Проектная деятельность как одна из форм коммуникативной направленности обучения

 

 

Проблема, над которой я работаю в течение многих лет: «Активизация речевой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время». Всегда считала эту проблему одной из наиболее актуальных, так как она напрямую связана с повышением коммуникативной направленности обучения.

 

Научить детей свободно общаться на иностранном языке – и не отдельных одаренных учащихся, а каждого ребёнка – нелегко. Для её решения приемлемы разные методы. Главное, чтобы они развивали интерес ребят к изучению языка, были эффективны и привели к овладению искусством коммуникации.

На собственном опыте я убедилась, что оптимальная форма – это выполнение проектных заданий: ролевых, учебно-познавательных, творческих, информационных. Но необходимо, чтобы подобные занятия проводились не от случая к случаю, а в системе: от простого к сложному, с использованием яркой наглядности и современного технологического оборудования.

Одной из эффективных форм проектной деятельности является  защита тематических проектов. Систематическое использование мною на уроках мультимедийного проектора, дополнительной информации, взятой из разных источников, в том числе и из Интернета, привело к тому, что учащиеся, готовясь к защите своего проекта,  сами научились подбирать необходимый материал (лексический и демонстрационный), составлять свои тексты на основе изученной лексики. Они оформляют слайды и приносят на урок свои проекты в электронном варианте.

К защите проекта учащиеся готовятся с самого начала изучения темы. В VII классе при работе над темой «Мое летнее приключение» по учебнику К.И. Кауфман детям было предложено выполнить следующие задания:

1. Speak about the weather during last summer holidays.

2. Describe the most interesting events.

3. Show the photos or draw pictures illustrating your adventures.

4. Be ready to answer the questions about your summer adventure.

5. Give an advice to your classmates about the best way of spending summer holidays.

6. Prove that camping is a real adventure.

Защищая свои проекты, учащиеся рассказывают о наиболее интересных приключениях, которые произошли с ними во время летних каникул, наглядно показывая с помощью презентации те места, где они побывали. Затем они отвечают на вопросы одноклассников и учителя:

1. Do you want to visit that place again?

2. Is it pleasant for you to carry a heavy backpack?

3. Do you prefer to travel with your parents or classmates and teacher?

4. What was the most important equipment for you during your excursion?

5. What is more interesting for you: to visit a big city or to go to the forest during your holidays?

Большой интерес у восьмиклассников вызвала тема о значении изучения иностранных языков. Кроме той новой информации, которую дети получали на уроках, они должны были найти дополнительную информацию об английском и русском языках. Защита проектов проходила в форме презентации «The Passport of Russian Language» и «The Passport of  English Language». Группа разделена на две команды, каждый участник которой имеет свое задание по подготовке проекта. Задания могут быть следующие:

1. Найти информацию об исследуемом языке:

-Name of the language

-It is the official language of (name of the country)

-How many people speak it as a first language?

-People understand it in (name of the countries)

-How many people speak it as a second language?

-Origins of the language

-Languages that contributed to the language

-Foreign words in the language

-Easy things for foreigners in the language

-Difficult things for foreigners in the language

-Why people learn this language

2. Оформить паспорт языка на основе полученной информации.

3. Сделать презентацию о популярности исследуемого языка в мире.

4. Быть готовыми задавать вопросы и отвечать на вопросы представителей другой команды.

Учащиеся 10 класса с большим интересом и ответственностью относятся  к подготовке проекта по теме «Экология. Защита окружающей среды». Урок проводится в форме «Экологического форума». Каждый участник представляет какую-то страну и выражает точку зрения подростков на данную проблему в своей стране.

Проектную форму работы использую не только на уроках. Эта деятельность позволяет ученикам расширять свой кругозор, получить опыт практического использования иностранного языка, слушать друг друга и потом беседовать по той или иной проблеме в ходе защиты проектов  на занятиях элективного курса в 9 и 10 классах по теме «Страноведение». Дети находят в Интернете, в книгах, в справочниках, в газетах и журналах такую информацию о странах изучаемого языка, которой нет в программном материале. Причем, я предлагаю им самим выбрать интересную для них тему по изучаемому разделу. Таким образом, учащиеся узнали много нового о королевской семье Объединенного Королевства, совершили заочное путешествие в Уэльс, в Шотландию, в Северную Ирландию, в США, окунулись в историю стран изучаемого языка, «прошлись» по замкам Великобритании, узнали много легенд. О традиционных гонках в Англии не только получили информацию и посмотрели презентацию, но и попытались быть участниками некоторых из них (в игровой форме). Проект «Tea Time» - один из самых интересных и познавательных. Дети познакомились с такими понятиями как: a sip of tea, Black Teas (Ceylon, Darjeeling, Earl grey), Oolong Teas (Formosa Oolong, Mainland Oolong), Green Teas (Gunpowder, Imperial), Brewing Tea (A pot of Tea, a Cup of Tea) и другими, узнали о времени приема чая англичанами, о посуде, которой сервируют стол к чаю (tea balls, tea caddies, tea cozies, teaspoon infusers, tea strainers, earthenware teapots), о том, какой чай готовить к какому событию, о сэндвичах и сладостях к чаю. Урок заканчивается чаепитием с презентацией рецептов приготовления чая и печеных изделий, сделанных дома по английским рецептам.

Работа над проектом разнообразит урок, развивает воображение, творчество, фантазию, мышление детей, способствует повышению интереса учащихся к предмету, позволяет вовлечь всех учащихся в работу, в коммуникативную деятельность, помогает им избавиться от страха говорить на английском языке, учит самостоятельной работе по выбору необходимого материала.

 

 

 

 

 

Комментарии

Ахметова Айна Мурадбековна

Использую метод проектов в своей работе.

Мелешко Олеся Геннадьевна

В нашей школе мы тоже стараемся уделить проектной деятельности внимание.
Уже со второго класса мы пытаемся научить детей состовлять проекты. В прошлом году ученики в конце года составляли проект "Моя ферма". Ученики рисовали ферму и животных. Конечно объем монологических высказываний был не очень велик (7-9 предложений), но детям очень понравилось выступать самим и смотреть проекты одноклассников.
Метод проектов делает процесс обучения более увлекательным, интересным, наглядным и соответственно более эффективным.Все ученики, независимо от их способностей, принимают активное участие, получают поощерение со стороны учителя (в виде хороших отметок и грамот), тем самым создаётся ситуация успеха.