видение реализации здоровьесберегающей технологии в образовательном пространстве

Кириллова Любовь Александровна

 

При разработке основных положений системы воспитания и образования в школе мы руководствуемся принципами и ориентирами «Закона об образовании», в котором, в частности, говорится: «Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах...». И самый первый из них: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».

Таким образом, мы видим, что государственный заказ школе строится на принципах формирования целостной личности ребенка.Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию: из стен школы мы должны выпустить не просто интеллектуала, а здорового, психически и физически, человека, способного вынести все невзгоды жизни.

Поэтому перед каждым учителем стоит ответственная задача: определить приоритеты форм и средств обучения и воспитания учащихся.

Исходя из личной педагогической практики решения вопроса здоровьесберегающих технологий, я сделала для себя важный вывод: между психическим и физическим здоровьем детей существует теснейшая взаимосвязь. Радость детей, погруженных в атмосферу творчества и любви, реализующих творческий потенциал - вот основа физического здоровья ребенка. Существует гипотеза: радостный человек не болеет и не стареет. Для реализации принципа жизнерадостности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание верной, позитивной мотивации обучения с первых уроков. Физическая и психологическая утомляемость ребенка, идущего на урок с желанием и интересом, будет намного ниже, чем у того, кто посещает урок только с точки зрения необходимости.

2.  Учитель не должен забывать, что перед ним ребенок, в котором с рождения заложен основополагающий, эффективный способ познавательной деятельности - игра. Подавление природных желаний и односторонняя форма подачи образовательного материала является потенциальным источником психологического и физического дисбаланса.

Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа. Активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение «я тоже могу», то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение. В подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной активности. Таким образом, привлекательность и эмоциональная окрашенность уроков истории через игру решает проблему утомляемости и неустойчивости детской и подростковой психики, определяет оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок.

3. Важным критерием здоровьесберегающих технологий является реализация процесса социализации личности ребенка, проявляющаяся, с одной стороны, максимальным снижением негативного влияния социума на ученика, с другой стороны, формированием умений и навыков адекватной реакции на невзгоды и удачи. Процесс социализации решает проблему успешности деятельности ребенка, что, в свою очередь, гармонизирует психофизическое состояние.

4.  Важным является и обеспечение условий психологической безопасности через создание механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.

        Таким образом, здоровьесберегающие технологии предполагают комплексное воздействие на интеллектуальном, эмоциональном, психическом и физическом уровне. Создание условий востребованности и успешности деятельности ребенка на уроке обеспечивает реализацию программы здорового образа жизни.

 

 

Комментарии