Нестандартные уроки
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм учебных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_uroki.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные уроки
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Многие специалисты и педагоги-практики отмечают, что существующие в настоящее время учебно-методические разработки на базе средств ИКТ, в том числе достаточно многочисленные электронные образовательные ресурсы, несмотря на их высокий образовательный потенциал используются редко, бессистемно, преимеущественно с целью контроля знаний и формирования репродуктивных навыков. Недостаточно реализуются возможности средств ИКТ в целях развития умений и навыков сопоставления, синтеза и анализа, выявления связей и закономерностей в изучаемом материале, нахождения путей и планирования этапов решения познавательных задач. В этой связи необходимо формирование у обучающихся умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, ориентированных на регистрацию, сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, а также представления полученного результата.
В данном контексте совокупнось знаний, умений и навыков обучающегося по использованию средств ИКТ в процессе освоения умений обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации, их развития и совершенствования при выполнении практических учебных заданий; самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование электронных образовательных ресурсов; выполнения творческих заданий, ориентированных на регистрацию, сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, а также представление полученного результата будем называть информационно-технологической культурой.
Нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Анализ педагогической литературы позволяет выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от сказочного героя.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков
1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и, в первую очередь, разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
7. На уроке возможно использование внепрограммного материала, углубленное рассмотрение выбранной темы.
8. Для организации и проведения урока возможно привлечение людей разных профессий.
9. Стремиться к созданию эмоционального подъема, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, способностей и интересов.
10. При подготовке к уроку возможно создание временной инициативной группы из числа учащихся.
11. Необходим самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.
Критерии оценивания нестандартного урока
1. Конспект урока
1. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих целей и их многоплановость (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить и т.п.)
2. Соответствие содержания урока его типу.
3. Структура урока (насколько она отвечает содержанию урока, согласованность его отдельных частей и элементов, рациональное использование времени).
4. Активизация познавательной деятельности учащихся (чередование видов деятельности, постановка проблемных вопросов, обращение к разным источникам информации, использование заданий репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, творческого характера).
5. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
6. Обеспечение оперативной обратной связи на каждом этапе урока.
7. Направленность урока на создание ситуации успеха и комфортных психологических условий для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, способностей и интересов.
8. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
9. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
10. Соблюдение коммуникативной культуры учителя и учеников.
11. Домашнее задание: логичность, умелый подбор заданий с комментированием и дифференциацией.
12. Подбор дидактического материала.
13. Эффективность использования средств обучения на уроке.
13. Результаты урока: воспитательный и образовательный эффект.
14. Грамотность изложения и качество оформления разработки.
15. Грамотность включения использования средств ИКТ в этапы урока
Самоанализ урока
1. Обосновать выбора нестандартной формы проведения данного урока, его место в системе других уроков.
2. Соотнести поставленные цели урока с его результатом, выявить возможные причины успеха или неудачи.
3. Обосновать выбор структуры и типа урока.
4. Оценить соответствие уровня трудности, содержания материала, методов обучения специфике урока.
5. Охарактеризовать возможности учебного кабинета и целесообразность использования средств обучения на уроке.
6. Оценить уровень информационно-технологической культуры учителя и ученика.
7. Обосновать выбор дидактического материала.
8. Оценить результаты урока, сделать выводы.