников? Одни убеждали, что, конечно, учить, так как любить их должны родители, это их долг и обязанность, другие утверждали обратное. Тогда я не знала, чью принять сторону. Казалось, что есть доля истины в доводах и одних, и других. Но проработав совсем немного в школе, твёрдо поняла, что без любви в учительской профессии никак нельзя.
Для педагога любовь – это та философская идея, которую учитель проносит через всю свою деятельность. Для меня в развитии личности человека приоритетными являются идеи гуманизма; считаю важным, чтобы человек жил в гармонии с обществом и природой. Но любовь – это не только философия, но и практика жизни. Любить – значит дышать творчеством и трудом, стремиться преобразовывать окружающий мир.
Более 15 лет я работаю учителем. Все эти годы со мной рядом дети. Дети разные. Каждый со своим характером, эмоциями, с собственным жизненным опытом. Что могу я им дать? Прежде всего – любовь! Подчас приходится сталкиваться с озлобленной детской душой. Как много недополучили такие дети от своих близких; сколько добра, тепла и любви, предназначенные ему, потерялись где-то, обошли стороной … Изо дня в день, соприкасаясь с внешкольным миром, общаясь с детьми, я вижу, как много вокруг зла. Что порождает его? Я уверена – недостаток любви.
Проблема сегодняшнего образования состоит в том, что учителя порой не владеют искусством любить каждого отдельного ребёнка. Принимаем ли мы маленького человечка как личность, стараясь с ним сотрудничать, а не управлять его чувствами и желаниями?
В общении с коллегами, с родителями, с учениками хочется донести следующую мысль: «Мы можем воспитать либо человечишку, либо Человека с большой буквы. А для большой буквы нужна Большая любовь. Настоящая педагогика начинается с любви и кончается там, где кончается любовь».
Думаю, мне иногда удаётся донести эти мысли до ребят, а иначе не было бы рядом со мной таких прекрасных друзей из числа моих бывших учеников. Разве не счастье видеть их улыбающимися, доброжелательными, когда встречаешь их на улице или когда они приходят в гости, спешат поделиться своими радостями и горестями. В эти мгновения я стараюсь поддержать их, вселить веру, надежду, любовь, не бояться трудностей ни жизненных, ни профессиональных.
Доброта педагога является первым шагом на пути преодоления проблемы неуспеваемости, незаинтересованности ребят в получении знаний. Именно в результате добрых, доверительных отношений учителя и ученика на уроках передаётся любовь к предмету, формируется целостное представление об окружающем мире и возникает желание познавать этот мир.
Только искренней любовью к ребёнку можно завоевать его доверие, а значит, право учить его, воспитывать. И нельзя подорвать этого доверия ни словом, ни поступком. Заинтересовав своего ученика школьной географией, мы учим его мыслить, помогаем максимально раскрыть творческие возможности, дарим ему радость познания. И, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, надо помочь ученику стать высоконравственной гармонически развитой личностью. Именно это и есть моя педагогическая философия, моё педагогическое кредо.