В школу я влюбилась еще в детстве...

Федосова Галина Александровна

В школу я влюбилась еще в детстве. Как это произошло, я и не помню. Знаю только, что, будучи еще совсем маленькой, я с упоением смотрела на учителей, восхищаясь всем, что они совершали. Сначала у меня было много единомышленников. Каждый второй из нашего класса мечтал стать учителем. Но когда мы повзрослели, то поняли, как сложна эта профессия, как-то сразу позабыв о том, как она интересна. И уже многие не только не хотели связывать свою жизнь с педагогикой, но даже мечтали быстрее вырваться из стен родной школы, чтобы, как они говорили, начать жить по-настоящему. Я тоже ждала… Ждала с растущей тоской в сердце того неизбежного часа, когда по воле быстротечного времени должна была покинуть этот радужный мир. И вдруг в один из обычных школьных дней я поняла, что жизнь моя немыслима без школьной круговерти. Так и не смогла окончательно распрощаться с детством…

И вот я – учитель. Никогда не забуду тот удивительный миг, когда с плохо скрываемым волнением впервые перешагнула порог светлого класса и увидела горящие любопытством, искрящиеся радостью глаза пятиклассников, ожидающих, как чуда, встречи с учителем. Короткий рассказ о себе, знакомство с ребятами… И вот оно свершилось – родство душ, единение сердец. Я полюбила их с первого взгляда, еще не ведая того, какие они, мои первые ученики, но, осознавая, что на моих глазах рождается новая семья, понимая, что во многом от меня зависит, какой она будет, что впереди у этой семьи сложный, трудный путь, может быть, путь неудач, разочарований. Как же этот тернистый путь превратить в дорогу побед, достижений? Как помочь ребятам сплотиться вокруг одной единой цели? Как сделать так, чтобы эти дети, за судьбу которых я в ответе, смогли добиться всего того, о чем мечтали, смогли стать счастливыми? На эти и многие другие вопросы мне еще предстояло найти ответ. Только одно я знала с уверенностью: нужно быть  преданной своей работе и стремиться добиться успеха в  достижении поставленной цели.

Итак, я призвана была дать этим детям знания. Но какие? Чему я, новоиспеченная выпускница Мичуринского государственного педагогического института, могла научить детей, доверивших мне свои судьбы. Только азам русского языка и литературы? Нет, что-то большее они должны были унести с собой, покидая школу. Но что именно я еще не знала, только чувствовала, что безгранично люблю их. И  эта любовь открыла мне истину: каждый из моих учеников неповторим, любой из них – это целый мир, непознанный и манящий своей неизведанностью. Осознанию самих себя, своего мира – вот чему, оказывается, нужно учить детей. Ведь сколько их уходит из школы, так и не узнав главного: кто они и на что способны. Наверно, именно в этом причина того, что многие из моих одноклассников хотели быстрее вырваться на «свободу». Просто их не смогли открыть. Школа должна открывать не только знания из тех или иных областей науки, но прежде всего должна помогать открывать каждому из детей самого себя. Теперь я была уверена в том, что стать истинным педагогом смогу только тогда, когда мне удастся разжечь в детях желание вглядываться в глубь своего «я», когда научу их понимать свою душу и управлять тем сложным механизмом, который достался им от природы. Ибо только человек, умеющий управлять собой, сможет править миром, способен строить его.

Без знания азов педагогики и психологии невозможно было достижение такой цели. Но и только знания оказалось недостаточно. Надо было быть чуткой, отзывчивой, нужно было уметь предвидеть последствия тех или иных поступков, как своих, так и ребят, и уметь объективно оценивать эти поступки, к каждому из детей необходимо было подобрать свой ключик, чтобы помочь им осознать свои ошибки и увидеть себя глазами окружающих. А этому не учат в институтах, этому я должна была научиться сама, воспитывая в себе силу воли, проницательность, терпимость. Но только ли качества личности педагога играют важную роль в достижении этих целей? Конечно, нет. Еще один очень важный инструмент воспитания юных сердец был дан мне в руки – русская литература. Я осознала огромную ответственность за свои поступки, так как поняла, что в условиях современной школы зачастую только учитель литературы оказывается проводником маленького человека в его мир. Литература сама совершает великую работу воспитания, мне же надо только пробуждать любовь к слову, к искусству, к человеку, то есть к самому себе. Планомерная организация развития личности ребенка – вот мое педагогическое кредо.

А время, не дожидаясь теоретического решения мною задач, поставленных жизнью, хотя и медленно, но без остановок уже потекло  вперед, начав отсчет новой истории – истории развития молодого коллектива. Начало нового пути – это самый важный момент, момент встречи с самим собой, уже повзрослевшим и другим, и удивление от осознания того, какой ты. Постепенно дети понимали, что самих себя они знают меньше всего, что не ведают пределов собственных возможностей. Это удивление перешло в осознанный интерес к своей личности и стало толчком к созданию самих себя. А что может быть интереснее?

Помню, как мы впервые выпускали стенгазету со звучным названием «Колокольчики». Почему «Колокольчики»? Наверно, потому, что приход пятиклассников всегда событие в нашей школе (начальные классы расположены в отдельном здании). Они, самые маленькие жители нашей страны, первое время очень подвижны, их голоса звенят в коридорах, как колокольчики. Сколько радости было, когда с такой любовью нарисованная газета была вывешена в классе. Радости от открытия того, о чем еще не знали, ведь эта газета рассказывала о них самих, о только что найденных сокровищах их душ и сердец.

Отыскать эти сокровища было нелегко. По мнению Сократа, с воспитанниками должно разговаривать как с равными. К его совету и пришлось прибегнуть. Именно верная интонация в отношениях с детьми, особенно с теми, кто еще не ощутил себя одним из всех, и помогла мне найти общий язык с учениками. Чтобы найти эту верную интонацию, нужно было не только рассчитывать на свою интуицию, трудолюбие, но и знать, чем живут эти дети, какие тревоги и комплексы их мучают, какими своими проблемами они не могут или не решаются поделиться со взрослыми. Только увидев, что мне как человеку небезразлична их жизнь, их мысли, их переживания, ребята и решились сначала робкими, а затем уже более уверенными шагами двигаться по пути открытий, только когда дети поверили в то, что я тот человек, которому можно довериться, они и приоткрыли завесу тайны своего «я».

Теперь нужно было подтолкнуть их к мысли о том, что они сами должны активно созидать себя. А вызвать в ребенке горячее стремление к постижению своей личности и к самоусовершенствованию можно, только если сам ребенок захочет. А для этого нужно чаще замечать в нем хорошее, создавать ситуации, поощряющие развитие в ученике этих черт, и, может быть, порой не говорить прямо о недостатках, а помочь ребятам увидеть их в себе и осознанно вылечить болезнь, охватившую душу. Я согласна с В.А. Сухомлинским, который говорил, что «в воспитании ясно различаются две вещи – утверждение и отрицание (осуждение) … От того, в каком соотношении находятся эти две вещи, зависит мудрость воспитателя». Ребенок – это солнце, которое озаряет все кругом. Он приходит в школу с открытым сердцем и улыбкой на лице. И если учитель не сумеет сберечь радость ребенка от встречи со школой, то тучи разочарования закроют лучики этого яркого солнышка, и счастье покинет  новую семью… А как разогнать эти грозовые тучи, как эту многотрудную, порой однообразную школьную жизнь сделать более радостной, лучезарной? По-моему, именно доброжелательный тон общения, чуткость, истинное желание помочь разобраться в самом себе и в наисложнейших вопросах детских взаимоотношений и помогут еще ярче разгореться этим солнышкам, которые в будущем обогреют всех страждущих.

Шаг за шагом мы учились видеть удивительное не только в себе, но и в тех, кто рядом, в своих одноклассниках, учились уважать, понимать и прощать друг друга. Учитель не должен преподносить ученикам готовую истину, он должен научить ее находить, поэтому я старалась привить детям вкус к самостоятельным размышлениям о том, какой должна быть наша классная семья, что нужно сделать, чтобы в нашем доме поселилось счастье. Каждому предстояло определить свою роль в коллективе. Всем нужно было ответить на вопрос: куда путь держим? На уроках литературы, на классных часах, анализируя судьбы персонажей и свою жизнь, мы поняли, что у жизни свой более глубокий смысл и она дана нам не для того, чтобы мы беспрестанно удовлетворяли свои потребности и нужды, что смысл жизни стоит найти. Каждому из нас даны таланты, дабы мы могли употреблять их не только для себя, с целью достижения только личного счастья, а прежде всего для благополучия всех нас. Заставляя размышлять, я воспитывала в учениках способность отвечать за все происходящее с ними и вокруг них. Мы были в постоянном поиске, поиске нового в себе, еще неоткрытого. Известно, что процесс поиска зачастую важнее, нежели застывший результат. Может быть, для кого-то с этого и начался путь к новому ощущению жизни. Разумеется, не все сразу, не все именно в этот миг, но я уверена, что каждый, в разной степени конечно, начал свой путь к самоусовершенствованию.

Однажды я вдруг поняла, что мои дети – это уже не совсем дети. Они понемножку  делают шаги во взрослость. Не у всех, однако, получается, некоторые продолжают ошибаться, серьезно ошибаться.  Эти моменты в моей педагогической практике тоже имели важное значение: я осознала, что ребенку надо давать возможность научиться ошибаться, то есть научить его не падать при этом духом, а сделав выводы, продолжать свой путь дальше, что  учитель в трудную минуту должен выслушать своих учеников, поддержать их, дать им верный совет, должен радоваться и огорчаться вместе с ними. Моя задача как педагога – помочь ребенку зашагать в правильном направлении, поэтому для каждого ученика нужно ставить разные педагогические задачи. Истина эта стара, как мир. Но только следование ей поможет учителю стать мастером своего дела.

В последнее время все мы почувствовали, что наш класс – настоящий коллектив, а коллектив – это организм, в котором от здоровья одного органа зависит состояние всех других. Мы научились ценить друг друга, научились мириться с недостатками рядом идущих. В нашей семье сложился свой уклад, свой устоявшийся с годами порядок жизни, в котором главное – это то, что с каждым из нас происходит. Не солгу, если скажу, что любому из нас было хорошо только тогда, когда хорошо тем, кто рядом. Мы во всем  вместе. Наша общность держится на традициях, сложившихся за годы общежительства. Сердцевина этих традиций – праздники, беседы, походы, экскурсии… Как хотелось, искренне всем хотелось, чтобы все это не кончалось.

Сколько счастливых и горестных минут было прожито вместе, сколько узнано друг о друге, а мне тогда все казалось, что я очень мало о них знаю! А ведь они так много значили для меня. Юля, Саша, Маша, Дима, Венера… Мой уже 11 класс. Как незаметно пролетели эти 7 лет! Листая наш семейный альбом, я думала, что это только несколько страниц той большой эпопеи жизни, которую предстоит написать им, моим первым ученикам. Многие из страниц первой части этой толстой книги, части, повествующей о детстве, удобрены слезами неудач и поражений, многие повествуют об успехах и победах, но все события, населяющие эту книгу,  радостные или грустные, навсегда останутся в памяти тех, в чьей жизни они произошли. И к этим страницам они рано или поздно вернутся: будут перечитывать, вспоминать, грустить, гордиться, плакать, смеяться и жить дальше. Они еще полностью не осознали, что страница школьной жизни самая короткая, что она, затертая в портфелях, измазанная мелом и чернилами, самая родная и бесценная…

Первую часть моей большой книги, действительно ставшую для меня самой дорогой, я часто перечитываю, вот и последние страницы второй части уже дописаны, и так не хочется и их перелистывать… Но я понимаю, что все дети рано или поздно вырастают, что расставание с ними неизбежно. Да,  школа – это  боль, боль расставаний, но не только. Школа – это и радость, радость встреч. Прошло совсем немного времени, и мои дети вернулись, чтобы рассказать о новых страницах своих книг.

Странно подумать, что когда-то все могло сложиться иначе, не имей я твердой уверенности в своем педагогическом будущем. Школа (теперь уже навсегда) – это моя жизнь, как жизнь и рядом со мной работающих учителей. (Какие они удивительные, потрясающе  интересные люди!) И я счастлива, счастлива потому, что смогла отдать этим детям частицу себя. Да, педагог должен отдавать каждому ученику частичку своего сердца, ведь от этого он не становится беднее, а становится богаче, так как частичка его сердца бьется в каждом из тех, с кем он с ним поделился.

 

Комментарии

Куликова Наталья Владимировна

Галина Александровна, интересно и удивительно то, что в Ваших словах отражаюся и мои чувства. Однажды я услышала такое выражение: "Школа это - маленькая жизнь". Но для педагогов это - вся жизнь! И она такая огромная и многоликая!!!Каждую её секунду мы проживаем движением нашего сердца. И болит оно за тех, которые лет через 5 или 7 покинут школьные стены. Сейчас некоторые мои выпускники стали моими коллегами. И работают со мной в одном коллективе. И как приятно осознавать, что на страницах их "книги жизни" мною вписаны понятия: "любовь", "творчество", "доброта", "терпение". И вдвойне приятно сотрудничать с теми, кого ты старательно и упорно пытался научить красивому, доброму, вечному.

Федосова Галина Александровна

Не могу не порадоваться успехам Вашей педагогической деятельности. Некоторые из моих учеников тоже мечтали стать учителями, но их фантазии так и не реализовались. Вам же посчастливилось заразить любовью к школе своих воспитанников. Искренне Вам завидую, это верх педагогического мастерства - воспитать последователей.