ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ – СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выгодский.
И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.Исследовательская деятельность позволяет каждому обучающемуся испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – формировать и поддерживать стремление, желании и интерес ребенка к этой работе.
Примером такого социального проекта рассмотрим участие коллектива МОУ СОШ №1 г.Переславля-Залесского Ярославской области в Интернет-проекте для несовершеннолетних «Подросток и закон», Интернет-проектах по биологии, химии, физике, которые проводятся Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского (4)
Выбор данной площадки обусловлен тем, что цели Интернет-проектов Центра ориентированы на создание условий для развития индивидуальных возможностей человека, его успешную социализацию в быстро меняющемся мире.
Впервые обучающиеся школы приняли участие в Интернет-проектах в 2006 году. Это была одна команда, которая приняла участие в эколого-биологической викторине. Сегодня уже 12 команд общей численностью около 90 человек выполняют проектные задания Центра. Всего более 250 учеников прошли через школу Интернет-проектов.
Приведем результаты исследования степени готовности и мотивированности учащихся 7,8,10 классов школы к реализации исследовательской деятельности.
Из результатов анкетирования видно, что доля детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности, является наибольшей среди опрошенных в 7, 8 классах и составляет 77,1% и 76,8% соответственно. Но показатель доли мотивированных учащихся (желание заниматься исследовательской деятельностью) в 7 классах больше, чем учащихся обозначивших свой интерес. Это значит, что 81,4% семиклассников потенциально готовы к исследовательской деятельности. Напротив, доля учащихся 8 классов, желающих заниматься исследованиями, ниже, чем доля восьмиклассников, проявляющих интерес к этой деятельности. Для объяснения снижения мотивации учащихся 8 классов необходимо дополнительное исследование.
Доля учащихся старшей школы положительно ответивших на вопросы позиций значительно ниже тех же показателей учащихся основной школы.Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в исследовательских Интернет-проектах, взаимодействие со сверстниками во время защиты индивидуальных исследовательских работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний.