Аттестация
Публичное представление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota.docx | 673.17 КБ |
aktualnost_i_perspektivnost_opyta.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Актуальность и перспективность опыта
Происходящие изменения в общественной жизни государства требует развития новых педагогических технологий, творческой инициативы, навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования универсального умения, решать возникающие проблемы. Именно поэтому с 2009г. я работаю над этой проблемой.
Учебный проект – одна из личностно-ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские поисковые методы обучения. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектной и поисковой) не просто формируют умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Он широко востребованы за счет рационального сочетания, теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помнить, что в стенах школы "не мыслям надобно учить, а учить мыслить".
Использование проектной методики является средством расширения возможности школьного образования, проводником инновационных идей, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Концептуальность
Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проектное обучение – хорошая альтернатива классно-урочной системе, способ выйти за пределы урока с вопросами, связанные с углубленным изучением литературы, выход на олимпиады, научные общества учащихся.
Методика проектной работы предполагает коллективную, групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при ее решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребенка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость выполнения общего дела.
Наличие теоретической базы опыта
Более 3-х лет я серьезно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы. Изучила серьезные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и других).
Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г.Качурина "Организация исследовательской деятельности на уроках литературы" (М., 1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, так как "исследовательский путь познаний естественен, соответствует природе человеческого мышления". М.Г.Качурин убежден, что "исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников".
В основу учебного проекта так же, как и исследование, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действие, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс, предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную форму работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их на практике.
Ведущая педагогическая идея
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; совершенствование навыков исследовательской деятельности.
Оптимальность и эффективность средств
Глубоко убеждена, что литература как искусство, литература как учебный предмет обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию личности, организуя такое воспитательной пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащему реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средства получить оценку и обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышления и глубоких переживаний.
Поэтому обозначу вопросы, которые для меня сегодня важны: как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученику, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными?
Следует отметить, что все начинается с проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить аргументы, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются лицензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.
Учебные исследования становятся реальными, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Исследование может быть организовано на всех этапах изучения литературы: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Курс литературы в 5-7-х классах предоставляет много возможностей для этого. Так на уроках изучения малых жанров фольклора по теме "Пословицы и поговорки" пятиклассники составляют диалоги (мужа и жены, матери и сына и т.д.).
С учащимися 5-6-х классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств – музыкой, живописью, театром, тем более что я работаю в классах с углубленным изучением эстетических предметов. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления, и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов, художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние роды искусств оказывают друг на друга? Работая с драмой А.С.Пушкина "Борис Годунов", идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И.Суриков, В.А.Фаворский, В.Г.Перов).
В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов познания во всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала, актов из истории литературы и ее современного состояния, а также информации знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки. Это создает основы для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
В организации проектно-исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, не которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.
Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Ученики 9-11 классов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только по художественным конференциям, которые выходят за рамки учебной программы, но входят в обязательный минимум образования.
При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучению материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую ее проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной форме, применяю урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок-исследование, урок-поиск, творческую мастерскую, урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок-круглый стол, дискуссия, экскурсия.
Например, при изучении романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" провожу урок-диспут "В чем смысл судьбы Онегна и Татьяны?" размышляя над вопросами, какой духовный мир проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов (В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского, Г.А.Гуковского, Ю.М.Лотмана, Д.М.Мережковского), спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.
Работа по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие интересные темы. Учитель руководит проектной работой, направляет поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешной проектной деятельности становятся:
- личный интерес учащегося;
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- констатация исходных данных
Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты. Изучая роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" ученики подмечают, что он не укладывается в привычную схему анализа художественного произведения, так как в его основе концепция о "троемирии" (В.Акимов). Как и зачем соедини автор библейское предание, историю двух влюбленных и московские сатирико-бытовые сцены? Такой проблемный вопрос побуждает рассмотреть философско-эстетическую проблематику романа: через художественные образы Булгаков обращает к комплексу важнейших нравственно-философских проблем (проблеме выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования).
Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока используются для презентации подготовленных проектов.
Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая- либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметная неделя, научно-практические конференции, викторины, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.
Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время. Каждая группа должна была выполнить поиск и анализ материала, оформить выводы в виде презентации, публикации, реферата. В ходе исследования школьники изучили материалы по истории города Саранска, представив результаты в виде обобщенной презентации "Родину не выбирают" (10 класс).
Таким образом, системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволило достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, увереннее чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными, активно участвуют в деятельности школьной, городской научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских и творческих работ разного уровня.
Результативность опыта
Применение метода проектов на уроках литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы, в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. Сравнивая количество обучающихся на «4» и «5», можно увидеть значительный рост (на примере 8 Г класса, в котором метод проектов применяется с 2009-2010 учебного года).
Качество знаний
Учебный год | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 1ое полугодие 2012-2013 |
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 |
Качество знаний, % | 50 | 60 | 68 | 71 |