Мой лицей и Я.
Статья в газете "Труд" города Каменска-Шахтинского Ростовской области об истории развития образовательного учреждения лицей№5. Автор Косарева Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.doc_3.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Никакая школа, кроме этой, « не могла бы
так удачно сплавить в одно целое все
сокровища жизни, сохранив неприкосновенным
тончайший узор каждого отдельного счастья…»
( А.Грин «Алые паруса» )
Начало – дело ответственное. Как начнешь, так и пойдет. Начать нужно правильно: неверная нота, интонация – и…
В 1989 году … На окраине? Нет!.. На въезде в город, окнами на простирающуюся степь, открылась школа. Голубая и звонкая. Если идти от степи, то словно продолжение неба, наполненного несмолкающим щебетом жаворонков.
- А вы знаете, сколько надо пластилина, если сделать
одноглазого циклопа?
Вопросы… Вопросы… Как учить? Кого учить? Учить или учиться? Приходилось искать ответы на самые, казалось бы, простые вопросы. Новая школа - значит надо жить и работать по-новому. Это определенно. Но как? Вот и учились, прежде всего учителя, причем все, причем много. И что же?
А уже в 1990 голу школа стала первым и пока единственным в городе лицеем. Конечно, это неслучайно. Физики – не лирики, они практики, они, дай им рычаг, землю могут перевернуть. Вот и первый приоритет: точные науки.
Но ведь Ньютонами не рождаются. Значит, надо, чтобы каждый маленький человек развивался так, чтобы стал или Фарадеем, или Моцартом, или талантливым токарем, в общем, стал таким, чтобы был интересен себе и людям. Вот и второй приоритет: развивающее обучение. Это в 1993 году подтвердилось: школа теперь не школа, а «Школа развивающего обучения».
- А может ли всё быть всем?
- ???
Опять вопросы? Развивая детей, развивалась и школа, шла, опережая время. Материально-техническая база, основанная на современных информационных ресурсах – вот третий приоритет.
Энштейн не был бы Энштейном, если бы удовлетворился только школьной программой. А что же ученики голубой и звенящей голосами детей школы? Вышли за рамки: в 1998 году коллектив начал сотрудничество с НПИ (Новочеркасский политехнический институт, сейчас ЮРГТУ), что позволило осуществлять профильное образование и реализовать обучение повышенного уровня.
Это не все. Тогда же, в 1998 году, лицей стал федеральной экспериментальной площадкой. Позволим себе цитату из документа:
« Создание модели муниципального образовательного учреждения как градообразующего фактора» - проблема, работа над которой способствует формированию социально активной личности для решения проблем социально-экономического развития города и реализации человека в нем»
Вот теперь точно можно сказать: «Не на окраине, а что называется в центре, в гуще событий». И смело добавить: « Не в последнем ряду российского образования стоит школа-лицей №5 г.Каменска - Шахтинского на рубеже столетий».
«Корабль шел…Гребень вала, распластанный корабельным кием, напоминал крылья гигантской птицы…» - именно таким кораблем с выбеленными едва голубыми парусами теперь воспринимается школа. В актовом зале со дня открытия лицея №5 красуется его герб, его символ – корабль только с алыми парусами. Наш корвет никогда не отстаивался в тихих заводях, он предпочитал бушующий океан, он всегда шел непроторенными путями, часто являясь первопроходцем. От капитана корабля до матроса – единая команда, от слаженных действий которой зависит результат. Кто же они? Это…
- А любезный носорог нос имеет или рог?
Опять вопросы? Лицей знает, что такое равноускоренное движение. И еще знает, что движение вперед – это самый главный приоритет.
2001год. Опять документ: «Лицей становится участником всероссийского проекта «Правовое образование», членом общественной организации «Школа и демократия». Демократизация образовательного пространства рассматривается как образовательный процесс». Вот определился и четвертый приоритет: демократизация. Мы знаем, что слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности. «Пережить, осознать, суметь»- вот три этапа творческого процесса. На том и стоим.
Тогда же лицей становится участником международного проекта
« Здоровая школа». Директор лицея, Гайдукова С.П., представляет в составе делегации России на международной конференции в Варшаве по проблемам здоровьесберегающего образования г.Каменск-Шахтинский, делясь опытом системы организации обучения в лицее. Пятый приоритет: здоровье детей.
Впрочем, среди всех приоритетов самым главным все же является тот, для кого появилась и существует до сих пор школа: ребенок. Суверенность каждого ребенка, уникальность его опыта, который является отправной точкой для творческого поиска и претворения – вот главное. При самостоятельном выборе ребенок становится мужественным, искренним, у него развивается фантазия и интеллект, дар наблюдателя, терпение, вкус. Все это обеспечивает путь к культуре. Не нами, задолго до нас уже была выведена формула работы с маленьким человеком: «Детское мышление – это не слабое мышление, а особый тип мышления, и притом могущий иметь какие угодно степени совершенства» (П.А.Флоренский)
- А вот из меня идет дождь, но я это чужим не
показываю….
Пришел успех и признание.
2002 год. Публикация учебно-методического пособия «Модернизация образования. Опыт проектирования образовательной системы лицея»;
2003 год. Публикация учебно-методического пособия « Социально-педагогические проекты развития школы. Педагогические эффекты проектного управления».
2006-2008 год. Семь публикаций и все о жизнеустройстве лицея, например,
« Методическое пособие для желающих обучаться проектным способом: авторский проект учащихся лицея».
2003 год. Диплом «За многолетние успехи в образовательной деятельности и качественную подготовку выпускников» ( оценка Института образовательной политики);
2004 год. Диплом «За высокие достижения в учебно-воспитательном процессе» (оценка Министерства науки и образования РФ);
2005 год. Диплом «За высокие достижения в учебно-воспитательном процессе в 2004-2005 учебном году» ( оценка Российской Академии образования и Института образовательной политики).
2006 год. Диплом победителя (первые в городе!) конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование».
Чьими именами гордится школа? Конечно, именами своих учеников, преуспевающих в жизни города, региона, России. Таких немало.Но прежде всего именами тех, кто «лепил» из них стоящих людей: …
- Может быть, пора угомониться...
А как же родители? Ведь нравственность формируется в поколениях. Значит, родители должны активно влиять на процесс воспитания и образования их детей. Так был разработан проект «Попечительское движение» и появился благотворительный Фонд развития лицея, организована работа Совета лицея.
2008 год. Мы на гребне волны. Фарватер для корабля прокладывает штурман, учитывая тальвег и стрежень. В актовом зале все те же алые паруса. И команда в сборе. Мы вступили в эксперимент по апробации стандартов нового поколения.
Из документа: «С этого времени в лицее реализуются новые требования к результатам освоения образовательных программ. Мы отрабатываем механизмы достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Мы отрабатываем новые формы и методы оценки результатов образовательной деятельности. Мы внедряем новые формы накопительной оценки – портфолио учащихся».
2009 год. Лицею присвоено звание Лауреата Национальной образовательной программы « Интеллектуально-творческий потенциал России» за систему выявления и поддержки одаренных детей, а также за результативное участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» ( по итогам 2008-2009 учебного года).
2010 год. Лицею присвоено звание Лауреата Национальной образовательной программы « Интеллектуально-творческий потенциал России» за результативное участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» ( по итогам 2009-2010 учебного года).
«Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность…увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни…» - читают дети в книге А. Грина и видят себя Греями, которым все подвластно. И алые паруса далеко не случайность не только в актовом зале, но и в судьбе каждого лицеиста. Становясь взрослыми, каждый из команды отправляется в свое плавание, и от того опыта, который они получили в школе, зависит их траектория движения по жизни, станут ли они Колумбами или Маггеланами, открывающими новое, доселе неизведанное.
2011год. «Свистать всех наверх! Поднять алые паруса! И вперед! У нас еще столько непознанного!»
Лицей становится стажировочной площадкой для реализации направления «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования». Из документа: « Сегодня в лицее накоплен опыт реализации новых требований к содержанию начального образования, которое предполагает следующее: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Кроме того сегодня в лицее осуществляется перевод содержания образования в деятельностную парадигму. Мы осуществляем введение новых образовательных технологий: обучение на основе учебных ситуаций; проектных задач».
- А в юбке на ваш взгляд есть ложка души?
Отчего люди испокон веков строили храмы и молились в них сообща? Ими двигала жажда братства, соборности. Нас с детьми объединяет тот же дух братства. Служа друг другу, мы одновременно служим общему – цельности, единству, гармонии.