Творчество как инструмент адаптации

Шпак Елена Анатольевна

 

Противоречие: современное образование требует узкой специализации и одновременно умения учиться.

Идея изменений: блок гуманитарных предметов (русский язык, литература, риторика, деловое общение) при применении инновационных технологий предоставляет возможность создания необходимых условий для взращивания метапредметных (универсальных) учебных действий. Творчество становится инструментом достижения новых образовательных результатов.

Концепция изменений: автор убежден, что взращивание УУД неотрывно от взращивания социально-нравственных качеств зрелой личности. Творческие формы работы в рамках системно-деятельностного подхода позволяют создать ситуацию успеха, повысить личностную ценность процесса обучения, а правильно спроектированная интегративная система деятельности (учебная, внеклассная, социальная, индивидуальная) последовательно ведет к достижению ожидаемых образовательных результатов.

Функциональная грамотность неотделима от личностной зрелости.

Условия реализации опыта: преемственность, работа в классе в продолжение длительного времени.

Дополнительные условия(желательно, но необязательно): классное руководство.

Внедрение в учебный процесс: высвобождение времени для творческих форм работы за счет крупноблочной подачи материала, организованно спроектированных форм аналитической работы с прозаическим и стихотворным текстом (План подготовки к части В, План анализа лирического текста), создание собственных произведений по образцам, доброжелательная оценка творчества, рефлексия, само- и взаимоообучение («чистописание», система консультационных групп), общественный смотр знаний, конкурсы и проекты, разнообразие форм самовыражения)

Результаты -  в приложениях: призовые места в олимпиадах, конкурсах, общественное признание, рост уровня  творческих и исследовательских заданий.