Урок -устарел?

Маслакова Юлия Геннадьевна

Маслакова Ю.Г.,

учитель иностранных языков МАОУ СОШ №5

 

 

Урок устарел……?!

 

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

 

Урок устарел – говорит кое-кто смеясь. Добавлю: урок устарел лет 100 назад точно, если не раньше. Классно – урочная система существовала начиная с 16 века в Страсбургской школе И.Штурма, в иезуитских школах и коллегиумах; в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии задолго до того времени, когда Я.А. Коменский теоретически обосновал и сформулировал правила, по которым нужно строить занятия в школах. Предлагая свою систему обучения, Я.А. Коменский писал, что обучение должно происходить легко и мягко, как бы само собой – без побоев и суровости, без принуждения, без больших усилий. По – моему, очень современно.

В последнее время изменились подходы к типологии урока, расширился видовой спектр урока, появились новые современные технологии, но сам урок как занятие с постоянным составом учащихся, одновременным для всех началом занятий, определённым временем их продолжения и т.д. - остался. В педагогической литературе сравнивают  достоинства и недостатки урока. Спорят об альтернативных возможностях организации учебного процесса. Это естественный процесс, который обусловлен социальными, экономическими изменениями, происходящими в обществе, новым уровнем технического прогресса. Не может урок оставаться таким, каким он был, к примеру, лет пять назад: дети приходят с иными приоритетами, с иными способностями. И дело здесь не в уроке, а в огромном разрыве между старой системой обучения и потребностями к новой, к которой уже готовы дети, но не всегда готовы учителя.

Ш. А. Амонашвили в своих лекциях, на которых мне посчастливилось присутствовать, говорил: «Урок как Человек» и ещё «Где ты рождаешься, где ты живёшь, Урок?... Но ты не можешь жить там один, ты ведь не можешь существовать без меня!».

Вот и я полагаю, что Урок без Учителя, без его знаний, без высокого уровня профессионализма, без его души и сердца – это урок скучный, нудный, мучительный, а самое главное, бесполезный для ребёнка.И в рамках урока нужно и можно построить преподавание так, чтобы оно не только захватывало ум, но и вызывало бы различные чувства у учащихся. Создание высокого эмоционального тонуса - необходимое условие получения знаний, так как пережитые знания становятся убеждением. Отсутствие определенной схемы в учебном занятии, гибкость форм работы не означает хаоса в учебном процессе. Учитель, как дирижер в оркестре, должен следить за работой всех учащихся, знать их возможности, объяснять с учетом развития и подготовки, не допускать отставания, вовремя обнаруживать пробелы и заполнять их, обеспечивать конкретное развитие детей.

Посещая очень часто уроки своих коллег, много раз приходилось наблюдать скучающие взоры детей, несмотря на дидактически грамотно спланированный учителем урок. Не становятся на таком уроке образовательные цели понятными детям. Несколько лет в нашей школе отрабатывалась поэтапно личностно ориентированная технология (автор И.С. Якиманская). Модель урока, предложенная нашими педагогами, предполагает изучение индивидуальных особенностей детей, но самое главное, их учёт при планировании урока, работу над формированием навыков целеполагания у учащихся (с 1 класса), систему предвидения выбора каждым учащимся уровня предлагаемых учителем заданий, вида деятельности, самооценку, самоконтроль, взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, анализ деятельности каждого ребёнка в ходе каждого урока (отслеживая не только результат, но и процесс). Да, подготовка к такому уроку занимает много времени у учителя, связана с тщательным отбором учебного материала, продумыванием дидактического обеспечения урока, разработкой линии деятельности каждого ребёнка. Но результат стоит того: контрольные измерения (педагогические и психологические) в классах показали главное – не пропал интерес детей к обучению.

Переориентируйте содержание урока на деятельность, с приоритетом индивидуальной деятельности ребёнка; пересмотрите функции учителя в сторону партнёрства с учеником (даже если лидирующая роль будет принадлежать учителю, в силу уровня образования, жизненного опыта) и думаю, что урок не покажется нам таким устаревшим.

Многое, нет, почти всё на уроке, зависит от учителя. Не об уроке нужно говорить, а об учителе, его «устаревшем», «неподвижном» сознании, о его «железобетонной, непоколебимой» позиции в отношении знаниевой парадигмы.

Да, урок сегодня не такой как раньше. Дальнейшее развитие общества приведёт к новым изменениям, но вряд ли можно говорить о том, что урок устарел и вряд ли можно ожидать, что в ближайшее время мы откажемся от классно – урочной системы и от тех дидактических принципов, что были сформулированы ещё в «великой дидактике» Яном Амосом Каменским