Индивидуализация образовательного процесса на основе поисково-исследовательской деятельности
В современном российском образовании усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора учебных действий. Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают стандарты и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. Центральная роль в этом отводится исследовательской деятельности, позволяющей каждому ученику уже в рамках общего образования ощутить себя в роли начинающего ученого, преобразователя действительности, реализовать только свои запросы и интересы.
Осмысливая переход к образованию будущего, приходим к выводу, что исследовательскую деятельность необходимо рассматривать не как самоцель, а как инструмент индивидуализации обучения. А это значит, что в фокусе внимания учителей-предметников становится исследовательская деятельность учащихся как универсальный способ изучения и освоения окружающего мира на основе решения комплекса исследовательских задач, проблемных ситуаций и противоречий.